"дидактические игры для детей дошкольного возраста". Дидактическая игра «Светофор»
Главные проблемы общения детей связаны с отсутствием у ребенка интереса к переживаниям других людей, непониманием чувств тех, с кем он общается, неумением высказывать свои чувства. К сожалению, взрослые, мало интересуясь мыслями и чувствами детей, налагая запреты на переживания ребенка, усугубляют эти проблемы.
С помощью дидактических игр тренингов можно научить ребенка языку чувств, умению понимать состояние, оттенки настроений, переживаний - не только собственных, но и других людей. Эти игры учат не только понимать, но и выражать эмоциональное состояние через слово, мимику, пантомимику.
Они способствуют включению ребенка в жизнь общества, в систему отношений со с сверстниками и взрослыми. В процессе игры дети овладевают ролевым поведением, учатся устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения, разрешать споры и конфликты, выражать расположение, симпатию, доброжелательность, делать комплименты, оказывать любезность, находить выход из критических ситуаций.
Эти дидактические игры тренинги предназначены для детей 5-6 лет. Играть в них можно везде и с разным количеством участников. Длительность игры зависит от интереса детей к ней. Главное - создать атмосферу свободы, радости, сотворчества и содружества, общаться с ребенком на принципах глубокой духовности и гуманизма.
«Кинопробы».
Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Оборудование: «кинокамера» для «оператора».
Ход игры тренинга
Ребенок - «режиссер» фильма - приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку… Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль.
Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы.
При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.
«Смак».
Оборудование: нагрудные знаки, шапочки, магнитофон.
Ход игры
После чтения произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит» воспитатель предлагает детям поиграть. Один ребенок - Айболит, остальные дети - больные звери. Они, изображая разных животных, плачут, держатся кто за живот, кто за щеку, кто за голову и т. д., жалуются: «Ой, ой, болит!» Доктор Айболит дает им лекарства, старается утешить их (погладить по голове, щеке, плечу и т. д.). Зверушки поправляются и пляшут вместе с доктором Айболитом.
Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.
Выбирая такую игру, возраст вашего малыша, уровень его знаний, а также настроение и состояние здоровья. С помощью игр дидактического характера малыш приобретает знания и получает необходимую новую информацию.
Для малышей-дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются.
Дидактические игры сложны тем, что являются одновременно игрой, средством обучения и всестороннего развития ребенка. В процессе такой игры у малыша развиваются все психические процессы и формируются личностные особенности.
Дидактическая игра - увлекательный способ всестороннего развития личности:
Дидактические игры являются эффективным и необычным способом разных направлений воспитания малышей:
1. Умственного воспитания. Систематизирует знания, развивает сенсорные способности, обогащает знания об окружающей действительности;
2. Нравственного воспитания . Формирует бережное отношение к окружающим предметам, нормы поведения с людьми, черты характера;
3. Эстетического воспитания . Формирует чувство прекрасного;
4. Физического воспитания. Развивают мелкую моторику рук, формируют культурно-гигиенические навыки, развивают эмоциональность ребенка.
Дидактическая игра развивает самостоятельность и познавательную активность ребенка, а также его интеллект.
Ценность дидактических игр:
Развивают познавательные способности малыша;
Способствуют усвоению знаний;
Имеют развивающую ценность;
Воспитывают нравственные качества: честность, справедливость, требовательность, уступчивость;
Развивают речь ребенка.
Структура дидактической игры:
1. Ознакомление с ходом игры;
2. Объяснение содержания и правил игры;
3. Демонстрация игровых действий;
4. Распределение ролей;
5. Подведение итогов игры.
Виды дидактических игр:
Игры с предметами или игрушками;
Настольные игры;
Словесные игры.
Игры с предметами:
Такой вид игр предусматривает непосредственное восприятие малышом различных предметов, что способствует развитию стремления манипулировать ими с целью изучения.
Дидактические игры с предметами направлены на изучение различий между предметами, сравнение их между собой. В процессе таких игр дети изучают цвет, величину и качества предметов. Игры о природе предусматривают использование природных материалов: семян, листьев, цветков, камней, шишек, плодов.
Примеры дидактических игр с предметами:
Игра «Найди предмет»
Взрослый готовит два одинаковых набора предметов. Один накрывают салфеткой, а второй ставят перед ребенком. Затем мама или папа берет накрытый набор и ставит перед собой. Достает любой предмет, показывает его ребенку и называет. После этого снова прячет его. Ребенку необходимо найти у себя этот предмет и правильно его назвать. Задача ребенка - определить все подготовленные предметы.
Игра «Расположи правильно»
Взрослый готовит игрушки животных и детенышей. К примеру, цыпленок – курица, котенок – кот, щенок – собака. Ребенок должен расставить игрушки: детеныш животного – взрослое животное. Затем назвать их и описать.
Настольные игры:
К настольным играм относятся дидактические игры, направленные на знакомство малышей:
С миром, который их окружает;
С объектами природы;
С растениями и животными.
Настольные игры бывают в виде:
Лото;
Парных картинок;
Домино.
Функции настольных игр :
Настольная игра эффективна для развития:
Речи;
Мышления;
Внимания;
Навыков принятия решений;
Умения самостоятельно контролировать свои действия и поступки.
Какими могут быть дидактические настольные игры?:
Игра «Чудесные вагоны»
Мама или папа дает ребенку поезд, который заранее вырезан из плотной бумаги. В нем четыре вагона. Отдельно ребенку выдаются картинки с изображенными цветами, фруктами, животными, деревьями. Это будут так называемые пассажиры. Необходимо расположить их по вагонам, правильно распределив на группы. В одной группе должны быть похожие представители. Рассказать, чем похожи, почему они в одной группе, каким одним словом их можно назвать.
Словесные игры:
Эта разновидность дидактических игр направлена на развитие детской речи, а также воспитание у малышей самостоятельности. В таких играх используются как слова, так и всевозможные действия. Малыши учатся описывать различные объекты, узнают их по описаниям, определяют общие и отличительные характеристики.
Дидактические словесные игры преследуют цели:
Закрепление знаний;
Уточнение и расширение информации о мире;
Формирование познавательных интересов;
Развитие психических процессов;
Эффективное развитие мышления и наблюдательности у детей.
Примеры словесных дидактических игр:
Игра «Время года»
Взрослый читает текст о сезонах года. Ребенок отгадывает, о каком из них идет речь.
«Угадай-ка по описанию»
Взрослый на столе располагает шесть различных предметов. Затем описывает один из них. Ребенок по описанию определяет, какой предмет взрослый описал. Игру повторять, пока взрослый не опишет все предметы.
Роль родителей в организации дидактических игр:
Большую роль в развитии и воспитании ребенка играет участие родителей в играх. Родители, которые не принимают участия в детской игре, лишают себя возможности сблизиться с малышом, лучше изучить его личностные особенности. Родителям не следует быть руководителем игры. Необходимо быть партнером своего ребенка, достигая при этом взаимопонимания.   Этим и отличается общение родителя в игре от повседневного общения, когда взрослый является для своего крохи наставником. Родители, организуя дидактические игры с ребенком, реализуют следующие задачи:
Осуществление нравственного воспитания ребенка;
Развитие правильного поведения ребенка и формирование положительных взаимоотношений в семье;
Содействие формированию способов обучения ребенка.
Для ребенка игра является самым серьезным занятием. Без игры невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Игра – это способ развития любознательности малышей.
Уважаемые родители! Поддерживайте игровую деятельность малышей. Так вы сможете решить многие педагогические и психологические проблемы.
Виктория Дмитриева
Дидактические игры предназначены как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Неоценимая помощь воспитателям, родителям, учителю-логопеду.
Применяются в образовательной области «Коммуникация».
Способствуют:
обучению грамоте (согласование числительных с существительными; образование существительных единственного и множественного числа; образование существительных родительного падежа единственного числа);
пополнению и расширению словарного запаса;
развитию фонематического слуха детей (автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков в произношении);
развитию слоговой структуры слова;
развитию звукового анализа и синтеза, а также памяти, внимания, мышления.
Все игры можно легко выполнить своими руками.
Дидактическая игра "Посчитай- ка"
Цель: учить детей согласовывать числительные с существительными.
Оборудование: сюжетная картина «Смешарики», цветные картинки в количестве по 5 штук.
Ход игры: Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например, «Крош дарит Нюше цветы» и выкладываются еще картинки. Ребёнок должен сосчитать сколько же предметов подарил еще Крош Нюше. Например, один барабан, два барабана, три барабана, четыре барабана, пять барабанов. Логопеду, работая над автоматизацией определённого звука, в этой игре можно целенаправленно подобрать соответствующие картинки, для его автоматизации. Игра будет полезна вдвойне тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.
Дидактическая игра "Чего не ста ло"
Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа
единственного числа
Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.
Ход игры:
Вариант 1. Играют взрослый и ребёнок.
Перед ребёнком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребёнок раскладывает подарки по комнате. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.
Вариант 2. Ребёнок-ребёнок.
Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок закрывает глаза, второй прячет картинку. И наоборот, меняются ролями. Детям очень интересно угадывать и прятать картинки. Игра проходит быстро и занимательно.
Если работать над автоматизацией определённого звука, то можно подобрать соответствующие картинки. Игра также полезна тем, что направлена на развитие грамматического строя речи и развитие фонематического слуха одновременно.
Дидактическая игра "Звуковые ча сы"
Цель: развивать фонематический слух и звуковой анализ слова
Оборудование: нарисованные часы на бумаге с картинками вместо цифр, стрелки.
Ход игры:
Вариант 1. Играют взрослый-ребёнок.
Ребёнку предлагается рассмотреть часы и найти картинки с заданным звуком, например, «З». Ребёнок двигает обе стрелки на часах, выбирая тем самым сразу две правильные картинки (заяц-арбуз). Детям старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) предлагается еще дополнительно задание на определение звука в слове (начале, середине, конце слова).
Вариант 2. Ребёнок-ребёнок (дети старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет). Принцип игры тот же. Только играют двое детей. Каждый по очереди является ведущим. Один ребёнок загадывает звук, второй ищет и расставляет стрелки. И наоборот, меняются ролями.
Дидактическая игра «Волшебный шк аф»
Цель: развивать слоговую структуру слова, автоматизировать звук в словах
Оборудование: сюжетный герой, нарисованный шкаф, цветные картинки.
Ход игры: Пират спрятал в шкафу предметы. Ребёнку необходимо перечислить их и определить в каждом слове количество слогов, прохлопывая каждое слово. Пример: ма-трёш-ка. Прохлопав слово три раза, ребёнок определяет тем самым количество слогов.
Логопед может подобрать заранее картинки с определённым звуком, для его автоматизации.
Дидактическая игра (сенсорное развитие).
1. «Овощной магазин».
Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры.
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
2.«Строим дом».
Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.
Ход игры.
Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.
Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке – из красных, кошке – из синих.
3. «Разные кружки для зайца и лисы».
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.
Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.
Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.
Ход игры.
Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой - для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики – лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать коврики и погрузить их на машину, для лисы – красные кружки, для зайца – зеленые.
Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов, разных форм одного цвета.
4. «Большие и маленькие мячики».
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры.
Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Дидактические игры (мелкая моторика).
«Разноцветные шарики»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов.
Оборудование: картон белого и серебристого цвета, фломастеры основных цветов, клей – карандаш, шарики из цветного картона, скотч для «ламинирования», картинки сказочных героев, липучки.
Ход игры: воспитатель просит детей прикрепить шарики по цветам.
«Веселые карандаши»
Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику.
Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки.
Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу».
«Груши и яблоки с пуговицей»
Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».
Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.
«Накорми колобка»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).
Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта.
«Крупинки-придумки!»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).
Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).
Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.
«Дорисуй картинку с помощью пробок»
Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.
Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.
Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.
«Разноцветные прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.
Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.
Дидактические игры (музыкальные).
«СОЛНЫШКО»
Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков.
Ход игры:
\ Солнышко, \ солнышко,
/ Выгляни в \окошко:
\Твои детки \ плачут,
/ По камушкам \ скачут.
Ход игры
На 1-ю и 2-ю строчки теста взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши.
Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши.
Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.
\ Солнышко,\ солнышко, / Выгляни в \ окошко и т.д.
«ПОСКОК»
Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага.
Скок, скок - поскок продвигаются вперед
Молодой дроздок, прыжками
По водичку пошел, идут мягким пружинным
Молодичку нашел. шагом
Молодиченька, сужают круг
Невеличенька,
/ Сама с вершок, присаживаются
Голова с горшок. прикладывают ладони к щекам
покачивают головой.
Ход игры
Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка)
«ХЛОПЫ - ШЛЕПЫ»
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений в соответствии темпом музыки.
Ход игры: исходное положение - широко расставив ноги, дети сидят на полу.
/ Хлоп \ раз, хлопок на слово «хлоп»
/ Еще \ раз удар ладошек по коленям
на слово «раз»
/ Мы пох \ лопаем \ сейчас повтор движений
А потом скорей, скорей ритмичные удары ладошек об
Шлепай, шлепай веселей. пол
Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.
Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе
«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.
Ход игры:
Тень-\тень, поте \ тень. Ритмичные хлопки по
Села \ кошка под пле \ тень. коленям
Налетели воробьи, Взмахивают кистями рук
«крылышки»
\ Хлопни им в \ ладошки. хлопки
Улетайте воробьи! Грозят пальчиком
Берегитесь кошки!
«КИСКА, БРЫСЬ
Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,
навык заканчивать движение с окончанием текста.
Ход игры:
Киска, киска, киска, брысь! дети грозят пальчиком
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, шагают на месте
Через киску упадет!
Бах! приседают
Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.
«ТРА-ТА-ТА»
РУСС. НАРОДНАЯ ПОТЕШКА
Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.
Тра-та-та!Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши
Вышла кошка за кота!
За кота Котовича, делают шлепки по коленям двумя
руками одновременно
За кота Петровича! Делают шлепки по коленям двумя
двумя руками поочередно
«ОГУРЕЧИК»
Задачи: Закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
Для игры выбирается «ловишка». Им может быть кто - либо из взрослых или ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец зала. Руки у играющих находятся на поясе.
Ход игры
«Ловишка садиться на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст 1-й и 2-й строки дети продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинный шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произноситься детьми. Стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.
Текст произноситься выразительно, нараспев, в конце 3-й строки должна быть небольшая пауза, голос при этом «забирается вверх»: там мышка
жи / вет. Последняя строчка произноситься скороговоркой.
«ПАРОВОЗ»
Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садитесь скорее,
Прокачу: чух, чух!
Ход игры:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее слегка согнуты в коленях.
Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!
9. «КОТ НА ПЕЧИ»
М.Ю.Картуштна
Задачи: Развитие мелкой моторики, чувства ритма.
Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет
Кошка на лавке показывают как шьют иголкой
Рубашку шьет.
Малые котята поднимают согнутые в локтях
На печке сидят руки на уровне груди, опустив
На печке сидят качают головой кисти вниз, и
вправо-влево
Да, на котика глядят приставляют к глазам указат. Все на котика глядят
и большие пальцы («очки»)
Да, сухарики едят. Щелкают зубками
Методические рекомендации Текст произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две строки - движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе.
10 . «БУБЕН»
М.Ю.Картушина
(на мотив русской народной песни
«Как у наших у ворот»)
Задачи: Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку.
Бубен, бубен, позвени.
Ведущий ходит перед
Ребятишек весели
детьми, встряхивает
бубен
Деточки играют
В бубен ударяют.
Хлопай - раз и
держит бубен перед
хлопай - два!
ребенком, малыш
Интересная игра.
ударяет ладошкой.
Танечка (Ванечка,...) играет,
В бубен ударяет.
Игра повторяется с другим участником
11. «СОЛНЫШКО и ДОЖДИК»
Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега (на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни.
Ход игры:
Светит солнышко с утра, вращают руками
Значит нам гулять пора. «фонарики»
Хорошо под солнышком бегают в рассыпную
Бегать и играть, по залу
Хорошо под солнышком
Во дворе гулять.
Кап-кап-кап! - по дорожке стучат пальчиком по ладошке
12. « КОТ И МЫШИ» (на русскую народную мелодию
«Во саду ли в огороде»)
Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения
с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.
Ход игры Дети образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот.
Мыши водят хоровод. дети идут по кругу вокруг кота
На лежанке дремлет кот
Тише, мыши, не шумите Грозят друг другу пальчиком
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот- вытягивают вперед
Разобьет весь хоровод. Руки ладонями вверх
Шевельнул ушами кот- прикладывают ладошки к голове - «уши»
И исчез весь хоровод. убегают на места
Методические рекомендации Текст поется в размеренном темпе, предпоследняя фраза - в замедленном, растягивая слова. А последняя скороговоркой. Необходимо. Чтобы дети разбегались на окончание последней фразы.
13.«АИСТ И ЛЯГУШАТА»
(На мотив белорусской народной польки «Янка»)
Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.
Ход игры:
Скачут, скачут лягушата- дети -лягушата прыгают
Скок-поскок, скок-поскок. на двух ногах в произвольном направлении
Скачут бойкие ребята-
Прыг на кочку, под листок.
Аист вышел на болото «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит
Погулять, погулять. вокруг
Прячьтесь живо, лягушата, лягушата приседают и не шевелятся
Чтоб не смог вас отыскать!, аист ходит между ними, задевая рукой
пошевелившихся
14. «ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК»
Задача: Развитие чувства ритма.
Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.
Дождик капнул на ладошку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
На цветок и на дорожку-
Кап-кап, кап-кап-кап!
Застучал по крыше он-
Кап-кап, кап-кап-кап!
И раздался чистый звон-
Кап-кап, кап-кап-кап!
А какая это шишка?
протягивают ладошки вперед
Я не знаю, - шепчет мишка.
пожимают плечами
Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их
15. «ЕЖИК»
Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.
Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.
Жил в лесу колючий ежик, да, да, да. идут по кругу
Был клубочком и без ножек, да, да, да.
Не умел он хлопать - качают головой
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлопки.
Не умел он топать- качают головой
топ-топ-топ. притопы
Не умел он прыгать качают головой
Прыг- прыг-прыг. прыжки на двух ногах
Только носом шмыгал- качают головой
Шмыг-шмыг-шмыг. показать пальчиком нос
В лес ребята приходили, да, да,да. те же движения
И ежа плясать учили, да, да, да.
Научили хлопать - хлоп, хлоп,хлоп.
Научили топать - топ, топ, топ.
Научили прыгать - прыг, прыг, прыг
А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.
Дидактические игры (развитие речевого дыхания).
Эхо .
Детей распределяют на две группы. Одна из групп- «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
Вьюга.
Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки - дети говорят тихо, движение руки вверх- усиление голоса, движение руки вниз- уменьшение силы голоса.
Дует ветер.
Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?» Дети громко повторяют.
В лесу .
Детям предлагаются картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: О-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют.)
Игра « Вершки и корешки»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).
Участники: дети старшей группы.
Образовательные области:
— познание
— коммуникация
Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.
Ход игры.
Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:
— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)