Да но в пределах. Игра «Почему бы вам не… — Да, но
Тезис . Игра «А почему бы вам не... Да, но...» занимает особое место в анализе игр, поскольку она послужила первоначальным стимулом, приведшим к понятию игры. Это была первая игра, выделенная из ее общественного контекста: тем самым, это старейший объект анализа игр, и потому одна из наиболее изученных. Эта игра чаще всего разыгрывается на приемах и во всевозможных группах, в том числе психотерапевтических. Характер ее виден из следующего примера:
Миссис Уайт: «Мой муж всегда хочет сам сделать ремонт, но у него никогда не получается как следует».
Блэк: «А почему бы ему не поучиться плотницкому делу?»
Миссис Уайт: «Да, но ведь ему некогда».
Блю: «А почему бы вам не купить ему хорошие инструменты?»
Миссис Уайт: «Да, но ведь он не умеет ими пользоваться».
Ред: «А почему бы вам не нанять плотника?»
Миссис Уайт: «Да, но ведь это слишком дорого обойдется».
Браун: «А почему бы вам тогда не махнуть рукой – пусть делает, как может?»
Миссис Уайт: «Да, но ведь все может обрушиться.»
За таким обменом мнениями, как правило, следует молчание. Его может прервать миссис Грин, которая скажет что-нибудь вроде: «Вот вам мужчины, всегда они стараются себя показать».
ПБВНДН может разыгрываться любым числом участников. Действующий предлагает задачу. Другие начинают предлагать решения, каждое из которых начинается словами: «А почему бы вам не...» На каждое из них миссис Уайт отвечает возражением: «Да, но...» Хороший игрок может противостоять другим сколь угодно долго, пока они не сдадутся, и тогда миссис Уайт выигрывает. В некоторых случаях ей приходится разделаться с дюжиной или больше решений, чтобы подготовить унылую тишину, означающую ее победу. После этого поле остается свободным для следующей игры того же образца, причем миссис Грин переключается на «ПТА» типа «Порочный муж».
Поскольку решения, за редким исключением, отвергаются, очевидно, что игра эта должна служить какой-то скрытой цели. ПБВНДН разыгрывается не ради номинальной цели (Взрослый ищет информацию или решение), а для утешения и удовлетворения Ребенка. Сам текст может выглядеть Взрослым, но в живой ткани разговора можно заметить, что миссис Уайт предстает в виде Ребенка, неспособного справиться с ситуацией; другие же превращаются в мудрых Родителей, стремящихся использовать свои познания для ее блага.
Это показано на рис. 8. Игра может продолжаться, потому что на общественном уровне и стимул, и ответ – Взрослые, а на психологическом они также дополнительны, причем стимул, идущий от Родителя к Ребенку («А почему бы вам не...») вызывает ответ Ребенка Родителю («Да, но...»). Психологический уровень обычно остается неосознанным обеими сторонами, но сдвиги состояний эго (переход миссис Уайт из взрослого состояния в состояние «неспособного» Ребенка, переход других из Взрослого состояния в состояние «мудрых» Родителей) часто могут быть обнаружены чутким наблюдателем по изменениям позы, мышечного тонуса, голоса и лексики.
Чтобы проиллюстрировать выводы, полезно добавить к приведенному выше примеру продолжение:
Терапевт: «Предложил ли вам кто-нибудь что-то новое, о чем вы сами еще не подумали?»
Миссис Уайт: «Нет, ведь я уже испробовала почти все, что они предлагали. Я купила мужу инструменты, и он уже учился плотницкому делу».
Здесь миссис Уайт демонстрирует две причины, по которым все предыдущее не стоит принимать за чистую монету. Во-первых, в большинстве случаев миссис Уайт не глупее других членов компании, и очень маловероятно, чтобы другие предложили новое для нее решение. Если кто-нибудь все же даст оригинальный совет, то миссис Уайт, если она играет честно, примет его с благодарностью; тем самым ее «неприспособленный» Ребенок отступит, если чья-нибудь идея окажется достаточно интересной, чтобы стимулировать ее Взрослого. Но завзятые игроки в ПБВНДН, такие, как миссис Уайт из приведенного разговора, редко играют честно. С другой стороны, чрезмерная готовность принимать предложения вызывает вопрос, не служит ли ПБВНДН маскировкой лежащей глубже игры в «Дурачка».
Приведенный выше пример особенно драматичен, поскольку он отчетливо иллюстрирует второй пункт. Даже если миссис Уайт испробовала некоторые из предлагаемых решений, она все равно будет против них возражать. Ведь цель игры не в том, чтобы получать советы, а в том, чтобы отвергать их.
Поскольку эта игра позволяет легко структурировать время, почти все играют в нее при надлежащих обстоятельствах; но внимательное изучение индивидов с особым предпочтением к этой игре обнаруживает у них ряд интересных особенностей. Во-первых, характерно, что они играют с одинаковой легкостью на любой стороне. Такая переключаемость ролей наблюдается во всех играх. Игроки могут по привычке предпочитать ту или иную роль, но они способны менять их и охотно переходят на другую роль в той же игре, если это почему-либо желательно. (Сравните, например, переключение с роли Пьяницы на роль Избавителя в игре «Алкоголик»).
Во-вторых, как видно из клинической практики, люди, предпочитающие ПБВНДН, принадлежат к той категории пациентов, которые при любой возможности требуют гипноза или инъекции какого-нибудь наркотика в качестве средства ускорить лечение. Когда они играют в свою игру, их цель – доказать, что никто не в силах предложить им приемлемое решение, то есть что они никогда не сдадутся; напротив, у терапевта они требуют процедуры, которая должна вынудить их полностью сдаться. Ясно, таким образом, что ПБВНДН представляет общественное решение конфликта, связанного со «сдачей позиций».
Можно указать более точный признак: эта игра распространена среди людей, которые боятся покраснеть, как показывает следующая терапевтическая беседа:
Терапевт: «Почему же вы играете в игру «А почему бы вам не... Да, но...», если вы знаете, что это надувательство?»
Миссис Уайт: «Когда я с кем-нибудь говорю, мне приходится все время думать, что сказать. Если мне нечего сказать, я краснею. Кроме как в темноте. Не выношу перерывов. Я это знаю, и мой муж тоже. Он всегда мне это говорит».
Терапевт: «Вы хотите сказать, что когда ваш Взрослый не занят, то ваш Ребенок пользуется случаем выскочить и привести вас в замешательство?»
Миссис Уайт: «Так и есть. Если я занята тем, что даю кому-нибудь советы или получаю их от кого-нибудь, тогда все в порядке, я в безопасности. Пока мне удастся сохранять власть в руках Взрослого, я могу отодвинуть замешательство».
Здесь миссис Уайт ясно указывает, что она боится бесструктурного времени. Ее Ребенок не может заявить о себе до тех пор, пока ее Взрослый находит себе занятие в некоторой общественной ситуации, и игра доставляет подходящую структуру для функционирования Взрослого. Но для того, чтобы игра сохраняла интерес, она должна иметь надлежащую мотивировку. Миссис Уайт выбрала ПБВНДН, руководствуясь принципом экономии: эта игра доставляет наибольшие внешнее и внутреннее преимущества по поводу конфликтов ее Ребенка, связанных с физической пассивностью. Она может с одинаковым рвением разыгрывать хитрого Ребенка, над которым невозможно доминировать, или мудрого Родителя, который пытается доминировать над Ребенком какого-нибудь другого человека, но терпит неудачу. Поскольку основное правило ПБВНДН гласит, что никакой совет никогда не принимается, Родитель никогда не имеет успеха. Девиз игры: «Не поддавайся панике, ведь Родитель никогда не добивается своего».
Резюмируем: хотя каждый ход сам по себе представляется миссис Уайт в некотором смысле занимательным и доставляет ей некоторое удовольствие благодаря отклонению совета, действительным вознаграждением является молчание или замаскированное молчание, наступающее, когда все другие истощили свои мозги и устали придумывать решения. Это означает для миссис Уайт и для остальных, что она выиграла, доказав, что несостоятельны они, а не она. Если молчание не маскируется, оно может продлиться несколько минут. В приведенном примере миссис Грин умаляет триумф миссис Уайт, потому что стремится начать свою собственную игру; именно это удерживало ее от участия в игре миссис Уайт. Позже в том же разговоре миссис Уайт выказала свою обиду на миссис Грин, сократившую ее наслаждение победой.
Другая любопытная черта ПБВНДН состоит в том, что внешняя и внутренняя игры разыгрываются в точности одинаково, но с переменой ролей. Во внешней форме, которая и наблюдается клинически, Ребенок миссис Уайт появляется, чтобы играть роль просящего помощи неприспособленного, в ситуации со многими участниками. Во внутренней, более интимной форме с двумя участниками, разыгрываемой дома с мужем, появляется в качестве мудрого, дельного советчика ее Родитель. Обычно, впрочем, такая обращенная игра носит вторичный характер: во время ухаживания она разыгрывает перед женихом роль беспомощного Ребенка, и лишь по окончании медового месяца начинает проступать наружу ее властный и деловитый Родитель. С приближением свадьбы у нее иногда случаются промахи, но жених обычно их не замечает, стремясь к согласию со своей тщательно выбранной невестой. Если же он их заметит, то обручение может быть под каким-нибудь благовидным предлогом расторгнуто, и невеста, огорченная, но не умудренная опытом, вновь примется искать себе подходящего партнера.
Антитезис . Очевидно, те, кто отвечает на первый ход миссис Уайт, излагающей свою «проблему», разыгрывают некоторый вид игры «Я только стараюсь вам помочь» (ЯТСВП). В действительности ПБВНДН – игра, обратная по отношению к ЯТСВП. В ЯТСВП один врач и много клиентов; в ПБВНДН – один клиент и много «врачей». Клинический антитезис к ПБВНДН сводится, таким образом, к тому, чтобы не играть в ЯТСВП. Если начинают с вопроса: «Что бы вы сделали, если бы...», то рекомендуемый ответ таков: «Это сложная задача. А вы что собираетесь делать?» Если начинают с заявления: «X не справляется со своим делом», ответ должен звучать: «Как это плохо». Оба ответа достаточно вежливы, чтобы вызвать у миссис Уайт ощущение проигрыша или, по крайней мере, заставить ее начать перекрестное взаимодействие, так что ее фрустрация становится очевидной и может быть исследована. В терапевтической группе следует рекомендовать чувствительным пациентам воздерживаться от игры в ЯТСВП, если их к этому приглашают. Тогда не только миссис Уайт, но и другие члены группы смогут извлечь пользу из анти-ПБВНДН, которая является лишь другой формой анти-ЯТСВП.
В общественных условиях нет причины отказываться от участия в игре, если только она дружелюбна и безобидна. Если это попытка эксплуатировать профессиональные знания, то может потребоваться применение антитезисного хода; но в таких ситуациях он может вызвать обиду, выставив напоказ Ребенка миссис Уайт. Лучшая политика в таких обстоятельствах – уклониться от первого хода и попытаться затеять стимулирующую игру – в первую степень «Изнасилования».
Родственные игры . «А почему бы вам не... Да, но...» следует отличать от дополнительной к ней игры «А почему же вы... Но ведь...» (ПЖВНВ), в которой побеждает Родитель, а защищающийся Ребенок в конечном счете в замешательстве отступает; хотя и в этом случае буквальный текст может выглядеть как деловой, рациональный разговор Взрослых. ПЖВНВ тесно связана с игрой «К тому же».
Игра, противоположная ПБВНДН, вначале напоминает «Деревенскую бабушку». В этой игре миссис Уайт соблазняет врача давать ей советы, но не отвергает их, а немедленно принимает. Лишь после того как он глубоко втягивается в игру, он замечает, что миссис Уайт обратила игру против него. То, что казалось «Деревенской бабушкой», оканчивается интеллектуальной формой игры в «Изнасилование». Классическим вариантом игры является переключение с позитивного перенесения на негативное в ходе ортодоксального психоанализа.
ПБВНДН может разыгрываться также в жесткой форме второй степени, под названием «Помоги же мне». Пациентка, например, отказывается от домашней работы, и игра ПБВНДН повторяется каждый вечер, когда муж возвращается со службы. Что бы он ни говорил, она угрюмо отказывается изменить свое поведение. В некоторых случаях эта угрюмость оказывается злокачественной и требует тщательного психиатрического исследования. Однако не следует упускать из виду также игровой аспект ситуации, так как из него возникает вопрос, почему этот муж выбрал себе именно такую супругу, и каким образом он содействует поддержанию игры.
Анализ .
Тезис : Попробуйте предложить решение, в котором я не нашла бы ошибки.
Цель : Самоутешение.
Роли : Беспомощная личность , советчики.
Динамика : Конфликт, связанный с капитуляцией (оральный).
Примеры : (1). Да, но я не могу сейчас готовить уроки, потому что... (2). Беспомощная жена.
Общественный образец : Взрослый – Взрослый.
Взрослый : «Что делать, если...»
Взрослый : «А почему бы вам не...»
Взрослый : «Да, но...»
Психологический образец : Родитель – Ребенок.
Родитель : «Я могу вынудить у тебя благодарность за мою помощь».
Ребенок : «А ну попробуй».
Ходы : (1). Задача – решение. (2). Возражение – решение. (3). Возражение – замешательство.
Преимущества : (1). Внутреннее психологическое – самоутешение. (2). Внешнее психологическое – не сдаться. (3). Внутреннее общественное – ПБВНДН, Родительская роль. (4). Внешнее общественное – ПБВНДН, роль Ребенка. (5). Биологическое – разумное обсуждение. (6). Экзистенциальное – все хотят меня подавить.
Библиография
1. Von Chamisso A. Peter Schlemihls w under same Geschichte. (Фон Шамиссо А. Удивительная история Петера Шлемиля).
2. Dc Kock P. (Де Кок П.). Одно из самых популярных сочинений этого либреттиста и романиста девятнадцатого века – «Добряк», о человеке, слишком легко уступавшем.
Эрик Берн
Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)
Игры в компаниях
Компании людей созданы для времяпрепровождении, а времяпрепровождения - для компаний. По мере углубления знакомства в ход все более начинают идти игры. Начинается обычный, хотя и незаметный процесс взаимного выбора. Узнают друг друга: "Гость-растяпа" и его жертва, "Большой и сильный папа" и "Я бедняжечка" и другие.
В этом разделе приводятся четыре игры, наиболее типичные для повседневной ситуации группового общения:
"Подумайте, какой ужас!", "Изъян", " Гость-растяпа" и "Почему бы вам не... - Да, но".
1. "Подумайте, какой ужас!"
1. Времяпрепровождение. "Нынешние" представляет собой компанию Родителей, отличающихся самодовольством, сознанием собственной правоты и даже злонамеренным стремлением покарать всех, кто живет не по их правилам. С социологической точки зрения такое использование своего времени типично для определенной категории пожилых женщин, обладающих небольшим, по независимым источником дохода. Одна из таких женщин, например, прекратила ходить в психотерапевтическую группу после того, как ее первый ход был встречен молчанием окружающих, а не возбужденными одобрительными возгласами, к которым она привыкла в своем социальном кругу. Члены этой группы, умудренные анализом игр, продемонстрировали отсутствие "чувства локтя" по отношению к этой женщине. Особенно это было заметно, когда все промолчали на замечание миссис Уайт "Кстати, о доверии к людям... Сейчас никому нельзя доверять. И это неудивительно. Я являюсь домовладелицей. Недавно заглянула в ящик стола одного из моих жильцов, и вы не поверите, что я там обнаружила..." Она знала ответы на все острые социальные вопросы: юношеской преступности (нынешние родители слишком снисходительны), разводов (нынешним женам делать нечего), роста преступности (в наши дни чересчур часто в районах для белых стали проживать иностранцы), роста цен (нынешние бизнесмены слишком много хотят урвать). Она дала понять, что сама отнюдь не снисходительна к своему непутевому сыну и к преступникам-жильцам.
Bремяпрепровождение "Нынешние" отличается от обычных сплетен девизом: "Неудивительно". Первый ход может в обоих случаях быть одинаковым: "Говорят..." Когда это времяпрепровождение осуществляется не ради сплетни, то в нем может быть направление, завершение, нередко предлагается и "объяснение". А обычные сплетни чаще всего пересказывают в компании, перескакивая с одного сюжета на другой, и в конце концов теряют нить.
2."Рана" принадлежит к числу более доброжелательных Взрослых времяпрепровождении. Девиз: "Какая жалость!", хотя его скрытые мотивы столь же непривлекательны. Здесь непременно речь идет о болезнях, о крови, о страшных случаях. Компания представляет собой как бы импровизированный медицинский коллоквиум. Любой его участник вправе сделать сообщение о каком-либо медицинском происшествии, и чем оно ужаснее, тем лучше. Все детали жадно обсуждаются. Типичные темы: разбитое в кровь лицо, полостная операция, трудные роды и т.п. Это времяпрепровождение отличается от обычных сплетен тем, что каждый стремится превзойти других рассказчиков и обнаружить большую медицинскую компетентность. Собеседники систематически обсуждают патологическую анатомию, диагнозы, прогнозы и сравнивают различные истории болезней В обычных сплетнях благоприятный прогноз может приветствоваться, но в этом времяпрепровождении постоянная демонстрация оптимистического взгляда (если только его неискренность не бросается в глаза) может в конце концов привести к изгнанию участника, который играет не по правилам.
3. К времяпрепровождениям для Ребенка относятся "Перекур" и "Чаепитие" (на работе). Их девиз "Что хотят, то и делают". Это вариант для учреждения. Вечером он может превращаться во времяпрепровождение "За стойкой бара", состоящее в поверхностном обсуждении экономических или политических вопросов. Здесь обычно фигурирует некий персонаж со смутными очертаниями, держащий в своих руках все козыри, который зовется "они".
4. Игра "Подумайте, какой ужас!" достигает наиболее драматического выражения у людей, во что бы то ни стало стремящихся прооперироваться. Их трансакции позволяют выделить основные признаки игры. Эти люди "покупают" докторов и активно стремятся к операции, даже несмотря на сильное противодействие врачей. Положение хирургического больного (госпитализация и операция) само сулит ему "вознаграждение". Оперированное тело служит для него источником внутреннего психологического "вознаграждения". Внешнее психологическое "вознаграждение" возникает у таких людей в результате отказа от близости, от всякой ответственности - они полностью подчиняются хирургу.
Забота медсестер олицетворяет биологическое "вознаграждение". Медперсонал (врачи, сестры), окружающие больные обеспечивают внутреннее социальное "вознаграждение". После выписки из больницы пациент получает внешнее социальное "вознаграждение", вызывая у окружающих сочувствие и благоговение перед его страданиями. В эту игру в ее крайнем проявлении весьма профессионально играют люди, ложно или искренне утверждающие, что они являются жертвой врачебной ошибки. Они могут зарабатывать себе на жизнь тем, что намеренно приводят себя в недееспособное состояние или не сопротивляются такой возможности. После этого, в отличие от любителей, они требуют не только сочувствия, но и возмещения ущерба. Следовательно, "Подумайте, какой ужас!" становится игрой в том случае, когда на словах игрок испытывает отчаяние, а в глубине души ликует, предвидя, сколько удовольствия он сможет извлечь из своего несчастья.
Мы считаем, что людей, которым постоянно не везет, можно разделить на три группы,
- те, кто не желают навлечь на себя неприятности, а если и навлекают их, то не умышленно; они могут воспользоваться или не воспользоваться участием, с большой готовностью предлагаемым им окружающими; некоторая эксплуатация своего положения в подобных случаях вполне естественна, и к этому следует относиться с обычной любезностью;
- некоторые люди навлекают на себя несчастья неумышленно, но принимают их с благодарностью за предоставленные им возможности; в этом случае игра не планируется заранее, а является, по терминологии Фрейда, "добавочным урожаем",
- те, кто сами напрашиваются на несчастья, например люди, которые во что бы то ни стало хотят лечь на операцию, ходят от хирурга к хирургу, пока не найдут такого, который бы согласился их прооперировать; в этом случае поведение такого человека с самого начала является игрой.
2. "Изъян"
Тезис . Эта игра является источником мелочных склок в обыденной жизни. Игрок исходит из депрессивной позиции Ребенка "Я никуда не гожусь", которую его защитный механизм превращает в Родительскую позицию "Они никуда не годятся". Трансакционная задача игрока состоит в доказательстве последнего тезиса. Поэтому игроки в "Изъян" не чувствуют себя спокойно с новым человеком, пока не обнаружат у него какой-нибудь изъян.
В своей тягчайшей форме "Изъян" может стать политической игрой, проводимой авторитарной личностью с тоталитарных позиций. В этом случае игра может иметь серьезные исторические последствия. Здесь становится очевидным родство этой игры с времяпрепровождением "Нынешние". Позитивное укрепление позиции достигается игрой "Как я справляюсь", а "Изъян" обеспечивает негативный способ укрепления своей позиции. Ниже мы частично проанализируем эту игру, чтобы прояснить некотор ые ее элементы.
Исходные предпосылки "Изъяна" могут варьировать от мелких и поверхностных ("На ней прошлогодняя шляпка") до самых циничных ("У него нет 7000 долларов в банке"), зловещих ("Не стопроцентный ариец"), эзотерических ("Не читал Рильке" [Рильке, Райнер Мария (1875-1926) - австрийский поэт.]), интимных ("Он импотент") или рефлексирующих ("Что он этим пытается доказать?"). С психодинамической точки зрения чаще всего основой игры является сексуальная неуверенность, а ее целью - самоутверждение. В трансакционном плане мы в основном имеем дело с нездоровым любопытством и стремлением совать нос в чужие дела. Причем удовольствие, которое при этом испытывает Ребенок, иногда маскируется филантропической озабоченностью Родителя или Взрослого. Внутреннее психологическое "вознаграждение" игры состоит в защите от депрессии, а внешнее психологически "вознаграждение" - в избегании близости, которая может обнаружить изъяны самого Уайта. Он чувствует себя вправе, например, отказаться от общения с немодно одетой женщиной, небогатым или неуверенным в себе человеком. В то же время вмешательство в чужие дела влечет за собой некоторые внутренние социальные действия, сопровождаемые биологическим выигрышем. Внешнее социальное "вознаграждение" принадлежит к группе игр "Подумайте, какой ужас!".
Интересно отметить, что выбор Уайтом исходной посылки не зависит ни от его интеллекта, ни от кругозора. Так, некий человек, занимавший ответственный пост в министерстве иностранных дел, однажды официально заявил на лекции, что другая страна не столь высокоразвита, как его государство, в частности потому, что ее мужское население носит пиджаки со слишком длинными рукавами. Во Взрослом состоянии этот человек, наверное, был вполне компетентен. Но он мог упомянуть о такой не относящейся к делу детали, только играя в Родительскую игру типа "Изъян".
3."Гость-растяпа"
Тезис . Типичный вариант игры развертывается в следующей последовательности:
- Уайт опрокидывает коктейль на вечерний туалет хозяйки. Блэк (хозяин) сначала приходит в ярость, но чувствует (часто лишь смутно): если он обнаружит ее, то Уайт выиграет. Поэтому Блэк берет себя в руки, и ему кажется, что выиграл именно он.
- Уайт говорит: "Извините, пожалуйста". Блэк нехотя или поспешно произносит слова прощения, тем самым усиливая иллюзию своего выигрыша.
- Уайт продолжает наносить дальнейший ущерб Блэку. Он как бы ненароком разбивает и ломает вещи, проливает вино и вообще устраивает беспорядок. После того как ему удалось прожечь сигаретой скатерть, порвать ножкой стула кружевную занавеску и пролить соус на ковер, Ребенок Уайта приходит в превосходное расположение духа, поскольку он прекрасно провел время за этими занятиями и сумел за все получить прощение. В то же время Блэк испытывает удовлетворение от того, что все видели, как он мужественно держал себя. Таким образом, оба извлекли выгоду из неблагоприятной ситуации, поэтому Блэк может не стремиться прекратить подобную дружбу.
Как и в большинстве игр, Уайт, делающий первый ход, выигрывает. Если Блэк покажет, что разозлился, Уайт почувствует себя вправе ответить тем же. Если Блэку удается сдержаться, Уайт может и дальше куражиться, воспользовавшись удобным случаем. Однако настоящий выигрыш в этой игре состоит не в удовольствии разрушения - для Уайта это как бы попутно доставшийся выигрыш, - а в получении прощения. Отсюда становится ясно, каким должен быть антитезис.
Антитезис Анти-Растяпы состоит в том, чтобы отказать Уайту в прощении, которое он стремится получить. После слов Уайта "Извините, пожалуйста" Блэк, вместо того чтобы пробормотать: "Ладно, все в порядке", - говорит: "Сегодня вечером вы можете досаждать моей жене, ломать мебель и портить ковер, но только не надо извиняться". Тем самым Блэк из всепрощающего Родителя превращается в объективного Взрослого, который полностью берет на себя ответственность за то, что вообще пригласил Уайта.
Насколько интенсивно Уайт ведет свою игру, станет понятным из его реакции, а она может быть весьма несдержанной. Хозяин, отвечающий гостю-растяпе антитезисом, всегда рискует тут же навлечь на себя ответный удар или, во всяком случае, нажить врага.
Дети играют в неполный вариант "Растяпы", при котором они если не всегда рассчитывают получить прощение, то по крайней мере могут насладиться своими проказами. По мере того как они овладевают умением жить в обществе, они могут воспользоваться этим вариантом игры, чтобы получить прощение, что является основной целью игры в том ее виде, в каком она применяется в кругу хорошо воспитанных взрослых людей.
Анализ
Тезис : "Я могу безобразничать, и все же получать прощение".
Цель : получение прощения.
Роли : Агрессор, Жертва.
Иллюстрации : 1)дети с разрушительными наклонностями, любители устраивать беспорядок; 2) неуклюжий гость.
Социальная парадигма : Взрослый - Взрослый; Взрослый: "Я веду себя вежливо, поэтому и вам придется быть вежливым"; Взрослый: "Все в порядке. Я вас прощаю".
Психологическая парадигма : Ребенок - Родитель; Ребенок: "Тебе придется простить меня, ведь ты же видишь, что я это сделал случайно"; Родитель: "Ты прав. Придется показать тебе, что значит хорошо себя вести".
Ходы :
- провокация - возмущение;
- извинение - прощение.
Вознаграждения :
- внутреннее психологическое - удовольствие от манеры устраивать беспорядок;
- внешнее психологическое - избегает наказания;
- внутреннее социальное - "Гость-растяпа";
- внешнее социальное - " Гость-растяпа";
- биологическое - провокационные и ласковые "поглаживания";
- экзистенциональное - "Я ни в чем не виноват".
4."Почему бы вам не... - Да, но" (ПБВДН)
Тезис . Игра "Почему бы вам не... - Да, но", занимает особое место в анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого понятия "игра". Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста. Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых разных компаниях, включая и психотерапевтические группы. Основные характеристики игры видны из следующего примера.
Уайт (жена): Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда ничего не получается так, как надо.
Блэк : Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?
Уайт : Да, но у него нет времени.
Блю (или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие инструменты?
Уайт : Да, но он не умеет ими пользоваться.
Ред : А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?
Уайт : Да, но это слишком дорого.
Браун : Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает, и не довольствоваться этим?
Уайт : Да, но ведь все может просто рухнуть.
Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Наконец его прерывает одна из участниц разговора (Грин) и произносит что-нибудь в следующем роде: "Ох уж эти мужчины, вечно они хотят показать, какие они мастера".
В игре ПБВДН может принимать участие любое число собеседников. В компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно решение за другим, причем каждое начинается словами: "Почему бы вам не..." Каждому решению Уайт противопоставляет очередное "Да, но". Хороший игрок может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не сдадутся, а Уайт выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее дюжины предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу и очищающая сцену для следующей игры. В приведенном выше примере Грин переключилась на игру "Родительский комитет" типа "Непутевый муж".
Этот процесс проиллюстрирован на схеме 8. Игра может продолжаться, поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция идут от Взрослого к Взрослому. Они дополнительны и на психологическом уровне, где стимул, идущий от Родителя к Ребенку ("Почему бы вам не...") вызывает реакцию, идущую от Ребенка к Родителю ("Да, но"). Как правило, для обеих сторон трансакции на психологическом уровне являются бессознательными, но внимательный наблюдатель может заметить, например, по изменившейся позе, голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге в состоянии Я (со Взрослого на " несправляющегося" Ребенка - в случае миссис Уайт - и со Взрослого на "мудрого" Родителя - у других участников). Чтобы лучше понять скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий пример.
Схема 8. "Почему бы вам не... - Да, но"
Психотерапевт : А кто-нибудь предложил решение проблемы, которое вам до этого не приходило в голову?
Уайт (супруга ): Нет, никто. Честно говоря, я уже перепробовала почти все, что они предложили. Я купила мужу инструменты, и он взял несколько уроков у плотника.
Последнее замечание миссис Уайт делает очевидными две причины, по которым ее разговор с собеседниками не следует принимать за чистую монету. Во-первых, в большинстве случаев Уайт не глупее остальных членов компании, и очень маловероятно, что кто-нибудь из них может предложить решение, которое раньше не приходило ей в голову. Если же кому-то удается придумать действительно оригинальное решение, миссис Уайт, если она ведет честную игру, примет его с благодарностью.
Иными словами, ее "несправляющийся" Ребенок уступит, если у кого-то из присутствующих возникнет достаточно остроумная идея, которая будет стимулировать ее Взрослого. Однако заядлые игроки в ПБВДН, такие, как миссис Уайт, редко играют честно. С другой стороны, слишком большая готовность принять чужое предложение наводит на мысль, не скрывается ли за ПБВДН другая игра - "Дурочка".
Приведенный пример особенно нагляден, поскольку он отчетливо иллюстрирует второе утверждение даже если миссис Уайт уже испробовала некоторые решения, она все равно будет возражать против них. Следовательно, цель игры состоит не в том, чтобы выслушать предложения, а в том, чтобы отвергнуть их.
При соответствующих обстоятетьствах эту игру может играть едва ли не каждый, так как она хорошо структурирует время. Но тщательные наблюдение за людьми, которые особенно предрасположены к этой игре, обнаруживали некоторые интересные закономерности. Во-первых, они с одинаковой легкостью могут играть как на той, так и на другой стороне. Способность переключаться на другие роли вообще характерна для Игр. Игроки могут по привычке предпочитать одну роль другой, но они могут поменяться местами и совсем не возражают взять на себя любую роль в той же самой игре, если это по какой-то причине желательно (например, превращение Пьяницы в Спасителя в игре "Алкоголика".)
Во-вторых, наблюдения показали, что человек, охотно играющий в ПБВДН, чаще всего принадлежит к типу людей, которые в конечном счете просят психотерапевта применить к ним какое-либо лечение. Во время игры их цель - показать, что никто не может предложить им приемлемого решения проблемы, то есть что они никогда не капитулируют. Но, вступая в контакт с психотерапевтом, они требуют применить к ним приемы, которые могут способствовать полной их капитуляции, например гипноз. Таким образом, становится ясно, что игра ПБВДН представляет собой в какой-то степени социальное решение внутреннего конфликта человека в связи с его капитуляцией по какому-то поводу. Любители этой игры имеют еще одну, очень специфическую особенность: многие из них боятся покраснеть. Приведем пример.
Психотерапевт : Почему вы играете в эту игру, если вы знаете, что это простой обман?
Миссис Уайт : В любом разговоре я все время должна придумывать, о чем говорить дальше. Если я ничего не могу придумать, то начинаю краснеть. Только в темноте я не боюсь покраснеть. Я просто не могу выносить паузу в разговоре. Я это знаю, и мой муж тоже знает. Он мне всегда об этом говорил.
Психотерапевт : Вы хотите сказать, что если ваш Взрослый ничем не занят, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы "выскочить" и заставить вас смутиться?
Миссис Уайт : Вот-вот. Поэтому до тех пор, пока я предлагаю другим какие-то решения или выслушиваю их идеи относительно моих проблем, со мной все в порядке, я чувствую себя защищенной. Пока мой Взрослый под контролем, я не боюсь почувствовать замешательство.
Слова миссис Уайт ясно показывают: она боится неструктурированного времени. Ее Ребенку не удается привлечь к себе внимание, пока занят ее Взрослый, поэтому именно игра предлагает ей подходящую структуру для функционирования Взрослого. Однако для поддержан ия ее интереса игра должна иметь соответствующую мотивацию. Выбор ПБВДН определяется принципом экономии: ее Ребенок, оказавшийся в состоянии конфликта по причине физической пассивности, получает в этой игре максимальные внутренние и внешние "вознаграждения". С одинаковым жаром она играет роль хитрого Ребенка, которого невозможно подавить, и мудрого Родителя, который пытается подавить в ком-то Ребенка, но безуспешно. Поскольку основной принцип ПБВДН - не принимать ни одного предложения, Родитель никогда не добивается успеха. Девиз игры: "Не паникуй, Родитель никогда не добьется успеха".
Подведем итоги. Каждый ход как бы забавляет миссис Уайт и приносит ей удовлетворение хотя бы тем, что еще одно предложение отвергается. Но истинной кульминацией игры является пауза (или замаскированная пауза) которая наступает после того, как все остальные участники уже исчерпали свои возможности и им надоело придумывать приемлемые решения. Для миссис Уайт это означает победу, ибо она продемонстрировала всем остальным, что это они не могут справиться с ситуацией. Если пауза не замаскирована, она может длиться несколько минут.
В нашем примере Грин не дала Уайт насладиться триумфом, так как хотела поскорее начать собственную игру. Позже в этом сеансе у миссис Уайт проскользнула неприязнь к миссис Грин за то, что та лишила ее нескольких минут торжества.
Другой любопытнoй чертой ПБВДН является то, что ее варианты для внешнего и внутреннего употребления совершенно одинаковы, но участники при этом меняются ролями. Во внешнем варианте, который мы наблюдали, Ребенок-Уайт в игре со многими участниками берет на себя роль Беспомощного существа, нуждающегося в поддержке окружающих. Во внутреннем варианте это более интимная игра для двоих участников, и Уайт играет в нее дома с мужем. Здесь она уже выступает в роли Родителя, источника мудрых и разумных советов. Однако такая смена ролей происходит не сразу. Пока будущий муж за ней ухаживает, она играет роль беспомощного Ребенка, и только после медового месяца начинает проявлять себя ее любящий покомандовать Родитель. Возможно, незадолго до свадьбы она порой и выдавала себя, но жених этого не заметил, стремясь поскорее заключить союз с тщательно выбранной невестой. Если же он заметит ее промахи, их помолвка вполне может расстроиться "по уважительным причинам", а Уайт, опечаленная, но отнюдь не поумневшая, возобновит поиски нового партнера.
Антитезис . Очевидно, люди, подхватывающие игру миссис Уайт, когда она, делая первый ход, излагает свою "проблему", играют в один из вариантов игры "Я всего лишь пытаюсь помочь вам" (ЯППВ). Фактически ПБВДН - это игра, обратная ЯППВ. В последней участвуют один психотерапевт и много пациентов, в первой - один пациент и много "психотерапевтов". Следовательно, антитезис ПБВДН состоит в том, чтобы не играть в ЯППВ. Если первый ход выглядит следующим образом: "Что бы вы стали делать в случае...?" - мы предлагаем отвечать: "Это действительно трудная проблема. А вы что собираетесь делать в этой связи?" Если игра начинается словами: "Мне не удалось то-то и то-то", - ответ должен быть: "Как жаль". Оба предложенных ответа достаточно вежливы, чтобы привести Водящего в растерянность или по крайней мере вызвать пересекающиеся трансакции, так что его фрустрация становится очевидной и, значит, может стать предметом анализа.
В психотерапевтической группе для людей, склонных к ЯППВ, хорошей практикой будет отказ от приглашения принять в ней участие. В этом случае антитезис ПБВДН, который в некоторой степени является также и антитезисом ЯППВ, будет полезен не только для Водящего, но и для остальных членов группы
В нормальной ситуации человеческого общения нет никаких причин отказываться от участия в этой игре, если она ведется в дружеской и безобидной форме. Если же она представляет собой попытку использовать профессиональные знания, то может потребоваться антитезисный ход. Но в подобных ситуациях это может стать источником обиды, поскольку Ребенок миссис Уайт вдруг оказывается у всех на виду. При этих обстоятельствах лучше выйти из игры после первого хода и поискать более вдохновляющую игру, например "Динамо" первой степени.
Родственные игры . Игру "Почему бы вам не... - Да, но" следует отличать от ее противоположности "А почему же вы не... - Нет, но...", в которой выигрывает Родитель, а обороняющийся Ребенок в конце концов в замешательстве отступает, хотя и здесь точное воспроизведение диалога может показаться разумным разговором двух Взрослых, обсуждающих реальную ситуацию.
Вывернутая как бы наизнанку ПБВДН на первый взгляд напоминает игру "Крестьянка". В этом варианте миссис Уайт склоняет психотерапевта дать ей рекомендации, которые она не отклоняет, а, напротив, тут же принимает. Только после того, как психотерапевт уже совсем завяз в игре, он начинает замечать, что она его переиграла. То, что вначале казалось игрой "Крестьянка", оборачивается интеллектуальным вариантом "Динамо".
Игра ПБВДН может принимать форму "Сделай же со мной что-нибудь". Например, женщина не желает выполнять какую бы то ни было домашнюю работу, поэтому каждый вечер, когда муж возвращается с работы, у них начинается игра ПБВДН. Независимо от того, что говорит муж, жена ведет себя угрюмо и не стремится изменить свое поведение. В некоторых случаях ее мрачность может оказаться следствием болезни, что требует тщательного психотерапевтического анализа. Но и в этом случае игровой аспект не следует сбрасывать со счетов, поскольку он заостряет внимание на вопросах, почему муж выбрал именно такую супругу и каков его "вклад" в эту ситуацию.
Тезис. Игра «Почему бы вам не… — Да, но» занимает особенное место в анализировании игр, так как именно она сделала толчок к формулированию самого термина «игра». Она относится к числу самых изученных. Помимо этого, она также имеет отношение и к наиболее известным играм, в которые играют в самых разных компаниях и на званых вечерах, включая и психотерапевтические групповые сеансы. Главные особенности игры видны из такого примера.
Ирена: Мужу всегда хочется делать ремонт самостоятельно, однако у него никогда толком ничего не выходит.
Гари: А почему бы ему не взять пару уроков у плотника?
Ирена: Да, но свободного времени у него нет.
Блю (или кто-то из компании): А вы приобретите ему хорошие инструменты?
Ирена: Да, но только он не сможет ими пользоваться.
Хоу: Почему бы вам не вызвать плотника для ремонтных работ?
Ирена: Да, но это чересчур дорого.
Дред: Почему бы вам тогда не смириться с его мастерством и не довольствоваться этим?
Ирена: Да, но ведь все может просто обрушиться.
Вслед за такими репликами обычно наступает молчание. В конце концов, его прерывает одна из собеседниц (Грин) и говорит что-нибудь в таком роде: «Ох эти мужчины, всегда они стремятся показать, какие они специалисты».
В игре «Почему бы вам не… — Да, но» может участвовать любое количество участников. В компании Водящий обычно ставит проблему. Другие же участвующие предлагают по одному решению за другим, и причем каждое начинается такими словами: «Почему бы вам не…» Каждому выдвигаемому решению Ирена противопоставляет очередной ответ: «Да, но». Прекрасный игрок может весьма успешно отражать натиск других участников до того времени, пока все не сдадутся, а Ирена выиграет. Часто приходится отвергать не менее десятка предложений, пока не наступает тягостная тишина, которая знаменует собой победу и очищает сцену для последующей игры. В этом примере Грин смогла «переключиться» на игру «Родительский комитет» вида «Hепутевый муж».
У игры возможно продолжение, так как на социальном уровне и реакция, и стимул следуют от Взрослого к Взрослому. Они являются дополнительными и на психологическом уровне, где стимул, исходящий от Родителя к Ребенку («Почему бы вам не …») как правило, вызывает реакцию, исходящую от Ребенка к Родителю («Да, но»). Обычно для обеих сторон трансакции на психологическом плане бессознательны, но внимательный наблюдатель наверняка заметит, например, по поменявшейся позе, тонусу, голосу, произносимым словам о происшедшим сдвигам в состоянии Я (со Взрослого на «непутевого» Ребенка — в случае Ирена — и со Взрослого на «мудрого» Родителя — у других игроков). Чтобы намного лучше разобраться со скрытым смыслом этой игры следует проанализировать такой вот пример.
Психотерапевт: А кто-то уже смог предложить решение вашей проблемы, которое вам до этого времени не получалось найти?
Ирена: Нет, никто. По правде говоря, я уже почти все перепробовала, что они советовали. Я прикупила мужу инструменты, и он уже взял пару-тройку уроков у плотника.
Последнее замечание Ирены делает очевидными две причины, по которым ее общение с собеседниками не нужно принимать за правду. Во-первых, Ирена не глупее других членов этой компании, и весьма маловероятно, что кто-то из них сможет предложить такое решение, которое ранее не было придумано. Если у кого-то все же удастся сказать по-настоящему оригинальное решение, Ирена, ежели она ведет честную игру, примет это с искренней благодарностью.
Иными словами, ее «непутевый» Ребенок может уступить, если у кого-либо из присутствующих вдруг возникнет вполне остроумная идея, которая станет стимулировать ее Взрослого. Но заядлые участники в эту игру, такие, как Ирена, редко играют по-честному. С другой стороны, чересчур большая готовность принимать чужое предложение приводит к мысли, не скрывается ли за данной игрой другая игра — «Дурочка».
Описанный пример весьма нагляден, так как он четко иллюстрирует второе утверждение, даже если Ирена уже пробовала некоторые решения, она в любом случае будет возражать против них. Таким образом, цель игры заключается не в том, чтобы выслушивать предложения, а в том, чтобы отвергать их.
При определенных обстоятельствах в эту игру может играть чуть ли не каждый, так как она может хорошо структурировать время. Однако наблюдение за людьми, которые сильно предрасположены к данной игре, находили некоторые забавные закономерности. Во-первых, они с одинаковой простотой могут играть как на одной стороне, так и на другой. Способность переключаться на иные роли вообще является характерной чертой игр. Участники могут по привычке отдавать предпочтение одной роли другой, однако они могут поменяться между собой местами и вовсе не возражать взять на себя другую роль в той же игре, если это необходимо из-за какой-то причины.
Во-вторых, на основе наблюдений было показано, что человек, с удовольствием играющий в данную игру, часто принадлежит к тому типу людей, которые в конечном итоге просят специалиста применять к ним какое-то лечение. Во время этой игры их цель – это демонстрация, что никто не может предложить им лучшее решение проблемы, то есть что они никогда не станут капитулировать. Но, контактируя с психотерапевтом, они требуют применения к ним приемов, которые способны привести их к полной капитуляции, к примеру, гипноз. Следовательно, оказывается, что игра «Почему бы вам не… — Да, но» представляет собой в каком-то роде социальное решение внутренних конфликтов человека в связи с его отступлением по какому-либо поводу. Любители данной игры имеют еще одну, весьма специфическую характеристику: большинство из них боится покраснеть. Рассмотрим пример.
Психотерапевт: Для чего вы играете в эту игру, если вам известно, что это только обман?
Ирена: В процессе любого разговора я постоянно должна придумывать, о чем дальше говорить. Если я не в состоянии что-либо выдумать, то начинаю краснеть. Лишь в полной темноте я не боюсь покраснеть. Я просто терпеть не могу паузы в разговорах. Я это знаю, и мой муж также об этом знает. Он всегда мне об этом твердил.
Психотерапевт: Вы утверждаете, что если ваш Взрослый бездельничает, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы «возникнуть» и заставить вас смущаться?
Ирена: Да-да. Поэтому до того времени, пока я могу предлагать другим какие-либо решения или выслушивать их идеи, касающихся моих проблем, то я чувствую себя прекрасно.
Слова Ирены ясно показывают: ее страх — неструктурированное время. Ее Ребенок не может привлечь к себе внимание, пока занят ее Взрослый, следовательно, именно игра может предложить ей подходящую структуру для функционирования ее Взрослого. Чтобы поддержать ее интерес игра должна иметь определенную мотивацию. Выбор игры строится по принципу экономии: ее Ребенок, который оказался в состоянии конфликта из-за физической пассивности, может получать в этой игре максимальные внешние и внутренние «вознаграждения». С одинаковым запалом она играет роль хитрого Ребенка, которого вряд ли можно подавить, и мудрого Родителя, который как раз и старается подавить в ком-то Ребенка, но безрезультатно. Поскольку главный принцип игры «Почему бы вам не… — Да, но» — не принимать ни единого предложения, Родитель никогда не сможет добиться успеха. Кредо игры: «Не нужно паниковать, Родитель никогда не сможет добиться успеха».
Таким образом, любой ход как бы забавляет Ирену и приносит ей наслаждение хотя бы тем, что отвергается еще одно предложение. Однако истинной кульминацией данной игры считается пауза (или завуалированная пауза) которая обычно наступает после того, как всеми остальными участниками уже было исчерпано свои возможности и они устали придумывать подходящие решения. Для Ирены это означает выигрыш, ибо она показал всем остальным, что это они не в состоянии справиться с ситуацией. Если пауза не завуалирован, то она может подлиться пару минут.
В этом примере Ирена не дала Уайт насладиться победой, так как хотела побыстрее начать личную игру. Позже в данном сеансе у Ирены проскользнула неприязнь к Грин по той причине, что та лишила ее пары минут победы.
Другой любопытной чертой игры «Почему бы вам не… — Да, но» считается то, что ее варианты для внутреннего и внешнего употребления практически одинаковы, но игроки при этом могут меняться ролями. Если говорить о внешнем варианте, то Ребенок — Ирена в игре со многими игроками принимает на себя роль Беспомощного существа, которое нуждается в поддержке окружающих его людей. Во внутреннем варианте это будет несколько интимного характера игра для двоих игроков, и Ирена играет в нее обычно дома с мужем. Здесь она уже будет выступать в роли Родителя, источника разумных и мудрых советов. Но такое изменение ролей не сразу происходит. Пока будущий супруг за ней будет ухаживает, она будет играть роль беспомощного Ребенка, и лишь после медового месяца начнет проявлять себя ее любящий командовать Родитель. Вполне возможно, незадолго до самой свадьбы она иногда и выдавала себя, однако жених этого не замечал, стремясь быстрее заключить союз с хорошо выбранной невестой. Когда он, возможно, заметит ее промахи, то не исключено, что их помолвка в расстроиться «по уважительной причине», а Ирена, опечаленная, но весьма не поумневшая, начнет поиски нового партнера.
Антитезис. Кажется, те люди, которые подхватывали игру Ирены, когда она, сделав первый ход, изложила свою якобы «проблему», играют в одну из разновидностей игры «Я всего только пытаюсь вам помочь». Фактически «Почему бы вам не… — Да, но» — это игра, обратная игре «Я всего только пытаюсь вам помочь». В последней может участвовать один психотерапевт и большое число пациентов, в первой же – только один пациент и много якобы «психотерапевтов». Таким образом, антитезис «Почему бы вам не… — Да, но» заключается в том, чтобы не играть в игру «Я всего только пытаюсь вам помочь». Если первый ход будет выглядеть так: «Что бы вы начали делать в случае …?» — рекомендуется отвечать: «Это на самом деле трудная ситуация. А вы что планируете делать по этому поводу?» Если же игра начинается со слов: «Я не смог(ла) то-то и то-то», — ответ подразумевается такой: «Жалко». Оба предложенных варианта ответа вполне вежливы, чтобы сделать Водящего растерянным или хотя бы вызвать возникновение пересекающихся трансакций, так что его фрустрация стает очевидной и, это значит, что может быть предметом анализа.
В психотерапевтической группе для тех людей, кто склонен к игре «Я всего только пытаюсь вам помочь», прекрасной практикой будет отклонение от приглашения принимать в ней участие. В данном случае антитезис «Почему бы вам не… — Да, но», являющийся в некотором роде и антитезисом «Я всего только пытаюсь вам помочь», станет полезен не только лишь для Водящего, но и для других членов группы.
Похожие игры. Игру «Почему бы вам не … — Да, но» необходимо отличать от ее противоположного варианта «А почему же вы не … — Нет, но…», в которой обычно выигрывает Родитель, а Ребенок обороняющийся отступает в полном замешательстве, даже если точное воспроизведение диалога может казаться разумным разговором двух Взрослых, что обсуждают реальную ситуацию.
Вывернутая наизнанку игра «Почему бы вам не… — Да, но» вначале напоминает игру «Крестьянка». В таком варианте Ирена пытается получить от психотерапевта рекомендации, которые она не отвергает, а, наоборот, тут же берет к сведению. Только потом, как психотерапевт уже окончательно завяз в игре, он начинает понимать, что Ирена его переиграла. То, что сначала казалось игрой «Крестьянка», может обернуться интеллектуальной игрой «Динамо».
Игра «Почему бы вам не… — Да, но» может принять форму «Сделай что-нибудь со мной «. К примеру, женщина не хочет выполнять какие-то домашние дела, и поэтому каждый вечер, когда муж приходит домой с работы, у них появляется игра «Почему бы вам не… — Да, но». Вне зависимости от того, о чем говорит муж, жена продолжает вести себя угрюмо и не пытается изменить свое поведение. В Большинство случаев ее мрачное состояние может быть следствием болезни, требующего подробного психотерапевтического анализирования. Однако и в данном случае игровой аспект не нужно сбрасывать со счетов, так ка он способен заострять внимание на вопросах, почему же муж выбрал именно такую жену и каков же его «вклад» в данную ситуацию.
Энкоды: Как договориться с кем угодно и о чем угодно Ходорыч Алексей
ИГРА «ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ?... ДА, НО...»
Очень часто вас изматывают игрой «Почему бы вам не?... Да, но...». Вас озадачивают изложением проблемы и, когда вы искренне стремитесь помочь, говорят: «Да, но... (это невозможно, несвоевременно, «хожено-перехожено», не дает результата и т.п.)». Ситуация возобновляется, вас спрашивают, вы опять даете советы, и так без конца...
Классический антитезис-двухходовка:
? Игрок: «Что же мне, в конце концов, делать?»
? Вы: «Что вы сами думаете по этому поводу?»
? Игрок: «Не знаю. Потому вас и спрашиваю...»
? Вы: «Не знаете?.. Очень жаль...» (Этого вполне достаточно. Разве что чашку чая еще можете предложить.)
Можно еще и так:
? Если дать человеку рыбу, он будет сыт день, если же бросить его в озеро – решишь все проблемы.
? Если друзей грузить, их можно и потерять... Как хорошо, что к нам с тобой это не относится, ага?
? Два совета равны одному оскорблению...
Из книги Кризис – время делать карьеру автора Исаева Виктория СергеевнаИгра на повышение А уместно ли в кризисные времена вообще заикаться о повышении и продвижении по службе? Сейчас, когда большинство людей находятся в состоянии перманентного страха за свое рабочее место, сама мысль о прибавке к зарплате может казаться нелепой и наивной.
Из книги Самогонные хроники. От национальной идеи к успешному премиум-бренду автора Полуэктов НиколайГЛАВА 9. ЧТО НИ ДЕЛАЕТСЯ, ВСЁ К ЛУЧШЕМУ Буриданов осёл. – Игра в орлянку. – Беспрецедентный успех. – Широка страна моя родная. – Хитрое ценообразование. – На все руки мастер. – Блестящие идеи. – Куценко, Бондарчук, Галкин и Миронов. – Своя игра Михаил Сергеев: Из наших
Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автораРолевая игра Ролевая игра используется для развития межличностных навыков, которые необходимы, скажем, в процессе управленческих и торговых взаимодействий. Стажеры принимают соответствующие роли (например, менеджер и сотрудник; продавец и покупатель) и проводят
Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович8.4.9. Ролевая игра Ролевая игра используется для развития межличностных навыков, таких, которые необходимы, например, в процессе управленческих и торговых взаимодействий. Стажеры принимают соответствующие роли (например, менеджер и сотрудник; продавец и клиент) и
Из книги Сначала скажите "нет" автора Кэмп Джим11. Игра в прятки Узнайте, кто принимает решения Кто дергает за ниточки? Кто на самом деле принимает решения внутри организационной структуры компании противника? На первый взгляд вопрос может показаться совершенно банальным, но это не так. Это - критически важный вопрос
Из книги Обнаженный оратор. Дао презентации автора Рейнольдс Гарр Из книги Разговор по существу: искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего автора Скотт Сьюзан Из книги Настольная книга венчурного предпринимателя [Секреты лидеров стартапов] автора Романс Эндрю Из книги Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим автора Тарасов Владимир Константинович4.5.5 Неуютная игра «ВЕРТУШКА ОБЩЕНИЯ» – игра эмоционально не очень приятная. Она очень жесткая, и оставляет неприятный осадок и у выигравших, и у проигравших. Всем кажется, что «правила плохие». Чем же плохие? Непонятные, двусмысленные? Нет, понятные. Может быть, выигрыш
Из книги 100 бизнес-технологий: как поднять компанию на новый уровень автора Черепанов Роман4.6.5 Игра-проблема Мы уже говорили, что как мишень для критических стрел деловая игра «СТРЕСС» уступает только «ВЕРТУШКЕ ОБЩЕНИЯ».Дело в том, что некоторые задания не имеют четких, недвусмысленных критериев оценки, и проигравшие поэтому подвергают сомнению ее
Из книги Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления автора Завалкевич Леонард10. И снова игра У каждого человека есть что-то, занимающее большую часть его времени. Каждый человек склонен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Это верно и для бизнеса, хотя и здесь порой встречаются мазохисты.Зачастую предпочтения в образе жизни
Из книги Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса автора Вербах КевинЖизнь как игра Они играют в игру. Они играют в то, что они ни во что не играют. Если я покажу им, что я вижу, что они играют, я нарушу правила, и они меня накажут. Я должен играть в их игру, что я не вижу того, что они играют. Леминг «Узелки» В игре не столь важно что ты делаешь,
Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон Из книги Человеку свойственно продавать. Удивительная правда о том, как побуждать других к действию автора Пинк ДэниельЗа что можно сказать "большое спасибо" Э.Берну - так это за его концепцию психологических игр, в которые очень любят играть люди. Я не буду здесь подробно расписывать эту теорию (так как преследую несколько иные цели), ограничусь только несколькими базовыми вещами.
Первое.
Когда у человека отсутствуют подлинные взаимоотношения и способность таковые устанавливать, он начинает заменять эти отношения суррогатными. Они могут хорошо имитировать живой контакт, но именно что имитировать. Эта имитация и называется психологической игрой, так как любая игра - всегда имитация, частичное воспроизведение реальной жизни.
Второе.
Зачем люди играют? Завязывать подлинные отношения трудно, так как происходит контакт живых, не запрятанных за крепости и доспехи душ, и возможность ранения, ошибки - велика. Обнаженная душа сама по себе очень ранима и чувствительна, и мы совершенно оправданно ее раскрываем лишь перед немногими людьми. Но если страх искреннего, честного контакта перевешивает стремление к нему, то доспехи мы не снимаем никогда. А общаться-то хочется... И тогда начинается игра, создающая иллюзию жизни, но при этом сохраняющая для общающихся/играющих чувство безопасности и определенности.
Третье.
Откуда берется эта определенность? Любая игра имеет правила. Они достаточно четкие, и тот, кто играет, их знает - или на сознательном, или на бессознательном уровне. Раз играешь по правилам, то шаги "конкурента" можно просчитать и понять.
Итак, психологическая игра - это способ времяпровождения людей друг с другом при отсутствии искренности и подлинного эмоционального контакта, служащий суррогатным его заменителем, и строящийся по определенным правилам. Если все играющие стороны эти негласные правила соблюдают, то игра может идти бесконечно. Если кто-то играть не хочет или не понимает правил - он изгоняется из клуба игроков (через игнорирование или прямую агрессию).
В нескольких своих постах я попробую поразмышлять о тех играх, с которыми я в личной и профессиональной жизни сталкиваюсь, попытаюсь в них разобраться.
Игра "Да, но...".
Господа и дамы, это отличная игра, позволяющая одному человеку (вам) бесконечно жаловаться на жизнь, а другому или группе других лиц бесконечно удовлетворять потребность кого-нибудь спасти. Отлично может апробирована на психологах, социальных работниках, врачах и прочих представителях помогающих профессий. Каковы ее правила?
Этап 1. Вам необходимо обратиться за помощью. Желательно кратко, и неполно объяснить сущность своих затруднений (психологического, социального, материального, физического характера), чтобы другие участники получили смутное представление о ней. Можно как-то пнуть самого себя, чтобы вызвать жалость или сочувствие (это уже по вкусу). Например, "у меня никак не складываются отношения с девушками. Наверное, потому, что я урод".
Этап 2 . Вступают остальные игроки. Они задают уточняющие вопросы и начинают забрасывать разного рода советами, предположениями и предложениями. Вот тут-то и начинается ваш час славы. Все предложения и предположения необходимо встречать словами "Да, но..." и вариациями на эту тему:"конечно, в том, что вы сказали, есть рациональное зерно, но дело в том...", "спасибо за идею, однако...", "вы не правы, потому что...", "уже пробовал что-то похожее, и не помогло...", "классная идея, но мне не поможет...".
Например:
Вы: "У меня ничего не получается с девушками"
Советчик 1: "Знакомьтесь с ними в баре!"
Вы: "Да, но в бары и клубы ходят одни дуры и проститутки, а я ищу чистую, невинную душу".
Советчик 2: "Ну, тогда есть библиотеки!"
Вы: "Библиотеки?! Там собираются одни уродливые мымры, на которых никто не позарится!"
Советчик 1. "А почему вы решили, что в клубах собираются одни дуры и проститутки? Я, простите, там со своей будущей женой познакомился".
Вы: "Да, но вы же знаете, что личный опыт - это не показатель. Вам повезло, а на самом деле вот тут такая статистика по наркомании и алкоголизму в барах и клубах...".
Советчик 2.: "Если вы учитесь, что мешает общаться с однокурсницами?"
Вы: "Да, среди них есть симпатичные, но я хилый урод с атрофированными мышцами".
Советчик 2.: "Идите в спортзал!" (вот тут-то советчик 2 попался и можно его приложить одним ударом)
Вы: "Во-первых, нормальных спортзалов нет, во-вторых, накачанные фигуры - это все от анаболиков, а я забочусь о здоровье, в-третьих, у меня от природы такая астеничная фигура и ничего не поможет, в-четвертых, все равно я с девушками общаться не умею, поэтому даже с крутой фигурой у меня ничего не выйдет".
(Советчик 2 в шоке выходит из игры, он проиграл)
Советчик 3.: "Есть курсы пикаперов!"
Вы: "Это просто разводилово для закомплексованных неудачников".
Советчик 3 (закипая): "Ну, так к психотерапевту!!"
Вы: "Хорошая идея! А как найти нормального психотерапевта, кругом ведь жулики!"
(советчик 3 попадается на крючок)
Советчик 3: "О, вот и вот ссылки на статьи, как отличить нормальных психологов от жуликов".
Вы: "Я просмотрел эти ссылки. Ужас. Вообще вся эта психология - лажа".
Советчик 3: "ПОЧЕМУ?!!"
Вы: "Я много книжек читал. Ни фига не помогают... В общем, хоть кто-нибудь может помочь мне наладить отношения с девушками, или тут одни идиоты собрались!?"
Этап 3. Выигрыш - это доказательство всем помощникам, что они ни фига помочь не могут и только даром едят свой хлеб. Советчики и помощники могут долго играть с вами, так как точно так же, как и вы, удовлетворяют чувство собственной значимости (через спасение вас) и поддерживают вас в тонусе. Но если вы профессиональный игрок -