ЕвроСоюз упорно ищет варианты уменьшить евро- дотации лимитрофам: Прибалтике, Польше, Венгрии.
Одобрят решение ЕК, Польшу могут лишить права голоса в Европейском совете. Польский МИД уже выступил с резкой критикой данного решения. ”Газета.Ru” выяснила, зачем сознательно идет на конфликт с Брюсселем.
Но прежде рекомендацию Еврокомиссии о применении 7-й статьи Лиссабонского соглашения должны рассмотреть страны-члены ЕС. Для запуска санкционного механизма необходимы голоса как минимум 22 из 27 государств-членов Евросоюза.
ТОП
Все зависит от того, выскажется ли за активацию статьи такое количество членов Евросоюза - по словам заведующего сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергея Уткина, этого может и не произойти. ”Вполне вероятно, что, несмотря на определенное беспокойство, с которым в ряде стран ЕС наблюдают за трансформациями польской политики, формальное осуждение Польши с последующим применением к ней санкций просто не наберет нужного количества голосов”, - считает эксперт.
Польский политолог Якуб Корейба в беседе с ”Газетой.Ru” подчеркнул, что премьер уже публично обещал Качиньскому (глава правящей партии ”Право и справедливость” - ПиС), что будет ветировать вступление в силу 7 статьи: ”Так что это пиар-акция, - уверен политолог, - Комиссия пытается создать прецедент и перетянуть на себя больше полномочий, а и традиционно тестируют пределы своего неформального влияния”.
Доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл Коктыш допускает, что ЕС все же применит санкции в отношении Варшавы, но подчеркивает, что это не нанесет существенного ущерба интересам Польши. ”Совет Европы не является органом, который принимает решения, это трибуна для обсуждений - лишение права голоса в СЕ не нанесет Польше особого ущерба, а кроме этого Польше пока ничего не грозит”, - напомнил он.
В некотором смысле эти санкции даже выгодны для Варшавы, поскольку обосновывают ее право не платить по европейским обязательствам и не следовать тем распоряжениям Брюсселя, которые для нее неудобны, считает Коктыш.
”Применение санкций будет политически обидным, но неэффективным. Для Брюсселя это ситуация, когда пряники кончились, а кнута не хватает”, - заключил эксперт.
Зачем Варшаве ссориться с Брюсселем?
Варшава идет на обострение, так как понимает, что это прибавит популярности властям, считает Якуб Корейба. ”ЕС вместо града на холме превратился в черного человека: в глазах польского народа стал источником угроз, а не надежд, и правительство позиционирует себя как защитник простых людей от транснациональной олигархии”, - подчеркивает эксперт.
”Право и справедливость” опирается на евроскептически настроенного избирателя, в целом поддерживающего намерение правительства не идти на поводу у Брюсселя. То есть, с точки зрения избирателя происходит укрепление суверенитета страны, а с точки зрения правящей группы - укрепление ее собственных позиций.
Желание Варшавы ”поссориться” с Брюсселем может быть связано и с тем, что со следующего года Евросоюз существенно сократит дотации для всех стран Восточной Европы, в том числе и Польши.
Страна окажется в ситуации, когда привилегии заканчиваются, а обязанности остаются. ”Поэтому Польша вполне осознанно шла на конфронтацию с Брюсселем”, - утверждает Кирилл Коктыш из МГИМО.
В свете разногласий Варшавы с ЕС особенно интересен вопрос о перспективах развития отношений Польши с . Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев считает, что процессы, наблюдаемые в Польше, дают надежду на улучшение их отношений с Россией на фоне разочарования в ”чисто западном” пути. ”Можно надеяться, что Россия воспользуется этим, чтобы налаживать отношения с Варшавой - нечто подобное уже происходило с Венгрией и , видимо, теперь на очереди Польша”, - говорил в беседе с ”Газетой.Ru” эксперт.
Однако Кирилл Коктыш, предупреждает, что процесс сближения Польши с Россией не будет быстрым. ”Сближение с Россией для Польши будет спекулятивным, чтобы пугать этим ”, - объяснил он.
Начиная строительный проект, мы привыкли думать о завышенных сметах со стороны строительных компаний, неточности проектировщиков, дополнительных затратах и в целом о большой головной боли. Мы не надеемся на помощь государства для развития нашего бизнеса, минимизации налоговой нагрузки и получение налоговых льгот. В отличие от всего этого, Словения может предложить совершенно другой опыт.
Субсидии в Европе
Именно здесь, в Европе, абсолютно реально получить безвозвратную субвенцию - безвозмездное финансирование со стороны государства и Европейского Союза в размере — до 50% строительной сметы на строительство или реконструкцию объекта. Но как и в любом деле, здесь есть свои подводные камни и трудности, преодолеть которые помогут специалисты. Самый первый шаг — правильный выбор инвестиционного объекта для получения субсидии, а именно объекта под реконструкцию. Как и в любой стране, в Словении есть высокоразвитые регионы, такие как столица и ее пригород (Любляна), прибрежная зона (Порторож, Изола, Копер), индустриальные центры (Копер, Целье, Марибор) и развитые курортные направления (Блед, Бохинь, Краньска Гора, Рогашка Слатина). На этих направлениях, получение дотации проблематично, хотя и не невозможно.
Наиболее перспективным направлением, для получения данных субвенций и дотаций, будут регионы попадающие под нужды развития туризма
Минусы развитых регионов и раскрученных туристических центров:
- очень высокая стоимость недвижимости, даже под реконструкцию;
- высокая стоимость земли;
- бюрократические препоны в связи с высокими требованиями и ограничениями использования земли и зданий;
- высокая конкуренция.
Плюсы развитых регионов:
- готовая маркетинговая стратегия;
- постоянный и сформированный туристический оборот.
Наиболее перспективным вариантом, для получения безвозвратных субвенций и дотаций, будут регионы попадающие под нужды развития туризма, сельского хозяйства или экономики в регионе. Такими регионами на данный момент являются:
- Северо-Восток Словении, Поморский регион. Регион является аграрной зоной Словении, а кроме того там расположены прекрасные термальные и лечебные курорты. Несмотря на это, регион все еще нуждается в развитии и для этого предусмотрены программы по развитию экономики и сельского хозяйства, в которых можно участвовать.
- Юг и Юго-Восток Словении, вдоль границы с Хорватией. Регион является винородным краем, в котором также присутствуют лечебные курорты (Доленьски Теплицы). В этом регионе предусмотрены программы развития туристической отрасли.
Объектом инвестиций могут служить данные варианты:
- заброшенное фермерское хозяйство;
- старинный объект под реконструкцию;
- современный объект, но при условии, что при его отделке будут использоваться современные, энергосберегающие материалы и технологии.
Для подачи заявки на участие в тендере на получение средств субсидии размере 45-80% от сметы необходимо:
- наличие компании в Словении с положительным балансом и хорошей бонитетной оценкой;
- права собственности на объект инвестиций — ферма, замок, участок, дом и т.д.;
- полученной разрешение на строительство согласно проектной документации;
- бизнес-план;
- маркетинговый план;
- правильно составленные документы для тендерной комиссии.
Как правило срок рассмотрения заявки о получении безвозвратной дотации составляет 60-90 дней, после чего вы получаете свидетельство на целевую компенсацию ваших затрат при строительстве и можете начинать работы.
РИГА, 19 фев — Sputnik. Балтия призвала страны ЕС увеличить взносы в общий бюджет после 2020 года, который после выхода Великобритании из ЕС "похудеет" на 13 миллиардов евро, чтобы не уменьшилось финансирование программ развития. Однако открытая ориентация на США вопреки политической линии Брюсселя и провокационное нагнетание напряженности в отношениях с РФ могут сыграть злую шутку для Балтии и других "младоевропейцев", пишет Дмитрий Добров в ИноСМИ .
Платите больше
Президент Литвы Даля Грибаускайте, а также премьеры Латвии и Эстонии Марис Кучинскис и Юри Ратас подписали письмо в адрес властей ЕС, где говорится о необходимости увеличения взносов стран — членов сообщества в общий бюджет, из которого идут деньги на аграрные субсидии и программы развития.
"Мы готовы дискутировать о том, как даже после Brexit сохранить уровень нынешней многолетней финансовой программы, увеличив вклады в бюджет ЕС и, возможно, найдя новые собственные ресурсы", — говорится в письме.
Это письмо президент Даля Грибаускайте на прошлой неделе передала находившемуся в Вильнюсе с визитом председателю Европейского совета Дональду Туску.
Требование продолжать финансирование из фондов ЕС поддерживают и другие "младоевропейцы" — Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, ведь выделяемая им помощь ЕС колоссальна: до сих пор дотации из этих фондов обеспечивали около 20% ВВП стран Балтии и 6% — Венгрии, отмечает Добров.
"Польша получает ежегодно от Евросоюза около 13,4 миллиарда евро, Чехия — 4,3 миллиарда евро, Словакия — 3,7 миллиарда евро, Венгрия — 5,6 миллиарда евро. Даже крошечные Литва и Латвия получают около одного миллиарда евро в год. Всего с 2014 по 2020 год суммарная помощь Евросоюза странам Восточной Европы должна достичь гигантских объемов: для Польши — 77,6 миллиарда евро, Чехии и Венгрии — по 22 миллиарда евро, Словакии — 14 миллиардов евро", — указывает эксперт.
Не соблюдаете принципы - не получите деньги
Однако действие нынешних "программ консолидации" для Восточной Европы заканчивается в 2020 году. Главная причина — не только ограниченность средств, но и невыполнение "младоевропейцами" основных обязательств по отношению к ЕС, пишет Добров.
Главными нарушителями европейских норм считаются Польша и Венгрия, которые отказываются принимать у себя беженцев по европейским квотам. В случае Польши это еще и судейская реформа, из-за которой у Варшавы возникли разногласия с Еврокомиссией.
Французский министр по европейским делам Натали Луазо заявила: "Совершенно неприемлемо, когда страны ЕС получают деньги из общего бюджета на определенные цели и проводят несовместимую с нашими принципами национальную политику". По мнению Луазо, в будущем дотации будут четко привязаны к соблюдению норм ЕС, в частности правовых стандартов.
Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль констатирует в этой связи, что позиции Западной и Восточной Европы сейчас принципиально расходятся. В этих условиях невозможно инвестировать новые средства в экономику "младоевропейцев".
Этой позиции придерживается и Еврокомиссия, отмечает Добров. В мае будут предложены рамочные условия для дальнейшего финансирования, а год спустя, уже после , будет окончательно утвержден новый, более жесткий бюджет. Перспективы утверждения этого бюджета неплохие, поскольку Лондон не сможет наложить свое вето, отмечает автор.
Бюджетное планирование в Евросоюзе осуществляется в рамках семилетних бюджетных периодов. Текущий бюджетный период занимает отрезок времени с 2014 по 2020 год, следующий начнется в 2021 году. Впоследствии Евросоюз ежегодно принимает годовые бюджеты сообщества, в них вносятся отдельные коррективы, которые не могут превышать согласованные параметры семилетнего бюджета. Доходная часть бюджета Евросоюза формируется на основании взносов стран ЕС, которые различаются по размеру и должны быть согласованы как на европейском, так и на национальном уровне.
Идти в фарватере США не всегда выгодно
После выхода Великобритании бюджет ЕС не просто сократится на 8-10%, значительно вырастет финансовый и политический вес франко-германского тандема. С уходом Великобритании "младоевропейцы" лишатся важнейшего союзника в противостоянии "диктату" Брюсселя и ЕЦБ, а противоречия "старой" и "новой" Европы неизбежно обострятся, считает Добров.
"На Западе считают, что "младоевропейцы" относятся к ЕС потребительски: получают деньги и не проявляют солидарности. Нарушений много: отказ принимать мигрантов по квотам Евросоюза, демпинг рабочей силы, открытая ориентация на Вашингтон вопреки политической линии Брюсселя и провокационное нагнетание напряженности в отношениях с Россией", — говорится в статье.
Еще один фактор раздора - , против которого выступает Балтия и Польша, но который так выгоден Германии и Австрии.
"Денежный вопрос" как показатель противоречий
В нынешних резко изменившихся условиях "Европа двух скоростей" становится реальностью. Де-факто это означает укрепление западноевропейского "твердого ядра" в виде франко-германского альянса и примкнувших к нему государств "старой Европы", пишет Добров.
Что касается более отсталых стран, находящихся за пределами романо-германского "лимеса", они станут вторым, внешним кругом, который будет постепенно интегрироваться в "твердое ядро".
"Младоевропейцы" отчаянно протестуют против концепции Европы "двух скоростей", Польша считает этот проект дискриминацией и шантажом. Но пока что все указывает на то, что пропасть между старой и новой Европой не выравнивается, а лишь углубляется, и "денежный вопрос" — лишь один из показателей растущих противоречий", — заключает автор.
Посткоммунистическая страна превратилась в настоящий рай для вложений.
Польша вышла в лидеры среди стран Восточной Европы по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику. Зарубежный капитал заинтересовали стабильный экономический рост и легкость ведения бизнеса.
Согласно докладу World Investment Report 2015, подготовленному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Польша находится в числе двадцати крупнейших получателей прямых иностранных инвестиций в мире. В 2014 году их общий приток в эту страну составил почти 14 млрд долларов. Наиболее сильными преимуществами Польши являются: стабильный экономический рост, большой рынок сбыта, многочисленные налоговые льготы и удобное географическое положение, пишет сайт «Белорусы и рынок» .
В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2017 Польша заняла 24-е место среди 190 стран, а в докладе FDI Intelligence (подразделения Financial Times Ltd.) - первое место в Европе и третье в мире (после Китая и США) по привлекательности вложений в производство.
Стабильный экономический рост
Польская экономика одна из наиболее быстрорастущих среди европейских стран. Она едва ли не единственная на континенте сумела успешно противостоять глобальному экономическому кризису. Государственный бюджет Польши находится в гораздо лучшем состоянии, нежели бюджеты других государств ЕС.
Согласно прогнозу Европейской комиссии, в 2017 году ВВП Польши увеличится на 3,7 %, тогда как в среднем по ЕС прирост не превысит 1,9 %. Основными движущими силами экономического роста являются инвестиции, частное потребление, в том числе за счет значительных государственных субсидий в виде детских пособий, и экспорт, который демонстрирует опережающий темп по сравнению с импортом.
Рынок труда также характеризуется хорошими показателями. Как ожидается, в нынешнем году безработица снизится до 6,3 %.
Большой рынок сбыта
Внутренний рынок Польши является одним из крупнейших в Европе, так как в стране проживает почти 40 млн человек. По численности населения это государство занимает шестое место в ЕС и первое в Восточной Европе.
Польша является членом Евросоюза и имеет выгодное географическое положение. Как следствие, у инвесторов появляется возможность поставлять товары и услуги на рынок объединенной Европы, который включает 500 млн потенциальных потребителей. В числе основных европейских торговых партнеров Польши - Германия, Франция, Италия, Чехия, Испания, Украина, а также Великобритания.
Легкость ведения бизнеса
За последние годы Польша значительно улучшила свои позиции в рейтинге Doing Business. Если в 2008 году страна занимала в нем 72-е место, то сейчас - 24-е среди 190 государств мира.
Правительство и парламент Польши регулярно принимают программы, направленные на оживление бизнес-среды. В качестве примера можно назвать Конституцию для бизнеса, которая стала консолидированным нормативным правовым актом, регулирующим хозяйственную деятельность. Документ призван значительно облегчить работу компаний, в том числе посредством ликвидации или снижения правовых барьеров, защитить от изменений в толковании законодательства и излишнего контроля со стороны государственных органов, ограничить обязательства нанимателей перед работниками, упростить расчет налогов и социальных взносов.
Кроме того, польский законодатель разрабатывает правила игры для принципиально новой организационно-правовой формы юридического лица, благодаря чему оно сможет привлекать финансирование с помощью современных инструментов, в том числе краудфандинга.
Квалифицированная и конкурентоспособная рабочая сила
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на территории Польши функционируют более 430 высших учебных заведений, в которых обучается около 1,4 млн студентов, в том числе свыше 60 тыс. иностранцев из примерно 150 государств.
Почти 30 % жителей в возрасте 25-64 лет имеют высшее образование. Согласно данным Программы международной оценки учащихся (PISA), по уровню подготовки студентов Польша занимает 22-е место среди 72 стран, входящих в общемировую классификацию, и одну из самых высоких позиций в ЕС.
Квалифицированных польских специалистов (экономистов, программистов, инженеров) и ученых активно нанимают европейские IT-компании, научно-исследовательские центры и научно-технические институты. Крупными работодателями также являются инвесткомпании, особенно специализирующиеся на инвестициях в сфере высоких технологий.
Дотации из средств Евросоюза
C 2014 по 2020 год Польша получит от Брюсселя в общей сложности более 120 млрд евро в виде субсидий ЕС: в рамках так называемой политики сплочения будет передано свыше 82 млрд евро, еще 32 млрд поступят по линии сельскохозяйственной политики. В 2007-2013 годах страна уже получила от ЕС более 100 млрд евро, в том числе 68 млрд в рамках политики сплочения.
Средства предназначены для сфер, которые вносят наибольший вклад в экономическое развитие, повышение уровня занятости и модернизацию экономики, и, помимо прочего, будут инвестированы в научные исследования, строительство автомобильных и железных дорог, общественный транспорт, энергетику, поддержку бизнеса, развитие широкополосной интернет-инфраструктуры и профессиональную переподготовку безработных. Иностранные инвесторы также смогут пользоваться указанными средствами для занятия бизнесом в Польше.
Хорошо развитая инфраструктура
Среди значимых достоинств Польши можно выделить постоянно развивающуюся инфраструктуру: автомобильные и железные дороги, авиационный и морской транспорт, широкую сеть грузовых складов и терминалов. Через Польшу проходят несколько оживленных международных транспортных путей совокупной протяженностью 5 тыс. км (Берлин - Львов, Берлин - Москва, Белосток - Прага, Гданьск - Цешин, Гданьск - Львов).
Планируется, что к 2020 году на польском участке Трансъевропейской транспортной сети TEN-T расположится 21 пересадочный и перегрузочный узел. В 2014-2020 годах общий объем расходов на дорожную инфраструктуру превысит 140 млрд злотых (около 40 млрд долларов). До 2023 года будет построено 1800 км национальных дорог и скоростных автомагистралей.
С 2016 по 2023 год запланировано увеличение до 31 млн злотых (из них 22 млн - средства ЕС) расходов на развитие и модернизацию инфраструктуры железнодорожного транспорта. С 2014 по 2020 год общий размер инвестиций в морской транспорт должен превысить 6,5 млрд злотых, а оборот товарного потока в польских портах - 80 млн т в год.
В Польше 15 аэропортов. Ежегодно ими пользуются около 35 млн пассажиров, и эта цифра постоянно растет. Предполагается, что до 2019 года польский сектор воздушного транспорта будет прирастать в среднем на 3,7 % в год.
По общей площади складских помещений страна занимает восьмое место в Европе. Причем в Польше цены на складские услуги ниже, чем в большинстве государств - членов ЕС.
Специальные экономические зоны
Польша предлагает иностранным инвесторам ряд преимуществ, в том числе возможность реализовывать проекты в специальных экономических зонах (СЭЗ). Сейчас в стране 14 таких зон: Каменная, Катовицкая, Костшинско-Слубицкая, Краковская, Легницкая, Лодзьская, Мелецкая, Поморское, Слупская, Староховицкая, Сувальская, Тарнобжегская, Валбжихская и Варминско-Мазурская.
Инвесторы СЭЗ могут пользоваться государственной поддержкой в виде освобождения от налога на прибыль, вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль инвестиционных расходов и расходов, связанных с созданием новых рабочих мест. Предприятия некоторых СЭЗ освобождены от налога на недвижимость.
Резиденты СЭЗ также могут рассчитывать на другие преференции, например на аренду или покупку по конкурентоспособной цене земельного участка, полностью подготовленного для осуществления предпринимательской деятельности. В арсенале поддержки - бесплатное содействие в прохождении процедур, необходимых для старта бизнеса, покрытие расходов на обучение стажеров, предоставление дополнительного финансирования при создании новых рабочих мест.
По расчетам экономистов, каждую секунду в польские СЭЗ инвестируется в среднем 215 злотых, или около 60 долларов. Среди ведущих инвесторов СЭЗ можно выделить компании: General Motors, Volkswagen, Toyota, Opel, Michelin, Shell, UBS, Ericsson, Fujitsu, Indesit, IBM, IKEA, Electrolux, Gillette, LG.
Евросоюзу вскоре предстоит провести переговоры с Великобританией о процедуре выхода страны, являющейся одним из главных доноров экономики ЕС, из объединения. Brexit повлияет не только на жизнь самих британцев, но и на ситуацию в Евросоюзе, который и без того находится не в самой лучшей форме.
Как сейчас устроена дотационная схема Евросоюза, какие страны являются крупнейшими донорами, а какие -главными получателями дотаций, -и действительно ли страны-«иждивенцы» не вносят свой вклад в общую экономику ЕС, разбирались «Известия».
Brexit и централизация
В ноябре 2016-го, пока в Верховном суде Лондона проходили прения британского правительства страны и Высокого суда Лондона о легитимности процедуры Brexit, в Италии на референдуме о конституциональной реформе, жители косвенно высказались за выход страны из объединения, ранее о возможном выходе из объединения также заявляли в Греции. Последнее время о возможности выхода из ЕС или по крайней мере из зоны евро также всё чаще говорят политики Франции.
На этом фоне Европарламент в феврале 2017-го подготовил пакет реформ , направленных на стабилизацию экономической ситуации и восстановление доверия граждан к самому формату ЕС. Предполагается, что новые меры будут способствовать централизации объединения. Они включают в себя проведение общей для всех стран-участниц экономической политики, введение поста министра финансов и исключение возможности блокировать важные законодательные инициативы при обсуждении в Европарламенте. Кроме того не исключено, что Евросоюз к 2020 году полностью откажется от политики кохезии, предполагающей дотирование стран с более слабыми экономиками.
Что такое кохезия
Одним из главных принципов функционирования Евросоюза стала политика кохезии, предполагающая, что самые богатые страны ЕС финансово поддерживают страны с более слабыми экономиками. Перераспределение средств происходит через казну ЕС, в которую каждая из стран отчисляет средства в зависимости от объемов ВВП. Позднее эти средства, в частности, идут на финансирование целевых программ ЕС (причем зачастую действие этих программ в меньшей степени распространяется именно на страны-доноры) и на поддержку участников с меньшими объемами ВВП. Таким образом, сильный помогает слабому.
Одним из основных принципов Евросоюза является принцип солидарности, механизм которого отлаженно работает. Данный принцип предусматривает больший вклад тех стран, у которых выше ВВП, конкурентоспособность, а также производительность труда. Среди них Германия, Франция и другие ведущие государства. Получателями их дотаций являются те страны, в которых экономика слабее, в первую очередь это бывшие соцстраны, включая Прибалтику, - пояснил «Известиям» заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов.
«Доноры» и «иждивенцы»
Распределение «доноров» и получателей дотаций остается относительно стабильным на протяжении многих лет и подвергается довольно легкому делению по региональному и хронологическому признакам. К числу наиболее развитых относятся экономики стран Северной и Западной Европы, они же являются старейшими участницами объединения. Больше всего дотаций получают страны Южной и Восточной Европы, при этом большинство восточноевропейских стран принадлежит к числу новых участников ЕС (сюда, например, входят Польша и страны Прибалтики, на долю которых приходится большая часть выделяемой финансовой поддержки).
Так, по данным исследовательского института Stratfor от октября 2016 года, в 2015 году в число «доноров», то есть стран, которые внесли в казну ЕС больше денег, чем получили, вошли 10 из 28 стран Евросоюза. Главными «донорами» оставалась Германия (17 млрд евро в год), Великобритания (13,9 млрд евро в год) и Франция (6,1 млрд евро в год). В число «доноров», но с заметным отрывом от лидеров, вошли также Италия, Швеция, Дания, Австрия, Финляндия и Кипр.
Самая большая разница между взносами и полученными средствами (в пользу последних) оказалась у Польши (получила на 9 млрд евро больше, чем внесла в казну), Чехии (на 5 млрд евро), Румынии (на 5 млрд евро) и Греции (на 4,8 млрд евро).
Однако если пересчитать взносы из расчета на душу населения страны, то получается, что больше всех «из своего кармана» в казну ЕС в 2015 году внесли жители Нидерландов (331 евро на человека), Швеции (262 евро на человека) и Великобритании, намеренной покинуть объединение (215 евро с человека). Германия в этом списке находится на четвертом месте - каждый ее житель «выплатил» в казну ЕС 211 евро. В свою очередь, больше всего денег из казны ЕС (по сравнению со сделанными взносами) «получили» жители Люксембурга (разница составила 2 тыс. евро), Словакии (560 евро) и Чехии (523 евро).
В чем проблема
Бюджет Евросоюза утверждается сроком на семь лет (последний был согласован в 2014 году и будет действовать вплоть до 2020-го), и каждый раз процедура утверждения сопровождается спорами о способе распределения средств. Однако два кризиса, потрясшие зону евро в 2008-2009 и 2014 годах, а также сложная ситуация, сложившаяся в Греции и ряде экономик в южных странах ЕС, привели к обострившимся взаимным обвинениям. В первую очередь со стороны жителей стран «Новой Европы» и граждан стран-«доноров».
Последние обвинили новых участников объединения в том, что они фактически живут за счет дотаций, выделяемых странами с более развитыми экономиками, - то есть за счет граждан этих стран. Кроме того, недовольство вызывал поток дешевой рабочей силы, хлынувший из стран Восточной Европы. Результатом подобных настроений в Великобритании, в частности, и стал Brexit.
Однако выяснилось, что и так называемым странам-«иждивенцам» было чем ответить экономическим лидерам. Так, жители Греции обвинили Евросоюз в том, что экономическая политика объединения привела к краху экономики страны, а отказ сократить долг не позволяет ситуации стабилизироваться. С другой стороны, именно дотационная политика Евросоюза привела к тому, что в странах Восточной Европы, лишь несколько десятилетий назад вышедших из-под влияния социалистической зоны, не были заложены достаточные основания для самостоятельного экономического развития.
Кроме того, важным фактором, способствующим в том числе развитию экономик «Старой Европы» является доступ к рынкам других стран на «льготных» условиях европейской экономической зоны. Именно потенциальные потери от резко увеличивающихся таможенных пошлин при торговле с другими странами - членами ЕС стали одним из основных контраргументов со стороны противников Brexit в Великобритании.
Польза от так называемых стран-«иждивенцев» также присутствует. Это единый рынок, свобода перемещения товаров, капитала и рабочей силы. Все страны заинтересованы в этом. Так, например, та же Германия, являющаяся самым крупным налогоплательщиком, была одним из инициаторов за расширение ЕС. Берлин понимал, что включение новых стран в союз - преимущество для немецкой экономики и компаний, которые активно осваивают рынки других государств, - отметил Владислав Белов.
О том, что Прибалтика нужна ЕС в первую очередь как рынок сбыта и источник относительно недорогой рабочей силы, эксперты портала Rubaltic говорили еще в 2013 году - в год десятилетия вступления Латвии в Евросоюз.
Таким образом, в Евросоюзе складывается система взаимозависимости, где присутствует баланс интересов и нет проигравших, - резюмировал Владислав Белов.