Европа больше не будет кормить прибалтику. ”Дотации кончились”: почему Польша ссорится с ЕС
Для сидящих на дотациях стран «Новой Европы» приближается «час икс». С 2020 года, после выхода Великобритании из Евросоюза и принятия нового семилетнего бюджета ЕС, финансирование Восточной Европы из еврофондов будет радикально урезано или вовсе упразднено. Вопреки заверениям официальных пропагандистов в том, что дотации из фондов ЕС не оказывают существенного влияния на местную экономику, по мере приближения роковой даты в руководстве стран - получателей денежного довольствия нарастают панические настроения. Прибалтийские и прочие восточноевропейские иждивенцы начинают объединяться, требуя, чтобы «Старая Европа» не снимала их с пайка.
В Министерстве сельского хозяйства Литвы заявляют, что Литва совместно с прочими странами Балтии и странами Вышеградской группы будет бороться против идеи финансировать фермеров стран ЕС из национальных бюджетов. У Литвы и других бедных государств Восточной Европы на это элементарно нет денег, тогда как в бюджете Германии и других богатых стран Западной Европы деньги на фермеров есть.
Прибалтика и Вышеградская группа требуют, чтобы сельхозпроизводители Европейского союза после принятия нового семилетнего бюджета ЕС по-прежнему финансировались из общего европейского бюджета, а не из национальных бюджетов стран-членов. Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия и Словакия подписали в Брюсселе совместную декларацию, которую намерены предъявить западноевропейским политикам на ближайшем саммите министров сельского хозяйства стран ЕС в сентябре этого года.
«Мы считаем, что выплаты должны быть одинаковы для всех. За такую же самую землю во всём Сообществе должны выплачиваться одинаковые суммы. Я считаю, что это соглашение поможет нам в дискуссиях, но как там будет с одинаковыми прямыми выплатами, увидим в будущем, - заявил министр сельского хозяйства Литвы Бронюс Маркаускас. - Мы понимаем, что Германия могла бы поддерживать фермеров напрямую, но нашим странам это было бы трудно».
Против чего, собственно, выступают страны «Новой Европы»? Против планов европейской бюрократии реформировать систему финансирования сельского хозяйства в ЕС. Раньше фермеры всех 28 стран ЕС на 100% дотировались из отраслевых еврофондов: Европейского фонда развития сельского хозяйства, Европейского фонда морского промысла и рыболовства и прочих. Теперь бюджеты этих фондов будут урезаны, а за поддержку своих производителей странам - членам ЕС предлагается доплачивать самим. Всяк сколько может - в меру своего материального достатка.
Реформа сельского хозяйства является началом реализации концепции «Европы двух скоростей», по которой лидеры Евросоюза продолжают развиваться самостоятельно, не оглядываясь на отстающих из Восточной Европы.
«Европейской солидарности», на которую многие годы молилась Прибалтика, больше не будет. Если Германия имеет возможность субсидировать своих фермеров, а Литва не имеет, то это проблемы не Германии, а Литвы. Почему Германия должна тормозить рост своего аграрного сектора и следить вместо этого, чтобы немецкие фермеры получали до евроцента столько же, сколько литовские?
Из-за такой советской «уравниловки» и случился системный кризис евроинтеграции. Всем - свою долю беженцев, фермерам - одинаковые дотации, голос Германии с Францией при принятии ключевых экономических решений равен голосу Кипра с Литвой, хотя Германия с Францией формируют экономику «Единой Европы», а Кипр с Литвой живут за их счет.
Весной этого года канцлер ФРГ Ангела Меркель и экс-президент Франции Франсуа Олланд (а затем и новый президент Эммануэль Макрон) заявили, что с такой порочной практикой пора заканчивать. Периферия не должна сдерживать развитие лидеров Евросоюза.
Если еврогранды могут расти быстрее остальной Европы, то они должны сбросить восточноевропейский балласт и развиваться опережающими темпами.
Иначе Европа так никогда и не выберется из накрывшей ее хронической депрессии.
Естественно, Прибалтике и другим «новым европейцам» претит «Европа двух скоростей». Эта концепция ведь институционализирует их второсортность. Если Германия, вместо того чтобы понемногу субсидировать фермеров по всему ЕС, начнет дополнительно субсидировать собственных немецких фермеров, то о том же польском аграрном чуде можно будет забыть. Польский бюджет не немецкий: подлинного экономического либерализма и реальной, без «уравниловки», конкуренции на общем рынке польский фермер не выдержит.
Поэтому неудивительно, что Варшава, Будапешт и даже обычно покорные Брюсселю прибалтийские столицы громко возмущаются «многоскоростной Европой». Однако ничего не поделаешь: старые добрые времена политики выравнивания, заливания «Новой Европы» потоком еврофондов и «европейской солидарности» уходят безвозвратно. Перемены надвигаются неумолимо.
В Прибалтике уже начали считать, что с ними будет после 2020 года, когда из Евросоюза выйдет Великобритания, в Брюсселе примут новый семилетний бюджет ЕС и дотации странам-иждивенцам будут радикально урезаны, если не вовсе прекращены.
Еврокомиссия в опубликованном месяц назад «документе дискуссий» по новому семилетнему бюджету ЕС обращает внимание на то, что после 2020 года необходимо учитывать новые вызовы: миграцию, терроризм, сотрудничество в сфере обороны. На эти цели нужно доставать деньги. Достать их предлагается увеличением членских взносов в бюджет ЕС и перераспределением средств программ поддержки.
Самая главная программа поддержки - это та самая политика выравнивания. Проекты финансовой помощи самым бедным странам ЕС, в рамках которых западноевропейские «доноры» Евросоюза «вкачали» в Прибалтику и прочую Центральную и Восточную Европу порядка 160 миллиардов евро. Результатов политика выравнивания не дала: разрыв между богатой «Старой» и бедной «Новой Европой» меньше не стал. Поэтому теперь Еврокомиссия дипломатично предлагает пустить программы сплочения под нож.
Литовское агентство BNS просчитало, какой будет экономика Литвы после прекращения политики выравнивания и сокращения дотаций из структурных фондов ЕС. Великобритания давала шестую часть общего бюджета ЕС, поэтому Brexit пробьет в Брюсселе финансовую дыру. Вероятно, произойдет увеличение национального софинансирования проектов с европейским участием. Доля ЕС в финансировании таких проектов станет меньше, а доля национальных бюджетов существенно возрастет.
Сегодня минимальный уровень софинансирования общих проектов со стороны Литвы - 15%, но если ЕС откажется платить и эта цифра будет удвоена-утроена, то литовский бюджет просто не выдержит напряжения. Если прекратится прямая поддержка ЕС, то Литва не сможет самостоятельно осуществлять ремонт школ и строить детские сады.
Расчеты литовских экономистов опровергают уверения официальной пропаганды насчет того, что Литва и другие страны Балтии экономически самостоятельны и материальная помощь из бюджета ЕС для их экономики несущественна.
Если эта помощь несущественна, то что же министры сельского хозяйства Прибалтики так задергались из-за планов Брюсселя урезать поддержку аграриев и «предоставить право» странам ЕС самим помогать своим фермерам?
Если еврофонды - это капля в море прибалтийской «истории успеха», то откуда начинающаяся во властных кругах паника от того, что через три года эта «капля» иссякнет? Аудиторское агентство KPMG доказывает , что дотации из структурных фондов ЕС составляют около пятой части экономики Литвы, Латвии и Эстонии. Если это капля, то очень большая.
Без этой «капли» экономика Прибалтики нежизнеспособна.
История, схожая с той ситуацией, что развивается сейчас с еврофондами, была 10 лет назад со скандинавскими кредитами. Профессиональные патриоты Литвы, Латвии и Эстонии так же громко доказывали, что стремительный рост Прибалтики вызван здоровым экономическим развитием и никак не связан с пришедшим в Прибалтику вместе с европейской интеграцией внешним заемным капиталом - валом дешевых, ничем не обеспеченных кредитов.
Экономический кризис 2008 года открыл правду даже самым «кондовым» свидетелям «истории успеха». «Кредитный пузырь» лопнул, банковская система рухнула, и «балтийские тигры» сдохли.
Так же будет и с дотациями из фондов ЕС. Реальность всё расставит по своим местам: дождемся 2020 года и увидим, как эти дотации «ни на что не влияют».
Посткоммунистическая страна превратилась в настоящий рай для вложений.
Польша вышла в лидеры среди стран Восточной Европы по привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику. Зарубежный капитал заинтересовали стабильный экономический рост и легкость ведения бизнеса.
Согласно докладу World Investment Report 2015, подготовленному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Польша находится в числе двадцати крупнейших получателей прямых иностранных инвестиций в мире. В 2014 году их общий приток в эту страну составил почти 14 млрд долларов. Наиболее сильными преимуществами Польши являются: стабильный экономический рост, большой рынок сбыта, многочисленные налоговые льготы и удобное географическое положение, пишет сайт «Белорусы и рынок» .
В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2017 Польша заняла 24-е место среди 190 стран, а в докладе FDI Intelligence (подразделения Financial Times Ltd.) - первое место в Европе и третье в мире (после Китая и США) по привлекательности вложений в производство.
Стабильный экономический рост
Польская экономика одна из наиболее быстрорастущих среди европейских стран. Она едва ли не единственная на континенте сумела успешно противостоять глобальному экономическому кризису. Государственный бюджет Польши находится в гораздо лучшем состоянии, нежели бюджеты других государств ЕС.
Согласно прогнозу Европейской комиссии, в 2017 году ВВП Польши увеличится на 3,7 %, тогда как в среднем по ЕС прирост не превысит 1,9 %. Основными движущими силами экономического роста являются инвестиции, частное потребление, в том числе за счет значительных государственных субсидий в виде детских пособий, и экспорт, который демонстрирует опережающий темп по сравнению с импортом.
Рынок труда также характеризуется хорошими показателями. Как ожидается, в нынешнем году безработица снизится до 6,3 %.
Большой рынок сбыта
Внутренний рынок Польши является одним из крупнейших в Европе, так как в стране проживает почти 40 млн человек. По численности населения это государство занимает шестое место в ЕС и первое в Восточной Европе.
Польша является членом Евросоюза и имеет выгодное географическое положение. Как следствие, у инвесторов появляется возможность поставлять товары и услуги на рынок объединенной Европы, который включает 500 млн потенциальных потребителей. В числе основных европейских торговых партнеров Польши - Германия, Франция, Италия, Чехия, Испания, Украина, а также Великобритания.
Легкость ведения бизнеса
За последние годы Польша значительно улучшила свои позиции в рейтинге Doing Business. Если в 2008 году страна занимала в нем 72-е место, то сейчас - 24-е среди 190 государств мира.
Правительство и парламент Польши регулярно принимают программы, направленные на оживление бизнес-среды. В качестве примера можно назвать Конституцию для бизнеса, которая стала консолидированным нормативным правовым актом, регулирующим хозяйственную деятельность. Документ призван значительно облегчить работу компаний, в том числе посредством ликвидации или снижения правовых барьеров, защитить от изменений в толковании законодательства и излишнего контроля со стороны государственных органов, ограничить обязательства нанимателей перед работниками, упростить расчет налогов и социальных взносов.
Кроме того, польский законодатель разрабатывает правила игры для принципиально новой организационно-правовой формы юридического лица, благодаря чему оно сможет привлекать финансирование с помощью современных инструментов, в том числе краудфандинга.
Квалифицированная и конкурентоспособная рабочая сила
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на территории Польши функционируют более 430 высших учебных заведений, в которых обучается около 1,4 млн студентов, в том числе свыше 60 тыс. иностранцев из примерно 150 государств.
Почти 30 % жителей в возрасте 25-64 лет имеют высшее образование. Согласно данным Программы международной оценки учащихся (PISA), по уровню подготовки студентов Польша занимает 22-е место среди 72 стран, входящих в общемировую классификацию, и одну из самых высоких позиций в ЕС.
Квалифицированных польских специалистов (экономистов, программистов, инженеров) и ученых активно нанимают европейские IT-компании, научно-исследовательские центры и научно-технические институты. Крупными работодателями также являются инвесткомпании, особенно специализирующиеся на инвестициях в сфере высоких технологий.
Дотации из средств Евросоюза
C 2014 по 2020 год Польша получит от Брюсселя в общей сложности более 120 млрд евро в виде субсидий ЕС: в рамках так называемой политики сплочения будет передано свыше 82 млрд евро, еще 32 млрд поступят по линии сельскохозяйственной политики. В 2007-2013 годах страна уже получила от ЕС более 100 млрд евро, в том числе 68 млрд в рамках политики сплочения.
Средства предназначены для сфер, которые вносят наибольший вклад в экономическое развитие, повышение уровня занятости и модернизацию экономики, и, помимо прочего, будут инвестированы в научные исследования, строительство автомобильных и железных дорог, общественный транспорт, энергетику, поддержку бизнеса, развитие широкополосной интернет-инфраструктуры и профессиональную переподготовку безработных. Иностранные инвесторы также смогут пользоваться указанными средствами для занятия бизнесом в Польше.
Хорошо развитая инфраструктура
Среди значимых достоинств Польши можно выделить постоянно развивающуюся инфраструктуру: автомобильные и железные дороги, авиационный и морской транспорт, широкую сеть грузовых складов и терминалов. Через Польшу проходят несколько оживленных международных транспортных путей совокупной протяженностью 5 тыс. км (Берлин - Львов, Берлин - Москва, Белосток - Прага, Гданьск - Цешин, Гданьск - Львов).
Планируется, что к 2020 году на польском участке Трансъевропейской транспортной сети TEN-T расположится 21 пересадочный и перегрузочный узел. В 2014-2020 годах общий объем расходов на дорожную инфраструктуру превысит 140 млрд злотых (около 40 млрд долларов). До 2023 года будет построено 1800 км национальных дорог и скоростных автомагистралей.
С 2016 по 2023 год запланировано увеличение до 31 млн злотых (из них 22 млн - средства ЕС) расходов на развитие и модернизацию инфраструктуры железнодорожного транспорта. С 2014 по 2020 год общий размер инвестиций в морской транспорт должен превысить 6,5 млрд злотых, а оборот товарного потока в польских портах - 80 млн т в год.
В Польше 15 аэропортов. Ежегодно ими пользуются около 35 млн пассажиров, и эта цифра постоянно растет. Предполагается, что до 2019 года польский сектор воздушного транспорта будет прирастать в среднем на 3,7 % в год.
По общей площади складских помещений страна занимает восьмое место в Европе. Причем в Польше цены на складские услуги ниже, чем в большинстве государств - членов ЕС.
Специальные экономические зоны
Польша предлагает иностранным инвесторам ряд преимуществ, в том числе возможность реализовывать проекты в специальных экономических зонах (СЭЗ). Сейчас в стране 14 таких зон: Каменная, Катовицкая, Костшинско-Слубицкая, Краковская, Легницкая, Лодзьская, Мелецкая, Поморское, Слупская, Староховицкая, Сувальская, Тарнобжегская, Валбжихская и Варминско-Мазурская.
Инвесторы СЭЗ могут пользоваться государственной поддержкой в виде освобождения от налога на прибыль, вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль инвестиционных расходов и расходов, связанных с созданием новых рабочих мест. Предприятия некоторых СЭЗ освобождены от налога на недвижимость.
Резиденты СЭЗ также могут рассчитывать на другие преференции, например на аренду или покупку по конкурентоспособной цене земельного участка, полностью подготовленного для осуществления предпринимательской деятельности. В арсенале поддержки - бесплатное содействие в прохождении процедур, необходимых для старта бизнеса, покрытие расходов на обучение стажеров, предоставление дополнительного финансирования при создании новых рабочих мест.
По расчетам экономистов, каждую секунду в польские СЭЗ инвестируется в среднем 215 злотых, или около 60 долларов. Среди ведущих инвесторов СЭЗ можно выделить компании: General Motors, Volkswagen, Toyota, Opel, Michelin, Shell, UBS, Ericsson, Fujitsu, Indesit, IBM, IKEA, Electrolux, Gillette, LG.
Крупнейшая французская газета Le Figaro после потрясшего всю Европу референдума о выходе Великобритании из Евросоюза провела собственное исследование о том, кто кого кормит в ЕС и в каких количествах. Метод исследования был выбран наиболее очевидный: сколько денег страны – члены ЕС перечисляют в Брюссель в виде взносов и сколько денег они получают оттуда в виде дотаций.
Результаты исследования тоже оказались ожидаемыми.
Десятка стран-доноров, которые отдают в бюджет ЕС больше, чем получают, выглядит так (в порядке убывания): Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Италия, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, Финляндия. Безусловный лидер по членским взносам в Брюссель, главный «локомотив» европейской интеграции – Германия: ежегодно Берлин отчисляет в бюджет ЕС без малого 26 миллиардов евро, а еврофондов получает на 10 миллиардов. То есть ФРГ отдаёт Брюсселю на 15,5 миллиарда больше, чем забирает.
На втором месте в списке доноров Франция: ежегодно Париж переводит в бюджет ЕС на 7,7 миллиарда евро больше, чем получает из Брюсселя. Тройку лидеров до недавнего времени замыкал Лондон, отчислявший в Брюссель на 5,5 миллиарда евро больше, чем выделялось Великобритании из еврофондов. После «брексита» на третьем месте в списке стран-доноров окажутся Нидерланды: крошечная Голландия с площадью в полтора раза меньше Латвии и Литвы отдаёт проекту «Единой Европы» 11,3 миллиарда евро – на 5 миллиардов больше, чем получает из бюджета ЕС.
Хотя, может, и не окажутся: на весенних парламентских выборах в Нидерландах уверенно идёт к победе и формированию однопартийного правительства Партия свободы Герта Вилдерса, без обиняков обещающего голландцам выход страны из ЕС. Париж тоже может выпасть из списка спонсоров Восточной Европы, если весенние выборы президента выиграет Марин Ле Пен, сторонники которой не желают видеть Францию в Евросоюзе. Великобритания из Европейского союза уже выходит…
От стран-иждивенцев «Единой Европы», среди которых вся Прибалтика, собираются отвернуться главные кормильцы – катастрофическая перспектива для государств, экономика которых нежизнеспособна без дотаций из фондов ЕС.
Абсолютный европейский лидер по получению еврофондов – Польша. Варшава пользуется в Евросоюзе заслуженной славой, как страна, лучше всех умеющая выбивать и осваивать брюссельские деньги. В 2014 году Третья Речь Посполита получила из бюджета ЕС 17,2 миллиарда евро – почти в два раза больше, чем Германия, которая вдвое больше Польши по численности населения. При этом перечислила в бюджет ЕС Варшава 3,5 миллиарда евро, то есть в пять раз меньше, чем Берлин. Итого поляки получили выплат из Брюсселя на 13,7 миллиарда евро больше, чем отправили туда взносов.
Вильнюсу, Риге и Таллину, конечно, не сравниться с варшавскими мастерами 80 го уровня в деле освоения еврофондов. Но и для Прибалтийских республик дотации из бюджета ЕС играют особую роль. Эстония перечисляет в бюджет ЕС 178 миллионов евро – получает из бюджета ЕС 652 миллиона евро. В три с лишним раза больше! Латвия выделяет 320 миллионов – получает 1,1 миллиарда. Почти в четыре раза больше! И все рекорды среди прибалтийской троицы бьёт Литва: отсылает 244 миллиона – принимает 1,8 миллиарда. Разница – семь с лишним раз!
Ещё более впечатляет зависимость экономики Прибалтики от материальной помощи Евросоюза, если оценивать эту помощь в процентном соотношении к экономикам Литвы, Латвии и Эстонии. Соответствующие исследования тоже проводятся.
Постоянный мониторинг расходования фондов ЕС в странах Центральной и Восточной Европы ведёт международная компания KPMG – одно из четырёх крупнейших аудиторских агентств в мире. Последний аналитический доклад KPMG в рамках серии «Фонды ЕС в Центральной и Восточной Европе» был издан в прошлом году.
Согласно аудиту KPMG, еврофонды составляют 15% совокупного ВВП стран «Новой Европы». Рекордсмен по получению европейских дотаций – Венгрия: выплаты из Брюсселя формируют почти 23% венгерского ВВП. Следом за Будапештом в списке главных иждивенцев идут страны Балтии.
Брюссельские дотации составляют 18,6% экономики Литвы, 18,1% экономики Латвии и 16,6% экономики Эстонии.
Примечательно, что доля еврофондов в экономике Польши в процентном соотношении впечатляет несколько меньше, чем если рассматривать брюссельские денежные вливания в польскую экономику в абсолютных цифрах. Дотации из структурных фондов ЕС составляют 15,7% польского ВВП. По этому показателю Польша находится на шестом месте среди 11 стран Центральной и Восточной Европы. Польша – это большой и ёмкий рынок, способный выдержать системный кризис, адаптироваться к вероятному в будущем лишению финансовой брюссельской подпитки.
Страны Балтии относятся к тем «новым европейцам», у которых в случае снятия их с общеевропейского денежного довольствия шансов выжить самостоятельно нет никаких.
Литва, Латвия, Эстония – это страны-приживалки Евросоюза. За постсоветские годы лидеры этих стран угробили собственные экономики, довели до нищеты собственное население; в результате их держит на иждивении Западная Европа, отчисляющая на их проживание взносы в европейский бюджет и принимающая у себя их безработных в качестве гастарбайтеров.
Прибалтийские элиты даже достававшейся им даром европейской помощью не смогли распорядиться как поляки. Польша за десять лет с помощью еврофондов вдвое увеличила протяжённость своих автострад, по которым теперь осуществляется автомобильный транзит из Германии. А в Прибалтике самый крупный инфраструктурный проект, затевавшийся с привлечением европейского софинансирования, – это железнодорожная магистраль Rail Baltica, «дорога в никуда», на которой никогда не будет ни грузов, ни пассажиров в достаточном для её окупаемости количестве.
На что там в последний раз Литва попросила европейского финансирования? На забор от «русской угрозы» вдоль границы с Калининградской областью? Ожидаемо получила в Брюсселе «кукиш». А вот если бы получила европейское финансирование – то-то бы зажила! Забор – это ведь такой выгодный в бизнес-плане инфраструктурный проект: прибыльный, быстро окупаемый, с перспективами расширения и продажи продукции на экспорт. Не то что эти ваши атомные станции.
Общественное мнение Западной Европы даже без экономического кризиса к прошлому году окончательно созрело до убеждения, что пора им избавляться от нищеты из Восточной Европы, нахально влезшей в их дом в 2004 году в качестве приживалок.
Великобритания - один из крупнейших доноров ЕС
Под влиянием таких настроений объём финансовой поддержки Восточной Европы в бюджете ЕС на нынешний год уже был сокращён почти на четверть.
И будет сокращаться впредь, потому что не идти навстречу общественному запросу означает идти на риск распада Евросоюза, после которого разговоры о размерах европейской помощи для Прибалтики станут вовсе неактуальными. Поэтому Литву, Латвию и Эстонию будут постепенно, но неуклонно лишать европейского пособия по экономической инвалидности.
Председатель Европейского совета Дональд Туск заявил о том, что Польша может выйти из Евросоюза. По словам европейского лидера, нынешнее руководство страны удерживают в ЕС лишь финансовые субсидии. Вместе с тем Туск обвинил польские власти в «скрытой поддержке российского курса по подрыву либерально–демократических и западных ценностей». RT выяснял, с какой целью политик заговорил о выходе Польши из ЕС и способствует ли евроскептицизм Варшавы нормализации отношений с Москвой.
Бывший премьер–министр Польши Дональд Туск, с 2014 года возглавляющий верховный орган ЕС - Европейский Совет, заявил в интервью польскому изданию Tygodnik Powszechny, что Варшава может поставить вопрос о выходе из ЕС, если страна из получателя европейских субсидий превратится в донора.
«Я могу с лёгкостью представить ситуацию, когда Польша окажется среди чистых доноров, тогда правительство Польши может решить, что настало время спросить поляков, хотят ли они, чтобы Польша продолжила оставаться в ЕС», - отметил политик.
По его словам, нынешнее руководство Польши «по меньшей мере не воспринимает с энтузиазмом» членство страны в Евросоюзе.
Польша ежегодно получает дотации из европейских фондов в размере до €10 млрд, однако после выхода Великобритании из ЕС, который запланирован на 2019 год, всё может измениться. После того как ЕС лишится одной из самых мощных экономик Европы, все взносы в европейские фонды, которые ранее делало Соединённое Королевство, лягут на плечи других стран - членов Евросоюза, в том числе и на Польшу. Кроме того, ЕС планирует сократить траты в период с 2020 по 2027 год. Это означает, что Польша будет платить в бюджет ЕС больше, чем получать из него.
«Для «Права и справедливости» (ПиС, правящая партия в Польше. - RT) преимущества членства в ЕС сводятся лишь к платёжному балансу, - считает Туск. - Они полностью игнорируют другие выгоды, такие как единый рынок, правопорядок, гарантии безопасности и тому подобное. Пока мы не превратились в чистого донора, игра для них стоит свеч».
Он отметил, что конфликт между ним и лидером партии «Право и справедливость» Ярославом Качиньским - это вопрос об основаниях польской политики и «спор не о том, какой должна быть Европа, а о том, должна ли Польша быть её частью».
Перспективы выхода
«За этим заявлением стоят некоторые реальные основания, потому что нынешний польский народ в значительной степени разочарован Европейским союзом и тем, как устроена в нём система управления. Особенно важен для польского общества вопрос ценностей. Нынешние либеральные европейские ценности не устраивают польское общество и вызывают довольно сильное отторжение», - отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский.
Начиная строительный проект, мы привыкли думать о завышенных сметах со стороны строительных компаний, неточности проектировщиков, дополнительных затратах и в целом о большой головной боли. Мы не надеемся на помощь государства для развития нашего бизнеса, минимизации налоговой нагрузки и получение налоговых льгот. В отличие от всего этого, Словения может предложить совершенно другой опыт.
Субсидии в Европе
Именно здесь, в Европе, абсолютно реально получить безвозвратную субвенцию - безвозмездное финансирование со стороны государства и Европейского Союза в размере — до 50% строительной сметы на строительство или реконструкцию объекта. Но как и в любом деле, здесь есть свои подводные камни и трудности, преодолеть которые помогут специалисты. Самый первый шаг — правильный выбор инвестиционного объекта для получения субсидии, а именно объекта под реконструкцию. Как и в любой стране, в Словении есть высокоразвитые регионы, такие как столица и ее пригород (Любляна), прибрежная зона (Порторож, Изола, Копер), индустриальные центры (Копер, Целье, Марибор) и развитые курортные направления (Блед, Бохинь, Краньска Гора, Рогашка Слатина). На этих направлениях, получение дотации проблематично, хотя и не невозможно.
Наиболее перспективным направлением, для получения данных субвенций и дотаций, будут регионы попадающие под нужды развития туризма
Минусы развитых регионов и раскрученных туристических центров:
- очень высокая стоимость недвижимости, даже под реконструкцию;
- высокая стоимость земли;
- бюрократические препоны в связи с высокими требованиями и ограничениями использования земли и зданий;
- высокая конкуренция.
Плюсы развитых регионов:
- готовая маркетинговая стратегия;
- постоянный и сформированный туристический оборот.
Наиболее перспективным вариантом, для получения безвозвратных субвенций и дотаций, будут регионы попадающие под нужды развития туризма, сельского хозяйства или экономики в регионе. Такими регионами на данный момент являются:
- Северо-Восток Словении, Поморский регион. Регион является аграрной зоной Словении, а кроме того там расположены прекрасные термальные и лечебные курорты. Несмотря на это, регион все еще нуждается в развитии и для этого предусмотрены программы по развитию экономики и сельского хозяйства, в которых можно участвовать.
- Юг и Юго-Восток Словении, вдоль границы с Хорватией. Регион является винородным краем, в котором также присутствуют лечебные курорты (Доленьски Теплицы). В этом регионе предусмотрены программы развития туристической отрасли.
Объектом инвестиций могут служить данные варианты:
- заброшенное фермерское хозяйство;
- старинный объект под реконструкцию;
- современный объект, но при условии, что при его отделке будут использоваться современные, энергосберегающие материалы и технологии.
Для подачи заявки на участие в тендере на получение средств субсидии размере 45-80% от сметы необходимо:
- наличие компании в Словении с положительным балансом и хорошей бонитетной оценкой;
- права собственности на объект инвестиций — ферма, замок, участок, дом и т.д.;
- полученной разрешение на строительство согласно проектной документации;
- бизнес-план;
- маркетинговый план;
- правильно составленные документы для тендерной комиссии.
Как правило срок рассмотрения заявки о получении безвозвратной дотации составляет 60-90 дней, после чего вы получаете свидетельство на целевую компенсацию ваших затрат при строительстве и можете начинать работы.