Деление понятий. Разделение понятий Деление должно быть непрерывным
Когда мы имеем дело с понятиями, то нас интересует не только их содержание, но и объем. Например, изучая государство, мы интересуемся не только тем, что такое государство, каковы ее признаки, но и тем, которые бывают государства, их виды, то есть объемом данного понятия.
Подол - это деление на виды (группы) предметов, входящих в объем данного понятия.
С помощью разделения мы определяем виды, из которых состоит род. Например, разделяя юридические факты в "события" и "действия", мы раскрываем объем понятия "юридический факт". Говоря о том, что договоры бывают "возмездия" и "бесплатные", мы устанавливаем объем понятия «договор».
В разделения различают разделяемое, члены деления и основа разделения.
Понятие, объем которого подвергается разделения, называется разделяемым.
Виды предметов, которые распределяется род, называются членами деления.
Признак, по которому мы распределяем понятия на виды, называется основой деления.
Наибольшее затруднение и ответственность при разделении составляет выбор признака, по которому понятие делятся на виды. В принципе (формально) понятие можно делить на виды по какому-либо признаку. Договоры, например, можно делить на виды в зависимости от того, предпринимаются они знакомыми или незнакомыми людьми, при или после работы, в помещении или на улице и т. Но такое разделение договоров не имеет интереса для науки и судебной практике, он является надуманным.
Выбирая основу деления, следует руководствоваться определенной научной или практической целью. Деление должно быть таким, чтобы имел определенное значение и для науки, и для практики.
Разделение понятий нельзя смешивать с мысленным расчленением целого на части. Так, когда мы выражаем мнение о том, что "Акт экспертизы состоит из 1) введения, 2) исследования и 3) заключения", то мы разделяем, расчленяем предмет на его составные части.
Разделяя понятия, мы распределяем предметы класса на виды (группы), а с помощью расчленения устанавливаем структуру или строение предмета, его составляющие. Например: "Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции".
Деление понятия отличается от расчленения предмета на части так. К каждому члену деления применима название, которым обозначается разделяемое понятия. Например, когда мы разделяем юридические факты в "события" и "действия", то и "события", и "действия" можно назвать юридическим фактом. При расчленении же предмета на части каждую часть или сторону нельзя назвать по имени, которое обозначает расчлененный предмет. Так, нельзя сказать, что "гипотеза" или "диспозиция" - это "норма права", как нельзя сказать, что "норма права" является "гипотеза". Такие суждения будут неправильными.
Правила разделения
В процессе разделения следует соблюдать следующие правила:
1. Деление должно быть соразмерным
Это означает, что объем членов деления, вместе взятых, имел равен объему разделяемого понятия. Если же объем членов деления не исчерпывает объема разделяемой понятия, то есть при разделении перечисленные не все виды разделяемой и какой-либо член разделения пропущен, то такое разделение является неполным.
Примером неполного разделения является разделение юридических фактов в правотвирни и правоприпинни, поскольку, кроме названных видов, существуют и правомерные юридические факты.
Правило соизмеримости нарушается и тогда, когда указываются только члены деления, то есть такие, которые не являются видами разделяемого понятия. Например, "Сделки бывают односторонние, взаимные и соглашения, заключенные в пользу третьего лица".
2. Деление должно происходить на одной основе
При разделе нельзя одну основу подменять второй, то есть разделять понятия таким образом, чтобы одни члены деления были выделены по одному признаку, а вторые - за второй.
Пример разделения не на одной основе: "Студенты бывают отличники, те, что хорошо успевают, и спортсмены". Здесь разделение происходит по двум основаниям: по успеваемости ("отличники" и "те, что хорошо успевают") и относительно спорта ("спортсмены").
3. Члены деления должны исключать друг друга.
Деление должно быть таким, чтобы каждый отдельный предмет, мыслимый в родовом понятии, входил к объему только одного члена деления. Это правило вытекает из второго. Если основа разделения одна, то члены деления исключают друг друга, если же разделение проведено не по одной основой, то члены деления будут пересекаться.
Например: "Студенты бывают отличники, заочники и спортсмены". Здесь разделение проведено по трем основами сразу 1) успеваемостью, 2) форме обучения и 3) по спорту. Члены деления не исключают друг друга потому, что одни и те же студенты могут одновременно входить в объем всех членов деления.
4. Деление должно быть непрерывным
Это означает, что в процессе разделения необходимо переходить к ближайшим видам, а не перескакивая через них. Нарушение этого правила приводит к ошибке, которая называется скачком в делении.
Так, если мы соглашения разделяем на "устные" и "письменные", а затем каждый из этих видов, в свою очередь, - на ближайшие виды ("письменные", например, на "простые" и "нотариально заверенные"), то такой разделение будет непрерывным. Если же соглашения мы будем делить на "устные", "простые" и "нотариально заверенные", то мы допустим названной ошибки - прыжок в разделении.
5. Основа разделения должна быть отчетливой
Признак, по которому понятие подразделяется на виды, должно быть достаточно точной и выразительной (ясного), чтобы ее нельзя было понимать по-разному. Если признак, взятая за основу разделения, является неопределенной, такой, что каждый может толковать ее по-своему, то разделение будет невыразительным. Таким, например, масс быть разделение наук на сложные и несложные, интересные и неинтересные и т. Д.
Понятия. Если А - делимое понятие, то членами деления будут
Два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно
Разделить на демократические и недемократические, всех граждан -
на совершеннолетних и несовершеннолетних (схема 12).
Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением
Двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь
Делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга
Предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.
В этом случае дихотомическое деление может быть представлено
Схемой 13.
Сх ема 12 Схема 13
Например, при определении меры наказания важно установить
Возраст обвиняемых. С этой целью лица, совершившие преступление,
Могут быть разделены на совершеннолетних (В) и несовершеннолетних
(не-В). В отношении последних закон устанавливает дополни55
Тельные гарантии прав и законных интересов. Несовершеннолетних,
В свою очередь, можно разделить на лиц, достигших 16 лет (С) и не достигших
Этого возраста (не-С). Известно, что лица, совершившие
Преступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности
Лишь за некоторые виды преступлений. В отношении
Лиц моложе 16 лет следует установить, исполнилось или не исполнилось
Им 14 лет (D и не-D), так как лица, не достигшие этого возраста,
К уголовной ответственности не привлекаются.
Однако такое «многоступенчатое» деление имеет недостатки. Во-
Первых, отрицательное понятие оказывается слишком широким по
Объему и неопределенным по содержанию (например, при делении
Юристов на судей и несудей). Во-вторых, строгим и последовательным
Является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих
Понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность
Нарушаются. Так, продолжив деление, мы делим несудей
На адвокатов и неадвокатов, но в этом случае в последнюю группу
Попадают, за исключением адвокатов, все юристы, в том числе -
Судьи. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению
Первого понятия. Рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие
Общества - на классовые и бесклассовые, общественно опасные
Деяния - на действия и бездействия.
Правила деления
В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре основных
Правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.
1. Соразмерность деления. Деление должно быть соразмерным.
Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды
Делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен
В своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении
Преступлений в зависимости от характера и степени общественной
Опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней
Тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления
Будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяжкие
Преступления.
Такое деление называется неполным.
Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут
Указаны лишние члены деления, т. е. понятия, не являющиеся видами
Данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, например, при
Делении понятия «уголовное наказание», кроме всех видов наказания,
Указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания
В уголовном законодательстве, а является видом административного
Взыскания.
Такое деление называется делением с лишними членами.
2. Единство основания. Деление должно производиться только по одному
основанию;
В процессе деления избранный признак должен оставаться одним
И тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан
России в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их
Социальному положению или национальности, профессии или полу.
Но нельзя смешивать эти признаки и делить граждан России на рабочих,
Русских, шахтеров и женщин.
Члены деления должны исключать друг друга.
Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно
Основание, то члены деления - видовые понятия - будут находиться
В отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.
Подобный же результат получим при делении преступлений на
Умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов института
На заочников, первокурсников и спортсменов также приведет
К нарушению данного правила.
Непрерывность деления. Деление должно быть непрерывным.
В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим
Видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление»
Можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Российской
Федерации на преступления против личности, в сфере экономики,
Против общественной безопасности и общественного порядка, против
Военной службы и др. Каждый из этих видов, в свою очередь, может
Быть разделен на виды. Но нельзя переходить от деления на виды
Одного порядка к делению на виды другого порядка, например,
Делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики
И утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности,
Оно называется скачком в делении.
Что касается дихотомического деления, то по сравнению с делением
По видоизменению признака оно имеет ряд преимуществ. В дихотомии
Не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем
Один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются
Все другие виды. Членами дихотомического деления являются
Два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого
Понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится
Только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия
У предметов некоторого признака. Члены дихотомического
Деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться
Только в одном из противоречащих понятий.
Классификация
Особым видом деления является классификация, представляющая
Собой распределение предметов по группам (классам), при котором
Каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.
Целью классификации является систематизация знаний, поэтому
От деления она отличается относительно устойчивым характером
И сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация
Образует развернутую систему, где каждый член деления
Вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов,
закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.
Такова, например, классификация животных в биологии, охватывающая
До 1,5 млн. различных видов, растений в ботанике, включающая
Тыс. видов. Классификация дает возможность рассмотреть
Это многообразие в определенной системе, выделить интересующие
Нас виды растений или животных.
Широко применяется классификация в правовых науках. Примером
Наряду с обобщением и ограничением широко используется и такая операция над понятиями, как деление, разбиение понятия на классы, такие, что объемы составляющих их понятий находятся в отношении подчинения к объему исходного понятия. В этом случае происходит переход от некоторого непустого понятия к системе непустых видовых по отношению к исходному понятий, выделяемых с точки зрения определенной характеристики.
Исходное понятие называют делимым понятием , классы, полученные в результате деления – членами деления . Признак, исходя из которого производится разбиение делимого понятия на классы, называется основанием деления .
Различают два вида деления: 1) по изменению видообразующего признака и 2) дихотомическое.
В делении по изменению видообразующего признака члены деления выделяются на основании изменения характеристики, выступающей в качестве основания деления. Например, на основании признака года обучения студентов можно делить на студентов первого курса, второго курса, студентов третьего курса, студентов четвертого курса и студентов пятого курса.
Делимое понятие здесь является родовым по отношению к членам деления - видовым понятиям.
Дихотомическое деление - это деление объема понятия на два класса, где основанием деления является признак, присущий только одному из этих классов, иными словами, деление осуществляется по наличию или отсутствию этого признака. Слово «дихотомия» имеет греческое происхождение и может быть переведено как «деление на две части», а буквально означает «сечение на две части».
Как уже отмечалось, при процедуре деления между делимым понятием и членами деления (их объемами) должно иметь место отношение «род - вид». Поэтому деление называют также таксономическим делением, заимствуя термин «таксономия» из биологии, где классификация объектов по типу «род - вид» широко распространена, что означает расположение в закономерном порядке.
В отличие от таксономического деления, мереологическое деление – это операция членения понятия о предмете на части, не связанные с этим понятием родо-видовыми отношениями, исходя из определенной характеристики частей. Мереология – это раздел логики, описывающий отношение «целое – часть». При этом делении осуществляется переход от понятия о предмете (делимого понятия) к понятиям о частях этого предмета (к членам деления). Например, «неделя делится на понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье».
Мереологическое деление легко отличить от таксономического по следующему признаку: в этом случае элемент, принадлежащий члену деления, не является элементом объема делимого понятия, но является лишь частью делимого понятия как целого. Например, в случае мереологического деления «Год делится на зиму, весну, лето и осень», член деления «зима» не есть одновременно «год», но лишь «часть года», член деления «весна» также не есть одновременно «год», но лишь «часть года» и т.п.
Классификация - это особого вида деление в виде системы таксономических либо мереологических делений. Оно обычно осуществляется в виде многоступенчатого деления: сначала делится исходное понятие, затем производится деление полученных членов деления и так далее, пока не будут получены наиболее точные, конкретные разновидности изучаемого объекта.
Классификации отличаются следующими отличительными признаками:
· во-первых, классификация - это система, являющаяся результатом последовательных делений;
· во-вторых, результаты классификации представляются или, по крайней мере, могут быть представлены в виде таблиц или схем;
· в-третьих, в процессе классификации предметы должны быть определены таким образом, чтобы можно было судить об их свойствах исходя из места в классификации. Известнейшим образцом классификации является таблица химических элементов Д.И.Менделеева.
В процессе создания классификации необходимо учитывать тот факт, что она является известным упрощением действительности, так, например, в классификациях не учитываются переходные формы, а также то, что любой классифицируемый объект с течением времени изменяется, развивается, поэтому возможно наступление момента времени, когда классификация будет нуждаться в уточнении.
Если классификация является результатом последовательных делений, которые осуществляются исходя из признаков, существенных для решения той или иной теоретической или практической задачи, то она называется научной . Примером такой классификации, в том числе, является план любой научной работы, том числе, курсовой и дипломной работ. Классификация, в которой в качестве основания деления используются несущественные признаки, называется искусственной . Примером такой классификации могут служить алфавитный каталог книг в библиотеке либо алфавитный список студентов группы. Несмотря на то, что в подобных классификациях рассматриваются несущественные признаки, они также являются весьма важными.
Для того, чтобы деление было правильным, необходимо выполнять следующие требования.
Правило 1. Деление должно быть соразмерным, то есть в случае таксономического деления объединение членов деления должно совпадать с объемом делимого понятия, а в случае мереологическоro деления мысленное соединение значений членов деления (частей предмета) должно составить делимый предмет.
При нарушении этого правила могут возникать следующие ошибки:
(1) Неполное деление. Эта ошибка возникает, если при делении пропущены какие-то классы и объединение объемов членов деления в случае таксономического деления составляет лишь часть объема делимого понятия (не совпадающую с объемом), а в случае мереологического мысленное соединение частей составляет лишь часть делимого предмета (несовпадающую с предметом). Например, при таксономическом делении «классовые государства делятся феодальные и капиталистические» (пропущен класс «рабовладельческие»), при мереологическом – «год делится на весну, лето и осень» (пропущена зима).
(2) «Деление с излишними членами». Эта ошибка совершается в тех случаях, когда в число членов деления включают понятия, объемы которых не входят в объем делимого понятия в случае таксономического деления, а также когда к членам деления относят понятия, значения которых не являются частями делимого предмета в случае мереологического деления. Например, в случае таксономического деления «философы делятся на материалистов, идеалистов и сентименталистов» (сентиментализм не является философским направлением), в случае мереологического - «реферат делится на оглавление, введение, главную часть, заключение, список литературы и главу, посвященную апробации работы» (в реферате нет главы, посвященной апробации работы).
Правило 2 . Деление должно производиться по одному основанию, то есть характеристика, выбираемая в качестве основания деления, в ходе деления не должна подменяться другой.
При нарушении этого правила возникает ошибка, которая называется «сбивчивое деление» . Например, «треугольники делятся на остроугольные, тупоугольные и нарисованные в тетради». Члены деления «остроугольные треугольники» и «тупоугольные треугольники» выделены по одному основанию, а член деления «нарисованные в тетради» по другому.
При мереологическом делении, если одна часть его членов выделяется исходя из одних характеристик, а другая исходя из других, также возникает ошибка сбивчивого основания. Например, «год делится на зиму, весну, третий квартал и четвертый квартал».
Правило 3 . Члены деления должны исключать друг друга, то есть их объемы не должны иметь общих элементов в случае таксономического деления и их значения не должны иметь общих частей в случае мереологического деления. Если это правило не соблюдается, возникает ошибка – «перекрещивающееся деление». Например, при таксономическом делении «треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние» (есть общие элементы в классах), при мереологическом – «коллектив МФПА делится на администрацию, преподавателей, студентов и технический персонал» (есть студенты, одновременно работающие в деканатах).
Правило 4 . Деление должно быть непрерывным, то есть в случае таксономического деления от родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня, а в случае мереологического - от целого к его частям, а от частей - к частям частей и т. д.
Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название «скачок в делении». Например, в случае таксономического деления по признаку «прочитать роман «Евгений Онегин», скачком в делении будет деление «люди, прочитавшие роман» и «женщины, не прочитавшие роман». В случае мереологического деления – «сутки делятся на 11 часов и 60 минут».
Для изучения темы:
· Прочитайте:
1. М.И. Ивлева Логика. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС. 2009. Глава №3. Понятие. Параграфы: 1. Учение о понятии. 2. Виды понятий и отношения между ними. 3. Операции с объемами понятия. 4. Деление понятий.
· Обратите внимание на:
Специфику понятия – существенного элемента языка, такие его характеристики, как объем и содержание, как эти характеристики соотносятся. Необходимо усвоить, каковы виды понятий, что такое совместимые и несовместимые по объему понятия, каковы отношения между объемами понятий. Важной логической операцией, используемой и в научной деятельности, и в повседневной жизни, является деление. Необходимо усвоить правила деления.
· Ознакомьтесь со следующими дополнительными материалами:
1. Асмус В.Ф. Логика. М., УРСС, 2001.
2. Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М., изд-во МГУ, 2000.
3. Ивин А.А. Логика. Учебник для гуманитарных вузов. М., 2003.
· Обратите внимание на:
Дополнительную информацию по изучаемой теме.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое понятие?
2. Что такое содержание и объем понятия? В каком отношении друг к другу они находятся?
3. Какие виды понятий Вы знаете?
4. Что означает дать логическую характеристику понятию?
5. на каких примерах можно продемонстрировать отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями?
6. В каких отношениях могут находиться совместимые понятия?
7. Какова специфика логических операций обобщения и ограничения понятий?
8. Что означает деление понятий?
9. Какие виды и правила деления, а также ошибки, возможные при их нарушении Вы знаете?
Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики.
Полёт самолёта, ампер, таяние льда, ньютон, электромагнитная волна, фарад.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Выберите два верных утверждения о физических величинах или понятиях. Обведите их номера.
1. В лифте, движущемся вниз равноускорено из состояния покоя, стоит ящик. Модуль веса ящика равен модулю силы тяжести.
2. Ускорение - физическая величина, определяющая быстроту изменения скорости тела.
3. Сила трения скольжения зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности.
4. Закон всемирного тяготения справедлив только для материальных точек.
5. Энергия связи ядра определяется величиной той работы, которую нужно совершить, чтобы расщепить ядро на составляющие его нуклоны без придания им кинетической энергии.
Показать ответ
Ракетка прогибается от удара по теннисному мячу. Под действием какой силы прогибается ракетка?
Показать ответ
Сила упругости
Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
уменьшается
увеличивается
не изменяется
Слова в ответе могут повторяться.
Ракета стартует с земли и, разгоняясь, поднимается на небольшую высоту над земной поверхностью. Во время полёта кинетическая энергия ракеты __________. В это же время потенциальная энергия ракеты __________. Можно сделать вывод, что при старте ракеты её полная механическая энергия __________.
Показать ответ
увеличивается, увеличивается, увеличивается
Воздух в герметичном сосуде поместили в сосуд с водой и начали увеличивать объем. Как изменится масса воздуха, температура и давление в сосуде? Для каждой величины определите характер изменения и поставьте знак «V» в нужной клетке таблицы.
Показать ответ
Связанная система элементарных частиц содержит 8 электронов, 8 нейтронов и 8 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д.И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта система?
Показать ответ
Атом кислорода
На рисунках приведены спектры излучения атомарных паров водорода (1), гелия (2), натрия (3), смесь вещества (4). Содержится ли в смеси вещества водород, гелий, натрий? Ответ поясните.
Показать ответ
водорода (1), гелия (2), натрия (3) содержится в смеси вещества
Сколько времени потребуется нагревателю, сопротивление которого 10 Ом, чтобы произвести 250 кДж теплоты, если через него течёт электрический ток силой 10 А?
Запишите формулы и сделайте расчёты.
Показать ответ
Возможный ответ
Верно записана формула закона Джоуля - Ленца Q = I 2 Rt и получена формула для расчёта времени t = Q/(I 2 R) = 250 000 Дж/(10 2 А 2 * 10 Ом) = 250 с.
Расположите виды электромагнитных волн в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) Ɣ-излучение
2) радиоволны
3) тепловое излучение
Ответ: _____ → _____ → _____
Показать ответ
С помощью вольтметра проводились измерения электрического напряжения. Шкала вольтметра проградуирована в В, Погрешность измерений напряжения равна 0,5 цены деления шкалы вольтметра. Запишите в ответ показания вольтметра в В с учётом погрешности измерений.
Показать ответ
Учащийся исследовал зависимость длины пружины L от массы грузов, лежащих в чашке пружинных весов. Какое значение коэффициента жесткости пружины он получил с учетом погрешностей измерений (\bigtriangleup m = ±1г \bigtriangleup L = ±0.2 см)?
Запишите в ответ показания барометра в кПа с учётом погрешности измерений.
Показать ответ
Вам необходимо исследовать, как зависит показатель преломления света от вещества, в котором наблюдается явление преломления света. Имеется следующее оборудование:
Лист бумаги;
Лазерная указка;
Полукруглые пластинки из стекла, полистирола и горного хрусталя;
Транспортир.
В ответе:
1. Опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Показать ответ
1. Используется установка, изображённая на рисунке. Угол падения и угол преломления измеряются при помощи транспортира.
2. Проводятся два-три опыта, в которых луч лазерной указки направляют на пластинки из разных материалов (стекло, полистирол, горный хрусталь). Угол падения луча на плоскую грань пластинки оставляют неизменным, а угол преломления измеряют.
3. По формуле \frac{sin\alpha}{cos\beta}=n находят показатели преломления и сравнивают.
Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые этими примерами иллюстрируются. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
А) Лыжник, скатившийся с горки на горизонтальный участок, останавливается.
Б) Быстродвижущийся автомобиль не может сразу остановиться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
1) При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения скольжения.
2) Инертность тел.
3) При трении друг о друга двух тел происходит их электризация.
4) Сила тяжести всегда направлена к центру Земли.
Показать ответ
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
Принцип электрического нагревателя воздуха
Электрические нагреватели воздуха бывают четырёх основных типов: электрические конвекторы, инфракрасные обогреватели, масляные обогреватели и тепловентиляторы.
Мы поговорим только об одном из них - об электрическом конвекторе. Конвектор снабжён электрическим нагревательным элементом. Если специально подогревать воздух снизу, то он становится тёплым и перемещается наверх. На его место приходит порция холодного воздуха, который тоже нагревается и поднимается вверх. Это явление называется конвекцией. Его суть заключается в непрерывном перемещении воздушных масс из-за неравномерного нагрева различных слоев. Плотность воздуха зависит от температуры: чем теплее воздух, тем он легче. А по закону Архимеда все менее плотные тела в жидкости или газе всплывают наверх. Поэтому тёплый воздух всегда под потолком, а холодный - над полом. И так происходит до тех пор, пока весь воздух в помещении не станет примерно одинаковой температуры.
Установить нужную температуру воздуха в помещении можно с помощью рукоятки терморегулятора, установив её в положение, соответствующее определённой температуре.
Что же происходит дальше? Чтобы происходил нагрев, электрическая цепь конвектора должна быть замкнута. Терморегулятор должен размыкать её, если температура воздуха стала слишком высокой. Но при понижении температуры воздуха он должен автоматически замкнуть её снова, чтобы воздух продолжал нагреваться. Для этого терморегулятор оснащают подвижным элементом. Поворачивая ручку, мы меняем угол наклона этого элемента.
Датчик температуры конвектора имеет пластинку, выполненную из материала с высоким коэффициентом температурного расширения. Чем сильнее пластинка нагревается, тем сильнее она изгибается. Пока воздух холодный, пластинка контактирует с подвижным элементом терморегулятора. Пластинка меняет своё положение в зависимости от степени нагрева воздуха. Чем жарче, тем сильнее она отклоняется. И отклоняться она будет до тех пор, пока не разомкнёт цепь. Причём это произойдёт быстрее, если установить более низкую температуру.
При разомкнутой цепи нагрев не идёт, поэтому воздух охлаждается. Пластинка на термодатчике тоже охлаждается и возвращается в исходное положение - к элементу терморегулятора, угол наклона которого задаёт пользователь. Цепь снова замыкается, и воздух нагревается.
Какое физическое явление лежит в основе действия электрического конвектора?
Показать ответ
Явление теплой конвекции
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
Помогите пожалуйста!!! 1) Все моносахара можно разделить на группы: триозы, тетрозы, пентозы,гексозы. В чем принцип этого деления?2)Органические вещества, с общей формулой С (Н О) , называют: A)белки Б)жиры В)углеводы 3)Какие особенности строения молекулы АТФ позволяют ей выполнить энергетическую функцию? ______ Пожалуйста не надо копирывать и вставлять с инета(((
1. Вычеркните "белую ворону" (лишнее понятие) в ряду, почему "белая ворона" не обладает таким свойством, как и остальные? Определитеобщий признак для пяти понятий
болото, лес, луг, озеро, поле, степь
2 . Определите закономерность в последовательности и впишите недостающий элемент: промутаген - ... повреждение ДНК - мутация
3.
Найдите признак, по которому предлагаемый список можно разделить на две разные группы. Распределить понятия в 2 группы и указать, что объединяет каждую группу
генотипическая, модификационная, мутационная, неопределенная, неприспособленная, определенная, приспособительная, фенотипическая.
(первая группа начинается с генотипической, а вторая с фенотипической)
деления.назовите несколько представителей обеих групп.
Можно провести на крысе такой опыт. Дать животному наркоз, а затем кратковременно на 5-10 сек пережать сонную артерию. Это часто приводит к изменениюартериального давления, а также частоты сердечных сокращений.Все приведённые ниже высказывания разделите на три группы:
1 – относятся к проведенному опыту;
2 – в принципе верны, но не относятся к поставленному опыту;
3 – не верны и не имеют отношения к указанному опыту.
Напротив каждого из высказываний ПОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЦИФРУ.