Федеральный закон 223 фз комментарии. Закон российской федерации о госзакупках со всеми изменениями
До конца года должен быть принят законопроект, который внесет важные изменения в работу по 223-ФЗ с 2016 года. В этом материале: приведен перечень способов закупки с 2016 года, даны комментарии к электронной форме закупки, отмечено усиление контроля по 223-ФЗ.
В Школе электронных торгов состоялся Станиславом Грузиным, заместителем директора департамента массового продвижения ОТС-tender. Участники вебинара рассмотрели Проект Федерального закона № 821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»».
В ходе вебинара были разобраны вопросы:
- закрытый перечень способов закупки (далее прокомментированы особенности каждого способа закупки и сроки);
- разработка и доведение типовых положений о закупках;
- возможность присоединения к положениям о закупках;
- расширение случаев обжалования со стороны участников закупки;
- возможность привлечения специализированной организации;
- этапы закупки (предварительный квалификационный отбор, переторжка, конкурентные переговоры и др.) и порядок их включения в Положение о закупках;
- возможные схемы проведения конкурентных способов закупок;
- составы протоколов, обязательных в ходе проведения и по итогам закупки;
- размещение информации в единой информационной системе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- понятие «электронная закупка»;
- понятие «закрытых» способов закупки;
- изменение состава извещения о закупке;
- увеличение отчетности заказчиков по результатам закупки.
Перечень способов закупок по 223-ФЗ
Разработчиками законопроекта устанавливается перечень способов закупки, которые заказчики по 223-ФЗ смогут предусматривать в своих положениях о закупке:
1. Конкурентные способы:
- конкурс;
- аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
2. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Законопроектом не конкретизированы случаи и основания, когда заказчик может применять этот способ закупки Способ Закупки у единственного поставщика остается на усмотрение заказчика.
3. Иные способы закупки заказчики смогут проводить только, если начальная максимальная цена (НМЦ) договора превысит размер, установленный Правительством РФ. Сейчас такой размер не установлен, ожидаемый размер — 200 млн. руб.
Для каждого из этих способов приведены определения, чтобы унифицировать процедуры у разных заказчиков.
Законопроект установил минимальные сроки приема заявок на участие в таких закупках:
- для конкурса — 15 дней;
- для аукциона — 10 дней;
- для запроса котировок — 4 рабочих дня;
- для запроса предложений — 5 дней.
Электронная форма закупки
Закупка в электронной форме по 223-ФЗ будет проводиться только с использованием функционала электронной торговой площадки. К площадкам установят минимальные требования, при выполнении которых площадка попадет в список разрешенных, услугами которой можно будет пользоваться.
Не идет речь о резком сокращении числа площадок по 223-ФЗ, но их точно станет меньше. Присматривайтесь к площадкам уже сейчас.
Согласно законопроекту, будет установлена квота закупок, которые необходимо будет провести в электронной форме. Основная задача законодателей — максимизировать количество электронных закупок. Цели законодателей — понятны. Совет заказчикам: готовьте собственные электронные перечни уже сейчас. Электронная закупка, возможно, должна будет составлять половину объема закупок.
Курс « » в Школе электронных торгов. Программа составлена в соответствии с новыми Профессиональными стандартами «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» (пр.Минтруда России от 10.09.15 №№625-626н). Удостоверение о повышении квалификации 72 часа.
Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.
Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Среди экспертов по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.
223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий
Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.
44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ | Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному |
Единые правила для всех заказчиков | У каждого заказчика свои правила |
Закрытый перечень способов закупок | Каждый заказчик может применять любые способы закупок* |
На ЭТП проводится только аукцион | На ЭТП могут проводиться любые закупки |
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) | Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно |
Заказчик обязан заключить договор с победителем | Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем |
Основные принципы 223-ФЗ
Кто-то может подумать, что принципы - это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:
- Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
- Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
- Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
- Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов. Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам, ведущий :
И еще одно интересное мнение эксперта о незаконном ограничении участников торгов по 223-ФЗ. Например, незаконно, если в лот включена разнородная продукция, либо «разно лицензируемая» и пр. Столкнулись с такой несправедливостью? - жалуйтесь в арбитраж (не в ФАС, т.к. в ФАС по 223-ФЗ жалуемся только в строго определенных случаях, прописанных в законе). И отстаивайте свои права!
Запись вебинара «З » : про порядок заключения договора в рамках закупок по 223-ФЗ: виды договоров, изменение и расторжение, отказ от заключения договора.
Кто работает по 223-ФЗ
Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ . Разберем этот длинный перечень.
Заказчики по 223-ФЗ:
- Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
- Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
- Бюджетные учреждения:
- за счет грантов, субсидий;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».
Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ
Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):
- Положение о закупках.
- План закупок.
- Извещение о закупке.
- Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.
Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.
Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.
Действия заказчика:
- Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
- Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:
- новую редакцию положения о закупке;
- документ, содержащий перечень внесенных изменений.
Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):
- для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
- для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.
Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:
Заявка участника
Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.
Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.
Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?
223-ФЗ: электронная подпись
Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.
Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.
Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
22354 просмотра
Федеральный закон от 29.06.2015 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Закон касается развития и поддержки малого и среднего бизнеса, в частности, за счет закупок, осуществляемых государственными компаниями и всеми другими заказчиками, которые работают по 223-ФЗ.
Законом №156-ФЗ создана Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Корпорация создавалась с целью оказания поддержки субъектам МСП, которая заключается в нескольких инструментах:
- Административные функции. На корпорацию возложен контроль за выполнением заказчиками по 223-ФЗ квоты по закупкам у субъектов МСП, установленной постановлением Правительства РФ №1352.
- Методологическая поддержка. Проведение семинаров, конференций и других мероприятий, посвященных закупкам по 223-ФЗ, встречи с заказчиками, их знакомство с поставщиками (в настоящее время существует проблема отсутствия в некоторых отраслях субъектов МСП, способных поставлять необходимую продукцию).
- Финансовая поддержка. Создание так называемого банка МСП, организованный на основании Агентства кредитных гарантий. В рамках деятельности этого банка будет реализована возможность получения средств субъектами МСП, которые они смогут направлять на свое развитие, на обеспечение исполнения обязательств перед заказчиками.
Появляется термин «выращивание малого бизнеса». Это означает создание условий для появления и развития малого бизнеса в тех отраслях, где сейчас его нет, но существует потребность со стороны заказчиков в соответствующих продуктах и необходимость создания в этих отраслях конкурентной среды.
В сфере 223-ФЗ закон №156-ФЗ создает механизм административного контроля за планированием закупочной деятельности заказчиков по 223-ФЗ, в том числе 35 крупных компаний, отобранных распоряжением Правительства РФ №2258-р.
В отношении этих 35 заказчиков Корпорация проводит оценку соответствия проектов планов закупки, планов закупки и вносимых в них изменений установленной квоте по прямым закупкам у субъектов МСП (10% от общего годового объема закупок): чтобы в случае увеличения объема закупок в плане объем закупок у МСП оставался не ниже 10%.
В связи с вышеописанными изменениями и созданием такого крупного механизма внесены изменения и в действующие нормативные правовые акты - ПП РФ 932 и ПП РФ 1352.
Изменения в ПП РФ 932
Изменения касаются выделения в плане закупок отдельного раздела, посвященного закупкам у субъектов МСП. Заказчики, на которых распространяется ПП РФ 1352, в частности, 35 конкретных заказчиков, в отношении которых проводится оценка соответствия, формируют план закупки с указанием конкретных закупок, которые будут проводиться только у субъектов МСП. В настоящее время в ЕИС заказчики проставляют соответствующие «галочки» напротив таких закупок, а сайт автоматически подсчитывает объем закупок у малого бизнеса по отношению к общему объему закупок в плане.
Функции Корпорации
Заказчик перед публикацией планов согласовывает их с Корпорацией, которая:
- выдает заключение о соответствии планов установленным квотам по закупкам у МСП.
- проводит соотнесение позиций перечня закупок у МСП , который заказчик формирует и размещает в ЕИС, с позициями плана закупки . Технически происходит сравнение кодов ОКПД 2. Не должны возникать ситуации, когда заказчик включает в план закупки позиции, которых нет в перечне, и наоборот.
Если Корпорация признает планы соответствующими установленным квотам и не находит несоответствия в позициях планов и перечня закупок у МСП, заказчику выдается положительное заключение, после чего он может продолжить размещение планов в ЕИС. Если выявлены нарушения, заказчику предлагается устранить их.
- Заказчик соглашается, что он допустил какую-либо ошибку (например, техническую) и устраняет нарушения.
- Заказчик настаивает на отсутствии нарушений и отказывается устранять несоответствия.
- либо в соответствии с протоколом разногласий Корпорация соглашается с тем, что она допустила ошибку;
- либо каждая из сторон остается при своем мнении. В этом случае решение будет принимать ФАС России.
В последней ситуации возникает вопрос, связанный с наказанием заказчика, в случае признания антимонопольной службой верным заключения Корпорации. В этом случае план закупки будет приостановлен на 10%. Это означает, что заказчик не вправе публиковать в ЕИС извещения о закупках из (проекта) плана закупки, в отношении которых проводилась оценка (мониторинг) соответствия, до того момента, когда нарушения будут устранены.
Аналогичные процедуры проводятся по порядку мониторинга соответствия . Мониторинг соответствия проводится в отношении заказчиков, подпадающих под действие ПП РФ 1352, с годовой выручкой свыше 50 млрд рублей (кроме 35, о которых шла речь выше ). Проверять действия заказчиков, подпадающих под ПП РФ 1352, но с выручкой менее 50 млрд рублей, Корпорация не уполномочена.
Мониторингу соответствия подлежат уже утвержденные планы закупки, планы закупки инновационной продукции, а также годовые отчеты о закупках.
По результатам мониторинга Корпорация:
- либо дает заключение о соответствии (положительное заключение)
- либо направляет заказчику уведомление о несоответствии. Реализация планов закупок по решению ФАС России приостанавливается в объеме 10% до устранения нарушений. Заказчик должен устранить нарушения в течение срока, установленного Правительством РФ.
2. Изменения, касающиеся закупки инновационных товаров, работ и услуг
В 223-ФЗ внесены изменения о том, что заказчики обязаны сформировать перечни товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции. Критерии устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Кроме того, заказчикам необходимо будет разработать положения о порядке и правилах внедрения товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.
Внимание!
В настоящее время в законе №156-ФЗ данные нормы прописаны таким образом, что они распространяются на всех заказчиков по 223-ФЗ, в том числе на тех, которые инновационную и высокотехнологичную продукцию не закупают. В этой связи следует указать, что ко второму чтению в Госдуме готовится законопроект, в соответствии с которым эти нормы будут распространяться только на тех заказчиков, которые закупают инновации.
В начале 2016 года Минэкономразвития России внесло в Правительство перечень заказчиков, которые закупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, насчитывающий порядка 100 организаций. На данных заказчиков будет распространяться обязанность по соблюдению квоты закупок инновационных товаров, работ, услуг (в том числе у субъектов МСП). Также эти заказчики должны будут сформировать перечни таких товаров и порядок их применения.
Кроме того, в конце 2015 года было принято ПП РФ 1442, в котором устанавливается порядок расчета квоты закупок инновационной продукции, в том числе у субъектов МСП. В порядке расчета предполагается, что заказчики обязаны будут ежегодно увеличивать на 5% закупки инновационных товаров, работ и услуг. Таким образом, если сейчас заказчик закупает инновации в размере 1 - 2 % от общего объема закупок, то в следующем году этот объем необходимо будет увеличить на 5%.
В ПП РФ 1352 внесено изменение, в соответствии с которым закупки инноваций у субъектов МСП также необходимо планировать в объеме, превышающем на 5% такие закупки в текущем году.
3. Импортозамещение
Федеральный закон от 13.07.2015 №249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Изменения, вносимые в 223-ФЗ законом №249-ФЗ, проводятся с целью исполнения поручения президента РФ о создании механизма координации деятельности заказчиков при осуществлении закупок в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, которые частично или полностью финансируются из федерального бюджета. Этот механизм должен позволить заменять иностранную технологическую базу российскими аналогами.
Существенное изменение, которое касается абсолютно всех заказчиков по 223-ФЗ, отражено введением в статью 3 закона о закупках части 5.1 , в которой говорится, что договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не могут быть заключены без указания в плане закупки соответствующей информации о таких закупках, за исключением случаев, когда необходимо оперативное принятие решений (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обстоятельства непреодолимой силы и т.д.).
Со вступлением в силу части 5.1 статьи 3 закона 223-ФЗ изменился и порядок формирования планов закупки и публикации извещений в ЕИС. Теперь публикация извещений по позициям, отсутствующим в плане, автоматически блокируется.
Механизм координации деятельности заказчиков в рамках импортозамещения реализуется применительно к проектам, цена которых превышает 10 млрд рублей. Распространяется и на юридические лица, которые не подпадают под действие 223-ФЗ. Таким образом, положения о координации деятельности заказчиков распространяются на частные компании (например, ПАО «Лукойл», ГАЗПРОМНЕФТЬ) в случае реализации крупных инвестиционных проектов с господдержкой.
В чем заключается координация деятельности заказчиков?
Закон 249-ФЗ предусматривает создание правительственной комиссии (ПП РФ 785) по импортозамещению, которая будет согласовывать с заказчиком перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, которая необходима для реализации инвестиционных проектов. Это значит, что в рамках реализации какого-либо крупного инвестиционного проекта заказчик обязан будет сформировать перечень перспективных потребностей в продукции машиностроения в соответствии с критериями отнесения продукции к машиностроению, установленными ПП РФ 1521, и направить перечень в комиссию по импортозамещению.
- эксплуатационные характеристики соответствуют требованиям, которым могут отвечать российские поставщики. В таком случае у заказчика есть возможно провести закупку после согласования.
- необходима поставка импортных компонентов и российские аналоги отсутствуют. Комиссия выдает согласование о возможности закупки за рубежом.
Также Комиссия наделена полномочиями по определению необходимости публикации заказчиками в ЕИС перечней перспективных потребностей в рамках реализации инвестиционных проектов, либо определению конкретных видов продукции машиностроения, которые не должны публиковаться в ЕИС (будет выдано соответственное решение Правительства).
Предполагается, что будет вестись реестр инвестиционных проектов, в отношении которых правительственная комиссия будет принимать определенные решения, предусмотренные законом. В настоящее время такой реестр только формируется, а до его внедрения заказчик в рамках реализации инвестиционных проектов по правилам, которые действовали до вступления в силу 249-ФЗ (10.01.2016).
Планируемые изменения
В Госдуме готовится ко второму чтению проект федерального закона №821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Законопроект направлен на создание условий, которые позволят заказчикам максимально эффективно, с экономией трудовых и временных ресурсов проводить закупки в рамках 223-ФЗ.
Чем вызваны нововведения?
Отсутствие в законе исчерпывающего перечня способов закупки . Минэкономразвития совместно с ФАС России осуществляет ежеквартальный мониторинг применения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, по итогам которого можно выявить следующие проблемы:
1. Либеральные нормы 223-ФЗ привели к тому, что заказчики устанавливают множество (более 2000) наименований способов закупки и порядков их проведения, значительная часть которых маскирует закупки у единственного поставщика, что мешает развитию конкурентной среды. 223-ФЗ предполагает, что закупка должна быть прозрачной, информационно открытой, доступной для неограниченного круга участников.
Согласно статистике среднее количество участников на процедуру по 223-ФЗ составляет 1,2 заявки, тогда как по 44-ФЗ - более 3.
Решение:
Будет установлен исчерпывающий перечень конкурентных способов: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложени й, а также неконкурентный способ - закупка у единственного поставщика .
Предполагается, что при проведении конкурса заказчик сможет предусмотреть этапы его проведения: предквалификационный отбор, рассмотрение предварительных заявок, рассмотрение окончательных заявок.
Есть предложение о том, чтобы распространять конкурентные способы закупки на закупки, цена которых не превышает 200 млн рублей, чтобы соотнести эти поправки с ПП РФ 1352: поскольку законопроект связан с обеспечением поддержки МСП.
2. Проблема функционирования электронных торговых площадок и проведения закупок в электронной форме. В 223-ФЗ нет определения закупки в электронной форме и порядка проведения такой закупки, поэтому нередки случаи, когда заказчик признает закупкой в электронной форме подачу заявок по электронной почте. При этом еще начиная с 94-ФЗ под электронной закупкой понимается процедура, проводимая на каком-либо электронном ресурсе, который обеспечивает соблюдение принципов электронной закупки:
- конфиденциальность заявок и информации о подавших эти заявки участниках;
- электронный документооборот;
- подписание всех документов в электронном виде электронной подписью.
Решение:
Проведение всех закупок в электронной форме по 223-ФЗ на ЭТП, отобранных для закупок по 44-ФЗ.
3. Отсутствие системы контроля.
Решение:
Расширение случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Предусматривается возможность осуществления ведомственного контроля соответствующими органами или структурными подразделениями.
Кроме вышеописанного, законопроект предполагает:
Сокращение избыточной отчетности . В настоящее время заказчики ежемесячно (до 10 числа месяца, следующего за отчетным) публикуют информацию о количестве и стоимости договоров, заключенных по итогам закупки, а также публикуют сведения и документы в реестре договоров. В окончательной редакции законопроекта предполагается исключить ежемесячную отчетность.
Исключение обязанности публикации извещения о закупке у единственного поставщика , поскольку она не является конкурентной и нет необходимости публикации такой информации в ЕИС. Останется обязанность размещать информацию о закупке у единственного поставщика только в плане закупки и реестре договоров.
Формирование единых закупочных политик холдинговых компаний. Предполагается регламентация возможности формирования единого положения о закупке, к которому дочерние организации заказчика смогут присоединяться с помощью механизма ЕИС.
Право федеральных и региональных органов исполнительной власти утверждать типовые положения о закупке для подведомственных организаций (автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения).
Право субъектов РФ создавать региональные и корпоративные информационные системы, интегрированные с ЕИС.
Ответы на вопросы
Если закупка в 2015 году не закрыта до 31.12.2015, нужно ли в 2016 году в реестре договоров крепить все документы по исполнению договора?Ответ: Если договор был заключен в 2015 году, информация о нем внесена в реестр договоров, а исполнение продолжается в 2016 году, то никакие документы загружать в реестр не нужно.
Организация заключает договор на поставки продуктов питания ежеквартально по результатам конкурса в соответствии с 223-ФЗ. Является ли нарушением заключение еще одного договора на поставку тех же продуктов в меньшем объеме для «подстраховки», если в положении о закупке об этом ничего не говорится?Ответ: В настоящее время заказчик может осуществлять закупку ТРУ в объеме, превышающем зафиксированный в протоколе по результатам процедуры. В случае изменения объема, срока, цены договора информация об этом должна быть опубликована в ЕИС, в том числе в реестре договоров. Такие действия должны быть закреплены в положении о закупке.
ФАС России разработала стандарт закупочной деятельности. Обязано ли автономное учреждение приводить положение в соответствие с таким стандартом?Ответ: Минэкономразвития России давало оценку данного стандарта и определило, что он носит рекомендательный характер. Обязанности приводить положения о закупках в соответствие с этим стандартом в настоящий момент нет.
Что делать с составом закупочной комиссии, если пять человек не набирается ввиду сокращения численности работников?Ответ: Если в положении о закупке оговорено, что число членов комиссии - пять человек, то можно внести изменение в положение о закупке и оговорить иное число членов закупочной комиссии.
Если аукцион был для всех, а победил малый предприниматель, такая закупка может включаться в долю закупок у субъектов МСП?Ответ: Да, но только в долю общих закупок у субъектов МСП (18%), а не в долю специальных закупок только среди субъектов МСП (10%).
Федеральных законов, которые регулируют все закупки, два: ФЗ-44 (в прошлом — ФЗ-94) и ФЗ-223.
В отличие от других, 223-ФЗ ориентирован не на всех участников, а только на некоторых из них. Он вступил в силу 20.06.2011г. и обязывает заказчика разработать и утвердить положение о закупках в соответствии с нормами закона.
Какие еще требования предъявляются к организатору? Какой должна быть тендерная документация и конкретно — положение о закупках? На какие категории юридических лиц распространяется действие закона? На все эти вопросы поможет ответить эта статья.
Самым распространенным видом тендера является закупка у единственного поставщика.
Но максимальный объем закупок был совершен "другими видами". Отсутствие в 223-ФЗ исчерпывающего перечня способов определения поставщика привело к тому, что заказчики применяют более 4000 видов закупок , часть из которых маскируют закупку у единственного поставщика.
Крупнейшим заказчиком в рамках 223-ФЗ в 2016 году стала компания "ПАО НК Роснефть" , заключившая контрактов более, чем на 6 трлн. руб .
ФЗ-223 о закупках 2017 - самые важные пункты
все закупки должны быть спланированы, а соответствующий документ размещен на едином портале zakupki.gov.ru;
закупочная документация размещается в свободном доступе в единой информационной системе;
при выборе победителя, заказчик должен руководствоваться только положением о закупках, составленным в соответствии с законом 223-ФЗ;
существует отдельный реестр недобросовестных поставщиков по 223 - ФЗ.
По ФЗ-223 организатор закупки может самостоятельно выбрать любые конкурентные способы, но обязательно включить в положение о торгах аукцион и конкурс. Торги, на которые не распространяется действие данного закона перечислены в ч. 4, ст. 1 закона (купля-продажа ценных бумаг и валюты, военные закупки и т.д.).
ФЗ-223 о госзакупках - какие юридические лица могут выступать в качестве заказчика?
В данный список входят организации, подходящие под следующие определения:
Компании, удерживающие естественную монополию в сфере своей деятельности;
автономные учреждения - бюджетные, обладающие большими правами, чем другие;
государственные компании и корпорации, в том числе унитарные;
коммунальные организации в сфере электро-, газо-, водо- и теплоснабжения и утилизации бытовых отходов;
хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государственного участия превышает 50%.
Изменения в 223-ФЗ с 2017 года
Мы учли все изменения по 223-ФЗ с января 2017 года в госзакупках и подготовили для вас актуальную информацию. Ниже мы расскажем о них подробнее.
С 1 января 2017 года вступили в силу следующие изменения:
Ограничение закупок импорта.
Изменение порядка закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Введение новой формы наказания Заказчиков.
1. Ограничение закупок импорта
Согласно вступившим в силу изменениям по 223-ФЗ с 01.01 2017, Заказчики должны будут включать в документацию требование о том, что Участники обязаны декларировать в заявке страну происхождения товаров.
Заказчики при закупках должны будут отдавать предпочтение товарам российского происхождения и работам, которые выполняют исполнители из России.
Кроме того, Заказчикам в документацию нужно будет включить такое условие: если Участник не укажет страну происхождения товара, его заявку не отклонят, но Заказчик будет рассматривать ее как содержащую иностранные товары.
С 1 января 2017 года участники по 223-ФЗ, продукция которых происходит из России, будут иметь преимущество перед аналогами из других стран.
Размер преференции определен как 15% от цены договора, данное правило распространяется исключительно на закупки по 223-ФЗ, не касаясь процедур по 44-ФЗ.
Правила устанавливаются для всех видов закупок, кроме закупок у единственного поставщика.
Таким образом, в связи с изменениями от 1.01.2017 госзаказчик в документации по 223-ФЗ обязан указывать:
требование декларации страны, из которой происходит продукция, являющаяся предметом закупки;
прописанное положение о том, что Участник конкурсной процедуры несет ответственность за достоверность предоставляемых им сведений о происхождении товара и других его свойствах;
информацию о НМЦК за одну единицу продукции (или произведенных работ).
2. ГУП и МУП выходят из-под 223-ФЗ
Государственные и муниципальные унитарные предприятия с 1 января 2017 года выходят из-под действия 223-ФЗ и переходят на закупки по 44-ФЗ.
Унитарные предприятия в 2017 году смогут применять 223-ФЗ только для закупок:
за счет безвозмездных грантов;
в роли Исполнителя по контракту.
Эти условия будут работать только, если у предприятия есть Положение о закупках.
Под действие Закона № 44-ФЗ решили не переводить ФГУП, которые имеют существенное значение в вопросах обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства Перечень исключения состоит из 64 позиций. В него включили отдельные:
ФГУП - средства массовой информации;
Ядерные организации госкорпорации "Росатом" и ФГУП "Атомфлот";
Предприятия ФСБ, Управделами Президента и Минобороны России;
Научно-технические центры, производственные объединения и НИИ.
3. Введение новой формы наказания Заказчиков с 2017 года
За нарушения закупок у МСП учреждение переведут на контрактную систему.
1 января 2017 года закон вводит новую форму наказания для заказчиков, не выполняющих объемы закупок у МСП. Если в течение 2017 года учреждение не выполнит нормы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства или разместит в ЕИС недостоверный отчет о таких закупках, оно с 1 февраля 2018 года потеряет право работать по 223-ФЗ. И до окончания календарного года будет применять 44-ФЗ.
Также, с 1 января 2017 г. Заказчики-банки с активами более 2 млрд.руб. будут обязаны проводить закупки у МСП и составлять отчет по этим закупкам.
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ правительство РФ может устанавливать правила участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупке. В том числе, может предусмотреть обязательный минимальный годовой объем закупки у МСП, порядок расчета этого лимита, а также формат годового отчета о закупке у МСП и требования к его содержанию.
Если у вас возникнут вопросы по участию в торгах по федеральному закону 223, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые помогут вам в любой ситуации, возникшей в ходе аукциона.
Новые правила проведения закупок отдельными юридическими лицами в рамках ФЗ № 223
Летом 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223 ), который вступает в силу с 1 января 2012 г. Поэтому на подготовку к новым правилам закупок отдельным юридическим лицам было отведено пять месяцев. Но время идет и 2012 г. уже совсем скоро наступит.
ФЗ № 223 состоит всего из восьми статей, однако дискуссий по поводу его положений не меньше, чем когда был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). Относительно положений ФЗ № 223 можно встретить достаточно много высказываний: одни его называют «корявым», другие его просто не понимают.
Тем не менее, каким бы он ни был несовершенным, наводить порядок в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, все же нужно было.
ФЗ № 223
направлен на совершенствование закупочной деятельности отдельных юридических лиц. Принятие ФЗ № 223
способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.
В данной статье выделим основные аспекты ФЗ № 223
, на которые следует обратить внимание отдельным юридическим лицам.
Кто подпадает под действие ФЗ № 223
В ФЗ № 223 установлен четкий перечень юридических лиц, на которые распространяются положения данного закона.
К числу таких лиц ФЗ № 223 относит:
- Государственные корпорации и государственные компании;
- Субъекты естественных монополий;
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
- Автономные учреждения;
- Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.
Как было раньше
Раньше закупочный процесс вышеуказанных лиц (далее по тексту - заказчики) регулировался множеством различных актов. На сегодняшний день для всех этих заказчиков ФЗ № 223 устанавливает единые принципы закупки товаров (работ, услуг) . Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать:
- информационную открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Что не регулирует ФЗ № 223
Важно отметить, что отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей, приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже, закупкой в области военно-технического сотрудничества, закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ФЗ № 94, а также осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг и осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, ФЗ № 223 не регулируются (ч. 4 ст. 1 ФЗ № 223).
Кто может принимать участие в закупке
Все поставщики, принимающие участие в закупках вышеуказанных заказчиков, ФЗ № 223
определены как участники закупок.
Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ № 223
участником закупки может быть:
- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;
- индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Как указывает ФЗ № 223 , все вышеперечисленные участники должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком.
Способы, которые ФЗ № 223 допускает использовать при закупке товаров, работ, услуг
Примечательно, что ФЗ № 223 в качестве возможных способов размещения заказа указывает только на открытый конкурс и аукциоcenterн (ч. 2 и 3 ст. 3 ФЗ № 223). При этом упоминания о возможности осуществлять закупку при помощи нигде нет, но есть пункт, согласно которому Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 223 ). Скорее всего, следует ждать выхода дополнительного нормативно-правового акта.
Законодатель оставил заказчикам право на использование и иных способов закупок (помимо конкурса или аукциона), но при условии, что способ закупки и порядок его осуществления заказчиком будет указан в Положении о закупке .
Положение о закупке
ФЗ № 223 указывает на то, что заказчики, осуществляя закупку товаров (работ, услуг) должны руководствоваться рядом нормативных документов. К их числу относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ № 223 , а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Помимо этого, законодатель говорит еще об одном документе, которым должен руководствоваться заказчик. Этот документ называется Положение о закупке . При этом на заказчиков возлагается обязанность самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 ).
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223 Положение о закупке должно стать ключевым документом, регламентирущим закупочную деятельность заказчика, и содержать требования к закупке , в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Исходя из анализа ч. 4 статьи 8 ФЗ № 223 , следует, что на разработку и размещение Положения о закупке заказчику отводится срок три месяца со дня вступления в силу ФЗ № 223 . Однако если заказчиком не будет разработано и размещено Положение о закупке , то он вправе при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями ФЗ № 94 , но лишь до тех пор, пока не будет размещено утвержденное Положение о закупке .
Кроме разработки Положения о закупке в обязанности заказчика входит составить и разместить план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год . Порядок формирования и сроки размещения такого плана должны быть утверждены Правительством РФ. Также установлено, что с 1 января 2015 г. планы по закупкам инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств будут размещаться заказчиком на период от пяти до семи лет.
Формирование документов по закупке
В ФЗ № 223 отсутствует детальное описание процедур проведения закупок, как это предусмотрено положениями ФЗ № 94. Подразумевается, что основные вопросы проведения закупок с полной их регламентацией заказчик самостоятельно должен обозначить и подробно расписать в Положении о закупке .
По замыслу ФЗ № 223 заказчики так же, как и при работе с ФЗ № 94, должны формировать извещение о закупке, документацию, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в ФЗ № 223 определено, что должно содержать извещение и документация о закупке, а также порядок внесения изменений в извещение и документацию о закупке (ч. 9, 10, 11 ст. 4 ФЗ № 223). Установлены сроки по предоставлению разъяснений положений документации (ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223).
Где нужно размещать информацию о закупке и в какие сроки
Положение о закупке, планы, извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки , а также иная информация о закупке должны размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . При этом законодатель оставил возможность заказчикам дублировать информацию о закупке на сайте заказчика. Порядок размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о закупке должен быть установлен Правительством РФ. При этом частью 3 ст. 8 ФЗ № 223 определено, что до 1 июля 2012 г. Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, планы закупок, а также иная информация о закупке может быть размеTOPщена на сайте заказчика. После 1 июля 2012 г. вся указанная выше информация должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .
Но прежде чем размещать информацию, заказчикам необходимо зарегистрироваться на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако ФЗ № 223
не регламентирует данную процедуру и указывает, что порядок регистрации заказчиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru будет определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение официального сайта.
Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, сумма которых:
- не превышает ста тысяч рублей;
- не превышает пятисот тысяч рублей, но при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.
Если организация заказчика создана после дня вступления в силу ФЗ № 223 , то заказчик должен в течение трех месяцев с даты регистрации этой организации в едином государственном реестре юридических лиц утвердить и разместить Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .
Если изменилась совокупная доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупная доля участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупная доля указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого эти общества подпадают под действие ФЗ № 223 (касательно отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ, услуг), Положение о закупке размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли.
Примечательно, что в ФЗ № 223 не установлено никаких санкций на случай, если заказчик не соблюдает указанные выше сроки по размещению Положения о закупке на официальном сайте. Наоборот, законодатель предоставляет заказчикам дополнительный выход из ситуации, указав, что если заказчик не соблюдает сроки по размещению Положения о закупке (три месяца), то он должен при закупке руководствоваться положениями ФЗ № 94 до тех пор, пока им не будет утверждено и размещено Положение о закупке (ст. 8 ФЗ № 223 ).
Новый реестр недобросовестных поставщиков
Исходя из анализа положений ФЗ № 223, предполагается , что у нас в России будет два реестра недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 ФЗ № 223 ). К уже существующему реестру, который ведет ФАС России для государственных и муниципальных заказчиков, работающих по ФЗ № 94, прибавится еще один реестр недобросовестных поставщиков для лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223.
Основания включения участников в такой реестр, по сути, идентичен с порядком, который регламентирует ФЗ № 94. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 ФЗ № 223 ). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, также по истечении двух лет со дня их внесения в реестр исключаются из этого реестра.
При этом ФЗ № 223 предоставляет право заказчикам устанавливать требование, по которому участник закупки должен отсутствовать в новом реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 94.
Обжалование действий заказчика
ФЗ № 223 предусмотрены три случая, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган:
- если заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещено Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, а также иная информация о закупке, подлежащая размещению на официальном сайте, а также если заказчик нарушает сроки такого размещения;
- если заказчик требует от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- если заказчик осуществляет закупку товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупке и без применения положений ФЗ № 94.
При этом участник закупки вправе при закупке товаров, работ, услуг.
В заключение отметим, что сложно определить назначение данного закона: то ли он во благо госкорпорациям, естественным монополиям и другим лицам, то ли ожидать от него еще больших проблем.
С одной стороны, ФЗ № 223 предельно либерален: получается, не хочешь разрабатывать Положение о закупке - работай по ФЗ № 94, и нет никакой ответственности. Практически весь ФЗ № 223 построен на общих фразах, которые при умелом подходе можно использовать себе в угоду. Так, например, со способами закупок, которые заказчик сам может по своему усмотрению устанавливать в Положении о закупке . Каждый заказчик в них будет вкладывать свое содержание, что может осложнить участие потенциальных поставщиков в закупках. То есть как будет построен весь закупочный процесс, полностью зависит от самого заказчика.
С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в ФЗ № 223 , возникают вопросы относительно закупочного процесса.
Прежде всего, в ФЗ № 223 совершенно отсутствуют хоть какие-либо примерные параметры, по которым заказчику можно ориентироваться при выборе способа размещения заказа. Волнует заказчиков и вопрос: будут ли на конкурс и аукцион распространяться положения ФЗ № 94? По каким критериям заказчикам оценивать заявки участников, если будет проводиться конкурс, можно ли будет опираться на Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722? Непонятен и порядок обжалования действий (бездействий) заказчика. Да, ФЗ № 223 говорит о такой возможности, но будут ли распространяться положения главы 8 ФЗ № 94 на закупки, осуществляемые госкорпорациями, госкомпаниями, естественными монополиями и т. д.?
Конечно, обеспокоенность заказчиков понять можно, но, с другой стороны, сам ФЗ № 223 предоставляет заказчикам волю. Он не ставит их в жесткие рамки, поэтому если заказчик захочет проводить закупку по конкурсу, регламентированному ФЗ № 94, и оценивать заявки согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, то просто подробно описывает это в Положении о закупке с добавлением, возможно, чего-то нового, своего. Главное, чтобы отсутствовала дискриминация участников, требования к ним были разумными, не ограничивающими конкуренцию.
Очевидно одно, что в дополнение к ФЗ № 223 будут обязательно приниматься другие нормативно-правовые акты, конкретизирующие отдельные положения данного закона.
И последнее. Некоторые заказчики все же смогут немного вздохнуть с облегчением, так как не все должны применять данный закон с 1 января 2012 г. Для некоторых заказчиков предусмотрена так называемая «отсрочка» по сроку применения ФЗ № 223 .
Срок применения Закона № 223 | Юридическое лицо | При условии, что.... |
С 1 января 2013 г. |
Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения,теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов |
общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности |
С 1 января 2013 г. |
Дочерние хозяйственные общества |
более 50% уставного капитала принадлежит госкорпорациям, госкомпаниям, естественным монополям, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, ГУПам, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в которых доля участия государства более 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ с долей участия более 50%. |
С 1 января 2014 г. |
Муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями |
|
С 1 января 2014 г. |
Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования более 50% |
ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования |
С 1 января 2014 г. |
Дочерние хозяйственные общества, у которых более 50% принадлежит муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых более 50% принадлежит муниципальному образованию |
ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования |
С 1 января 2014 г. |
Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, доля участия которых более 50% |
ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования |
Во всех остальных случаях - с 01.01.2012 г. |
Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»
21.12.2011 г.
У вас остались вопросы о закупках в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как разработать Положение о закупках ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.
Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат .
В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .
Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.