Доклад «Использование современной игровой технологии квест в воспитательном процессе. О технологии квестов
Как организовать образовательный квест: методические рекомендации, правила проведения и сценарий квеста для урока английского языка.
Немного о себе : Меня зовут Вадим Суслов, я преподаватель английского и экономики, сценарист, писатель,предприниматель. Работал с детьми разных возрастов от 5 до 16 лет.
Что меня мотивировало к созданию образовательных квестов?
Во-первых, это строгие рамки программы. Мы с вами должны понимать, что за 1 год или, например, за 6 лет, ребёнок не выучит английский язык. Дай Бог, если он его за 11 лет освоит. Это важно понимать и принимать. Поэтому главное – это привить интерес ребёнку, мотивировать его на изучение языка.
Во-вторых, ко многим детям нужен индивидуальный подход, а образовательные квесты, в данном случае, служат идеальным универсальным инструментом.
В-третьих, квесты помогают вовлечь в образовательный процесс учеников с плохой успеваемостью.
И, конечно же, что может быть лучше, чем детские эмоции, подлинные и чистые? Тот самый долгожданный фидбэк, которого так ждет каждый преподаватель.
Информация усваивается лучше во время игры – это был и есть мой девиз. Детям в возрасте 5,6,7 лет не очень интересна грамматика или правила, им интересен преподаватель и его инструментарий.
Синопсис образовательного квеста (по пунктам) или гайдлайн для начинающих
1. Раздайте детям распечатанный квест (лист с заданиями).
2. Объясните правила и порядок прохождения, установите жесткий тайминг.
3. Протестируйте в режиме бета-тест
квест на небольшой группе учеников.
4. Преподносите легенду по частям, не “выгружайте” все сразу, если это не
олимпиада или соревнование.
5. Старайтесь делать загадки параллельными, чтобы все участники были задействованы в процессе. При этом не забывайте о логике квеста.
6. При создании квеста придумайте проблему и плавно подводите игроков к ее решению. Если речь идет о начальной школе, то постарайтесь ввести в игру негативного персонажа.
7. Используйте как можно больше инструментов при проведении квеста, таких как сейф, УФ-фонарик, УФ-маркер, кодовые замки и т.п.
Подобные квесты не стоит устраивать каждый день. Достаточно 1-2 в месяц, в первую очередь, с целью закрепления пройденного материала.
Сложно ли реализовать подобный квест? Нет, не сложно. Для проведения простого квеста достаточно иметь этот скромный набор :
- Лист ватмана
- Цветные маркеры или фломастеры
- Ножницы
- Бумага
- Ручки
- Щепотку фантазии
Как показывают мой опыт, оптимальное количество участников в одной команде – от 4 до 5 человек.
Темы могут быть любые: Олимпиада Будущего или Расследование века.
Согласно исследованиям наиболее популярные темы квеста – это побег из тюрьмы или ограбление. Эти темы универсальны, они одинаково нравятся и мужчинам и женщинам и при этом могут быть адаптированы для образовательных квестов.
Например, легенда может быть следующей: ученики оказались запертыми в трюме на борту корабля «Незнания».
Предлагаю уже готовый сценарий образовательного квеста. Сценарий прошел проверку на территории Открытого мира.
Образовательный квест по английскому языку
Вводная по сценарию:
Игроки – группа профессиональных спортсменов олимпийцев из будущего. Легенда (рассказывается игрокам или прописывается на листе с заданиями): вот и наступило далекое будущее на дворе 2166 год. Многие известные в 21 веке вещи претерпели значительные изменения: летающие машины, забота об экологии, общество вегетарианцев и многое другое. В том числе досталось и спорту, а точнее – олимпийским играм, теперь в спортсменах ценится не сила, а знания или навыки. Так вот, сегодня для вас наступил тот самый день, которого с нетерпением ждут все спортсмены со всего мира. Именно здесь и сейчас, вам предстоит показать себя и раскрыть все свои навыки и умения. Не забывайте, что ваша цель
– это набрать как можно баллов и попасть в ТОП рейтинга. Как вам известно, все победители получают приз.
Итак, ваша команда готова, время пошло!
Специфика квеста:
- Перед квестом всем командам раздают специальные листы с заданиями.
- Заданий немного, все они рассчитаны на 15-20 минут.
- Игрокам предстоит заполнить несколько полей в листе с заданиями (квестовый лист), поэтому рекомендуется снабдить игроков ручкой или карандашом.
- Для реализации квеста вам понадобятся следующие предметы или реквизит:
карандаши, ручки, листы с заданиями, 2 листа ватмана (несколько), проектор и
ведущий – актер (но можно и без него), таймер, диктофон с записью, пробковый
стенд (как в школах), повязки на глаза (4 штуки), теннисные мячики, сосуды 4
штуки с наполнением, свисток и визуальная линия начала. - Система стимула – три команды попавшие в ТОП рейтинга получают призы:
автомобиль марки Porsche, билет в жизнь, путевку на планету England. - За прохождение заданий (препятствий) игроки получают баллы.
- Игроки должны очень внимательно читать задания.
Ход квеста:
Игроки берут-получают листы с квестом (заданиями) и читают легенду . По ходу прочтения легенды игроки понимают,что они являются игроками и что их ожидает какое-то соревнование.
После прочтения легенды игрокам предстоит заполнить поле в верхушке квест-листа. В свободном поле “TEAM:” игроки должны придумать и вписать на английском языке название своей команды .
TEAM: (for example: FOX, Balls)
Задание № 1 (на ватмане)
После того, как игроки вписали название команды, они отправляются к ватману с характерной цифрой один (под цифрой: one).
Что на ватмане: помимо цифры, также на ватмане игроки увидят рисунок, а под ним зашифрованное послание и маленький кроссворд (5 слов).
Расшифровать послание: pmizb n (иконка сердце или буква в сердце с намеком на следующее задание) можно только при помощи “мастер буквы”(буква с которой начинается кодирование), используя при этом шифр Юлия Цезаря.
Шифр Юлия Цезаря
Шифр Цезаря - это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3, А была бы заменена на Г, Б станет Д, и так далее.
Для того, чтобы получить “мастер букву” и разгадать зашифрованное послание – игроки должны отгадать кроссворд (расположен на том же листе ватмана).
Кроссворд состоит из пяти слов и абсолютно линеен, т.е. для его решения нужно последовательно вписывать слова, но в качестве вопросов используются картинки (рисунки или что-то еще). Разделить каждую картинку как поле в игре морской бой.
Кроссворд-рисунок
Примеры вопросов/ответы
- Что вы видите на рисунке? (animals)
- 3Х1 (sheep)
- 2X5 (pig)
- Животное с длинной шеей? (giraffe)
- Эта буква находится в алфавите между первой буквой ответа на четвертый
вопрос и вами (тобой – I) - Игроки расшифровали код и получили следующее послание: “сердце” (можно на английском heart F).
С помощью расшифрованного сообщения игроки понимают, к какому стенду им нужно идти дальше, и какую карточку нужно вытянуть со следующего стола.
За это задание игроки получат максимум 5 баллов . На усмотрение ведущего.
Задание № 2 (стенд)
На следующем стенде нарисовано сердце. На столе возле стенда лежат 10 карточек с различными заданиями (на лицевой стороне каждой карточки игроки видят букву английского алфавита). Перевернув карточку с буквой , игроки обнаружат задание.
- Говорить 5 мин писклявым голосом.
- После каждого слова говорить слово СЭР на протяжении 10 минут.
Задача пройти предыдущие задание и не гадать на “кофейной гуще”, а вытащить с первого раза карточку с нужным заданием.
За выполнение этого задания игроки получат максимум 4 балла (на усмотрение ведущего).
Задание № 3
Игрокам необходимо сделать селфи с ведущим на его фоне и выложить в инстаграм или другую социальную сеть с хэштегом (например) #сценарийквестклауд, #квестпланетаинглэнд
За выполнение этого задания игроки получат максимум 4 балла (на усмотрение ведущего).
Задание № 4
Задание на ловкость. Задание простое и проводится (и оценивается) ведущим: проговорите фразу и одновременно бросайте и ловите мячики (теннисные).
- “Whether the weather be fine
- Whether the weather be cold
- Or whether the weather be not.
- We will walk together.
- Whatever the weather
- Whether we like it or not.”
После оценки ведущего игроки получают баллы от 1 до 5. И составляют слово из букв на мячиках (игроки могут получить дополнительные баллы) “courage” – смелость.
Задание № 5
Всех игроков ждет задние на смелость. Игрокам (всей команде) завязывают глаза. Им необходимо засунуть руку в определенные четыре ниши. Вам на выбор: ваза, банка, дыра, шляпа. После чего, нащупать там (внутри) предмет и описать его английскими словами, а другие члены команды должны отгадать его и заполнить свободные ячейки в квест-листе.
Трудность и специфика заключается в том, что помимо описание игрокам предстоит засунуть руку в разные сосуды с “мерзким содержанием (в тактильном плане)”. Пример наполнения сосудов “мерзостями” : сосуд с насекомыми (игрушечными), сосуд с плюшем или волосами, сосуд с рисом, сосуд с слизняком, сосуд с лего или с водой.
Описательные предметы (популярные слова):
- звездочка (игрушка)
- книга или пластиковая вилка
- кольцо
- очки, камень (цветок)
Примечание: сосуды или коробки расположены на столе.
Для пущего WOW эффекта , в момент прохождения задания на смелость,стоит использовать локальные звуки (из колонки) из “ужастиков/хоррор фильмов”.
Техника безопасности: желательно использовать пластиковые сосуды, чтобы они не разбились, и не было повреждений от осколков.
Заключение
Игроки отправляются к школьной доске. Результат игроков записывается ведущим, после чего они покидают зону проведения квеста.
Поздравления от ведущего!
Приложение 1. Содержание квест-листа (для игроков)
Игроки- группа профессиональных спортсменов олимпийцев.
Легенда (рассказывается игрокам или прописывается на листе с заданиями):
Вот и наступило далекое будущее на дворе 2166 год. Многие известные в 21
веке вещи по терпели значительные изменения: летающие машины, забота об
экологии, общество вегетарианцев и многое другое. В том числе досталось и
спорту, а точнее – олимпийским играм, теперь в спортсменах ценится не сила,
а знания или навыки. Так вот, сегодня для вас наступил тот самый день,
которого с нетерпением ждут все спортсмены со всего мира. Именно здесь и
сейчас, вам предстоит показать себя и раскрыть все свои навыки и умения. Не
забывайте, что ваша цель – это набрать как можно баллов и попасть в ТОП
рейтинга. Как вам известно, все победители -получают приз. Итак, ваша
команда готова, время пошло!
✔️
Вас ожидает препятствие ONE.
✔️
Вытащите нужную карточку. Вам поможет найденная в расшифровке лишняя
буква.
✔️
Проговорите фразу и одновременно бросайте и ловите мячики.
✔️
Будь смелым и сообразительным. (4-е свободных поля)
✔️
Финальный зачет. Произнесите четыре “нащупанных” слова.
Вадим Суслов. Надеюсь моя статья была полезной! Также вы можете заказать мою книгу «Квест» – в ней вы найдёте все ответы на ваши вопросы, которые касаются квестов. Если есть вопросы, то пишите мне на электронную почту ([email protected]) или ищите вконтакте: https://vk.com/the_tastyfood. Мой сайт: www.quest-cloud.biz
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Организация: ГПОУ ТО «ЧППК»
Населенный пункт: Тульская область, п. Чернь
Одной из основных задач современного педагога является предоставление возможности творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, а также их практического применения, возможность реализации способностей обучающихся. В арсенале учителя много технологий, помогающих в реализации этой задачи. Одной из них является технология образовательных квестов.
Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета. Разрабатываются квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными. Квесты можно использовать для работы с обучающимися, родителями, коллегами. Но, мало кому известно, каким же образом квесты пришли в образовательный процесс.
Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизация и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п.
До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям. В педагогику квест-технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века. Компьютерная компания «Sierra» в 90-е годы прошлого века выпустила серию игр King"s Quest, Space Quest, Police Quest и т.п., которые пришлись по вкусу геймерам.
Все начиналось с квестов, в которых главный герой должен был решить определенную задачу, к примеру, обезвредить дракона. Для достижения этой (или какой-либо другой) цели герою необходимо было выполнить ряд второстепенных заданий (скажем, найти меч или раздобыть снотворное, чтобы усыпить дракона), а выполнение этих задач было в свою очередь сопряжено с рядом следующих действий и т.д.
Также по всему миру начали появляться невиданные до этого развлекательные учреждения, где клиентам было предложено попытаться выйти из запертой комнаты, разрешив множество трудных задач. Такие заведения стали называться «эскейп-румами». Таким образом, квесты стали завоевывать сердца людей.
Эскейп-рум (Real-life room escape) - это интеллектуальная игра, в которой игроков запирают в помещении, из которого они должны выбраться за время, ища предметы и решая головоломки. Некоторые представители жанра также включают в себя детективный или иной сюжет, чтобы погрузить игроков в уникальную атмосферу.
Игры такого типа возникли из идеи перенести в реальность браузерный квест типа escape the room, которые были популярны в начале 2000-х гг. (например, Crimson Room).
Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.
Им были определены следующие виды заданий для веб-квестов:
Пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
Планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;
самопознание - любые аспекты исследования личности;
компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
Творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;
аналитическая задача - поиск и систематизация информации;
Детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;
Достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;
Оценка - обоснование определенной точки зрения;
Журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Также он предложил использовать ряд критериев, которые позволили бы дать оценку:
Исследовательской и творческой работы;
Качества аргументации, оригинальности работы;
Навыков работы в микрогруппе;
Устного выступления;
Мультимедийной презентации;
Письменного текста и т.п.
Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.
Квест (или веб-квест), - по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание). Лучшие из квестов достигают это таким образом, что учащиеся начинают понимать богатство тематических связей, легче включаются в процесс обучения и учатся размышлять над собственным познавательным процессом.
Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского Т. Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить учитель. Опоры - это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений. Примерами опор могут быть такие виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения.
Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источниками.
Учителя всего мира стали использовать эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии,
Голландии и Америке. В нашей стране данная технология только начинает своё распространение.
В работах отечественных ученых нет единого взгляда на сущность квеста, что и не удивительно, поскольку, являясь сравнительно новой технологией в педагогике, квест еще не прошел стадию теоретического обоснования. Эта работа только ведется. Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М.В., Быховский Я. С., Николаева Н.В. и другие.
Педагоги и общеобразовательных школ, и колледжей, и университетов все чаше обращают внимание на квест как инновационную технологию и модель обучения.
Литература:
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004..
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
Педагогическая технология «Квест игра » как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры».
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.
В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше.дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки.
При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.
В каких бы условиях ни проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детскогосада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут:
Способствовать всестороннему развитию детей;
Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно
социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественно-эстетического и физического развития;
Создание положительного эмоционального настроя.
Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так жерешением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но инеобходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.
План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:
написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;
подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота,
подсказки и т.д.);
разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, нобезопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений
могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество спосещением малоизученных «уголков»;
при методической разработке заданий необходимо опираться не только на ужеимеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствоватьтематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
Благодаряпроведению квестов предметно-развивающая среда (ПРС) учреждения всегда мобильна,что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ПРС, согласно заданной тематике,могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередьспособствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности иразвитию наблюдательности у детей.
Подготовка реквизита для проведения каждого задания.
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной иинтересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме,и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательствевзрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данномслучае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не кпрямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу отавторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.
Результаты
Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятсяболее раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатсявместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят отклассической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.
Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).
ПЛАН ПОДГОТОВКИ ИГРЫ :
1. Разработать сценарий
2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий
3. Подготовить музыкальное сопровождение
4. Разработать презентацию для вступительной части
5. Оформить наглядные материалы («карты» )
6. Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
7. Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.
Своеобразие современного педагогического процесса современного детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Квест (англ. quest), или приключенческая игра В настоящее время приключенческие игры, которые называют квестами, приобрели особую популярность. Такое наименование целого класса игр пришло из английского языка. Все, кто изучал английский язык, помнят слово «question», что значит «вопрос», а «quest» - это поиск, разыскиваемый предмет.Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В процессе поиска «сокровищ» дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитываются командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.
Немного о технологии проведения ИГРЫ. Квест – игра начинается в группе, где перед детьми ставится цель. Первые задания всегда интеллектуального направления кроссворды, головоломки, складывание пазлов.
При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее дети, правильно сложив фото - пазлы, получают подсказку и видят, куда направится их команда. Одним из направлений всегда является спортивная площадка (спортивный зал или бассейн), где дети выполняют задания в виде спортивных эстафет, с игровым содержанием: доплыть до подсказки по «Океану», забраться на «мачту корабля», побывать в гостях у «Мудреца» и решить задачу подсказку и т.д. за что получают поощрительные жетоны. При выполнении физических упражнений дети стремятся к поиску оптимального (осмысленного) отношения к этой задачи (например: отгадав загадку, нужно пролезть через «паутину» и снять с нее правильную отгадку, загаданную старцем Фуро).
Один из этапов может быть музыкальный зал, где дети могут выполнить задания с музыкальным сопровождением и использованием интерактивной доски; преодолеть страх и «вытащить из-под покрывала записку, которая находится в одной емкости с разными насекомыми и гадами). Заканчивается квест – игра решением всех задач, поставленных перед игроками.
Процесс интеграции также присутствует в квест – играх. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
тайники в квесте должны быть такие, чтобы каждую записку приходилось добывать и отыскивать.
Аккуратно развернуть шоколадное яйцо, горячим ножом разнять половинки, вытащить “желток”, опустошить и вложить в него записку, А потом собрать все, как было.
Заморозить в кубике льда.
Написать молоком или лимонным соком. Упаковать этот листок вместе со свечкой и зажигалкой.
Положить в контейнер, привязать к нему бечевку и вывесить за окно. Задача ребенка – наматывать бечевку на карандаш, пока не покажется записка.
Запечь в печенье.
Выложить к месту следующего тайника указатели из предметов или пометить путь наклейками.
Назвать предмет, которых в квартире несколько (стол, подоконник, ботинок) – задача ребенка будет вспомнить и обыскать все подобные места.
Закопать в миске с крупой. Дополнительным условием тут может быть не рыться руками, а использовать палочки, вилки или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.
Искать контейнер с запиской на ощупь. Тут хорошо бы придумать естественное ограничение. Например спрятать записку, а с ней – всякие мелкие игрушки, в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.
Записку в контейнере пустить плавать в ванну. Но прежде приделать к контейнеру петельку, за которую и доставать его с помощью удочки. А можно сделать несколько контейнеров – с запиской и фальшивые и предложить ребенку вылавливать их из воды сачком.
Спрятать в шкатулку и закрыть ее на навесной замочек. Поиск ключа может стать отдельным развлечением.
Сделать множество свертков, и лишь в одном из них спрятать записку.
Написать текст белым восковым мелком. Задача ребенка – закрасить лист красками, чтобы текст стал хорошо виден.
Положить контейнер достаточно высоко и предложить сбить его “снежками” из смятой бумаги.
Указать вместо очередного тайника имя кого-то из домочадцев. Для получения следующей записки ребенку потребуется выполнить задание этого человека.
|
Указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии . Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность , создание проблемных ситуаций, экспериментирование и мн. Др.
Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании детской деятельности. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии , или как его еще называют образовательный квест.
В последние годы эта технология вызывает интерес в среде специалистов дошкольного образования благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Имеются данные о применении данной технологии для решения задач познавательного, социально-коммуникативного и физического развития детей. Действительно ДО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
Таким связующим компонентом и является игра, так как специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок, а ведущим видом деятельности для его развития и саморазвития является игровая деятельность. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест – игр.
Обратимся к словарю
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии (она знакома нам под таким название как игра по станциям).
Квест (англ. quest ), или приключенческая игра (англ. adventure game ) - один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Квест - это игры , в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице.
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого); следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
Как и любая технология, образовательный квест имеет свою структуру, которая включает:
1.ВВЕДЕНИЕ: сюжет, роли
2.ЗАДАНИЯ: этапы, вопросы, ролевые задания
3.ПорЯДОК ВЫПОЛНЕНИ: бонусы, штрафы
4.ОЦЕНКА:итоги, призы.
- Этапы организации
: Цели и задачи квеста Целевая аудитория и количество участников С. южет и форма квеста (сценарий) Пространство и ресурсы Количество помощников, организаторов Назначить дату Заинтриговать участников.
Виды квестов:
1.Линейные (игра построена на цепочке: разгадав одно задание, участники пх получают следующее, и так до тех пор, пока участники не пройдут весь маршрут.)
2.Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач)
3.Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют из разных точек, которые будут для них финишными).
В детском саду, такие квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах могут принимать участие не только дети, но и родители.
Образовательные квесты проводятся на территории детского сада, в групповых помещениях, в городе, в парке, на природе.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта ( схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники).
В практике чаще всего используются линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.
Вот примеры некоторых наиболее интересных линейных квестов:
- Квест-поход «Вместе весело шагать», который может проходить совместно с родителями в выходной день. Цель этого квеста сформировать активную жизненную позицию и здоровый образ жизни. Детей с родителями может ждать Незнайка у детского сада, который и попросит помощи. В игре участвовуют две команды. Маршрут дети с родителями могут искать по завязанным заранее ленточкам, у каждой команды свой цвет. Таким образом каждая команда пойдет по своему маршруту, встречая на пути разных героев (Паук, Баба-Яга, Лесная фея, Лесовичок) и выполняя различные задания.
- Квест-игра «Путешествие в царство царя Берендея». В игре могут принимать участие дети с родителями, педагоги детского сада. Цель этого квеста - воспитание экологической культуры детей и родителей. Здесь выбирается одна команда и все двигаются по определенному маршруту, который указывают сказочные персонажи (Баба-Яга, Кикимора, Леший, Богиня Дивия, Царица осень, тетушка Сова, Царь Берендей). Примеры выполнения заданий: (нарисовать правила поведения в лесу, сделать скворечники из бросового материала, вспомнить стихи и песни о природе, разгадать осенние загадки, составить рассказ с использованием мнемотаблицы, собрать гербарий и т. п.).
- Военная игра «Зарница», посвященная 23 февраля . В ней могут принимать участие воспитанники старших и подготовительных групп. На станциях задания могут давать военнослужащие воинской части.
Что касается штурмовых квестов , то они очень хорошо проходят и в младшем возрасте, т. к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью таких квестов является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как:
Найди спрятанные игрушки в группе;
Найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесить в разных участках группового помещения), из которых потом можно сделать аппликацию и т. п. По такому принципу, например, можно организовать летом квест «Наше лето», где дети, передвигаясь по территории детского сада, ищут признаки лета (картинки, природные элементы), а потом составляют из этого коллаж.
В рамках экологического и трудового воспитания можно провести «Экологический квест», в котором используется соревновательный эффект.
Кольцевые квесты, очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.
К таким квестам в детском саду можно отнести:
- Квест «Форт Боярт», который с каждым годом становится еще увлекательнее. В нем с удовольствием принимают участие и дети, и родители, и педагоги. На каждой станции после правильно выполненного задания участники получают конверт с буквой, из которых в конце составляется слово-подсказка там, где находится клад – золотые монеты . Если же задание не выполнено, то метр теней не отдает конверт. Эта игра командная и играется на время.
- Квест-по городу «День знаний ». Это еще один увлекательный квест, в котором дети путешествуют по городу с воспитателем с помощью «Волшебного экрана» (планшета), на котором сфотографированы различные места нашего города и дети передвигаются от места к месту, находя там удивительные артефакты, которые имеют историческое значение или символизируют определенное место. Начинается оно с детского сада и в него же дети возвращаются. Этот квест не требует большого количество организаторов, т. к. весь маршрут не предполагает встреч с персонажами.
Поводя итог вышесказанному, хочется отметить, что через квест-игра способствует развитию одновременно интеллекта участников, их физических способностей, воображения и творчество, смекалки, наблюдательности и находчивости и сообразительности. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения.
Список литературы:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 01.01.2001
2. Приказ Минобрнауки РФ от 01.01.2001г. № 000 "Об утверждении ФГОС ДО"
3. , Плеханова квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
Изменения, происходящие в дополнительном образовании, да и во всём образовании в целом, приводят к тому, что всё большее значение приобретает способность педагога ориентироваться в информационных потоках. Сегодня, для того чтобы воспитать успешную личность, уже недостаточно просто передавать конкретные предметные знания и навыки. Время требует от современных учащихся умение быстро находить полезную информацию, анализировать её и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, стремиться к самостоятельному принятию решений, обладать творческим отношением к учебной или профессиональной деятельности. Однако всему этому сложно научить в процессе традиционного субъект-объектного обучения. Опять же вопрос конкурентоспособности на рынке образовательных услуг по-прежнему остаётся актуальным, ведь если мы обратимся к коммерческим предложениям в сфере образования, то увидим, что там тема «геймификации образования» уже «перегрета». В то время как массовое российское образование далеко от геймификации вовсе.
Именно поэтому сегодня такую популярность получили интерактивные методы в образовании. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Учащийся становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Следует отметить, что именно у дополнительного образования есть все необходимые условия, чтобы превратить занятия в творческих объединениях в интересную и познавательную форму «фонового» образования.
Меняется время, меняются дети, современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
– творческие задания;
– работа в малых группах;
– обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
– внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
– дистанционное обучение;
– разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов»);
– «лестницы и змейки»;
– тренинги.
Хотелось бы отметить такой метод интерактивного обучения, как квест. Сегодня квест, как образовательный инструмент, отвечает всем потребностям современных школьников. Специалист в области образовательных технологий Берни Додж дал следующее определение образовательному квесту – это поисковая деятельность (или деятельность, ориентированная на поиск). Причем основной задачей разработки образовательного квеста является именно организация эффективного использования времени школьника и направления его усилий на работу с информацией, а не на ее поиск. По мнению Берни Доджа, образовательный квест расширяет кругозор учащегося, способствует развитию аналитического, критического и творческого мышления, навыков решения задач и в процессе работы в команде. Однако такой вид поисковой деятельности нуждается в «опорах» , которые должен предоставить педагог. Под опорами мы понимает обязательные условия для организации интерактивного обучения, такие как:
– доверительные, позитивные отношения между обучающим и учащимися;
– демократический стиль;
– сотрудничество в процессе общения обучающего и учащихся между собой;
– опора на личный («педагогический») опыт учащихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
– многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их мобильность;
– включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации учащихся.
Именно соблюдение этих обязательных условий помогает участникам квеста правильно строить план исследования, вовлекает их в решение проблемы, направляет внимание на самые существенные аспекты изучения.
Не следует путать «квест» с «кругосветкой» или «игрой по станциям». Отличием «квеста» от подобного рода игр является помимо наличия сюжета, как в ролевой игре, также отсутствие «бегунка» или «путевого листа». В ходе прохождения квеста нет чёткого пути. Каждая команда может абсолютно по-разному пройти один и тот же квест, с абсолютно разным результатом. В этом и заключается образовательный потенциал «квеста» как эффективной игровой формы обучения.
В образовательном процессе квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры. Это осознанное приключение, направленное на развитие таких психологических навыков, как уверенность в себе, умение общаться, сотрудничать, работать в команде, умение конструктивно отстаивать свою точку зрения, ставить и достигать цели, творчески подходить к решению разнообразных задач и гибкость поведения. В интеллектуальной сфере квесты потенциально способствуют развитию мышления, памяти и внимания школьников.
Что же должно быть в квесте?
В первую очередь, это цель для игроков. «Пройти такую-то учебную тему» – это не игровая цель, а пункт для вашей отчётности. Кто бы стал играть в шутер или стратегию, цель которых обозначается авторами как «пройти игру»? Формулировка «восстановить цивилизацию после апокалипсиса» звучит интереснее. Конкретные действия в игре должны служить основной миссии. Например, на монстров, населяющих пустоши, можно воздействовать, только разобравшись в природе их мутаций, и вот обычный урок биологии превратился в захватывающий образовательный квест.
Исходя из цели квеста, возрастных и познавательных особенностей участников квеста придумывается сюжет. Главное, чтобы он был интерактивным. В ходе решения обычной учебной задачи учащиеся не получают обратной связи, и что с того, что два плюс три равно пять. А вот интерактивный элемент сюжета делает решения игроков необходимыми и реагирует на них. К примеру, вы оказались в 1941 году, если вы вовремя не доставите послание из штаба на передовую, то пункт будет захвачен противником.
Следующим обязательным условием для создания квеста является наличие роли для игроков. Внутри игрового пространства учащиеся выступают в роли игровых персонажей. Учёные, которые строят МКС, древние египтяне в попытках построить пирамиду и т.д. Всё зависит от сюжета и главной цели. А, вернее, только от вашей фантазии. Ещё одним важным условием при создании квеста является усложнение игры, можно добавлять ролевые элементы – кооперативные действия. В этом случае всех участников нужно поделить на группы, добавить соревновательности, дать каким-то игрокам личные цели. Ситуация, при которой каждый участник делает свою часть работы и ждёт других, мало чем отличается от обычного решения примеров на уроке. Поэтому хорошо работает кооперация. Например, одни игроки владеют методом решения, а другие – данными.
И наконец, загадки и головоломки, с этой частью ни у одного педагога не должно возникнуть проблем. В качестве заданий подойдут любые учебные задачи из сборников и учебников, которые преподносятся в игровом контексте. Главное помнить, что бессмысленные вещи мы запоминаем куда хуже, чем те, от которых что-то зависит.
Важно: задача должна быть условием для того, чтобы двигаться дальше. К примеру, только сыграв в шахматную партию, я получу ключ и смогу двигаться дальше. И, конечно же, не стоит забывать о правилах, и тут речь идёт не только о технике безопасности, что можно и что нельзя делать, но и о том, как работают те или иные элементы в вашем мире, каким правилам он подчинён. Например, чтобы двигаться дальше, нужно собирать ресурс. Или с каждым следующим шагом игроки получают дополнительные возможности. Лучше всего, если у игроков будет возможность делать выбор, как поступить. Это повышает эмоциональную вовлечённость и учит рассматривать разные варианты. Только после этого можно считать, что основные кирпичики заложены, и квест готов. Конечно, вначале придётся несколько раз пройтись по маршруту самому, чтобы рассчитать тайминг и разложить конверты с заданиями и флэшки с материалами в укромные места.
Ещё одним необходимым условием соблюдения и организации интерактивного обучения является использование разных мультимедиа ресурсов и приложений. И здесь речь не идёт только о мультимедиа презентациях или интерактивных досках. Например, чтобы пользоваться приложением Pliсkers , нужны только телефон педагога с установленным приложением и набор распечатанных карточек у участников. Это очень быстрый и простой способ для коллективных решений и голосований. Также по кабинету можно расклеить распечатанные QR-коды , которые ведут на страницу с информацией. Для этого потребуется создать страницы, ссылки на которые будут преобразованы, и воспользоваться генератором кодов. На смартфонах учащихся должны стоять QR-ридеры, скачать такие бесплатные приложения не составляет труда. Карточки с такими кодами могут быть также игровой валютой, которую получаешь, выполняя задания. А может быть древними печатями на артефактах погибших цивилизаций, которые нужно просканировать.
При использовании интерактивных методов обучения роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной. Он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, но именно это и делает использование интерактивных форм и методов обучения эффективным и дающим гарантированный результат.