Что такое овербукинг.
На днях социальные сети потрясло видео, снятое 9 апреля на борту лайнера американской авиакомпании , на котором видно, как охрана силой выводит из салона пассажира, не желающего покинуть свое место в переполненном самолете. По данным СМИ, а также со слов других пассажиров данного рейса, мужчина отказался покинуть самолет после того, как представители компании предложили четверым добровольцам отказаться от своих мест в пользу сотрудников авиакомпании за компенсацию в 800 долларов. Официальная причина заключалась в переполненности салона.
1 /1
Когда добровольцев не нашлось, компания сама выбрала тех, кого предстояло снять с рейса, но один из пассажиров – врач из Кентукки – отказался выходить, на что компания отреагировала, вызвав охрану, которая силой вывела сопротивляющегося мужчину из самолета.
К сожалению, подобные ситуации, когда билетов продано больше, чем фактически есть мест в самолете, далеко не редкость. И хорошо, если разрешить такой казус удается мирным путем, или если компания идет навстречу клиентам и предлагает альтернативные варианты. А если нет? Именно поэтому каждому туристу стоит знать, что же такое овербукинг и как нужно действовать, если вы окажетесь в подобной ситуации.
Овербукинг. Что это такое и в чем причина?
Овербукинг (от англ. оverbooking – сверхбронирование) – это когда на рейс регистрируется больше пассажиров, чем может вместить самолет.
Чаще всего такое малоприятное явление возникает, если самолет в последний момент заменяют на менее вместительный борт (например, по техническим причинам), а все места уже проданы в расчете на больший салон. Еще одна причина – компании продают места «с запасом» на случай, если пассажиры, купившие билеты по самому дешевому тарифу, внезапно откажутся от них. Тут все понятно: сдавать такие билеты нет смысла, а компании просто не выгодны рейсы с полупустыми самолетами, вот и выходят из положения.
Но какая бы ни была причина, пассажир вправе требовать справедливости. Ведь даже если компания предлагает какие-либо бонусы в качестве альтернативы, для многих потеря времени в аэропорту в ожидании следующего вылета может быть существенным неудобством.
Итак, если вас отказываются сажать на борт, мотивируя это переполненностью салона, вы имеете право:
- Потребовать компенсацию. Ее сумма зависит от длительности ожидания следующего рейса, и от дальности вашего перелета. Так, для , других украинских авиакомпаний, а также для тех, которые зарегистрированы в ЕС или выполняют рейсы из аэропортов на территории Евросоюза, компенсация такова: для полетов до 1 500 км - 250 евро; от 1 500 до 3 500 км - 400 евро; 600 евро для полетов дальностью более 3 500 км.
- Авиакомпания также имеет право снизить размер компенсации на 50%, если пассажиру предлагают заменить его рейс на альтернативный. При этом время прибытия нового рейса не должно превышать запланированного на 2 часа для рейсов дальностью до 1500 км, на 3 часа для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км, и на 4 часа для рейсов дальностью свыше 3500 км.
- Чуть иначе обстоят дела в Штатах. Там, если вы ждете в аэропорту менее часа, или если новый рейс прибывает с опозданием в 1 час по сравнению с временем прежнего билета, компенсация вообще не предусмотрена. А вот если вы ждете 1-2 часа (и до 4 часов для международных рейсов), то вам должны выплатить компенсацию в размере 200 долларов.
- Вы вправе требовать у авиакомпании повышение класса обслуживания при замене рейса, талоны на еду и связь и, в случае долгой задержки рейса, бесплатный номер в гостинице.
Обязанности компании:
- В случае овербукинга, сотрудник авиакомпании на стойке регистрации должен поставить в ваш билет отметку, которая свидетельствует об отказе в регистрации из-за отсутствия мест на борту.
- Если вы покупали билет на регулярный рейс, компания должна вернуть вам его стоимость или хотя бы предложить альтернативные варианты вылета на другое время/дату.
- Даже выплатив вам компенсацию, компания все еще обязана доставить вас к месту назначения ближайшим рейсом и/или предоставить льготные услуги (питание, отель и т.д.).
- Если новый рейс вылетает на следующий день, компания обязана предоставить пассажирам номер в отеле, питание и трансфер «аэропорт-отель-аэропорт».
- Компенсация предусмотрена и за понижение класса с бизнеса до эконома при бронировании нового билета в течение 7 дней (30% тарифа для рейса длиной 1500 км, 50% для рейсов на 1500-3500 и 75% для рейсов длиной от 3500 км).
- Американские авиакомпании обязаны выплатить компенсацию в размере двукратной стоимости полета в один конец (но не более 675 долларов), если пассажир был доставлен к месту назначения с опозданием в 1-2 часа от запланированного. В случае опоздания более 2 часов (более 4х для международных рейсов), вам положена компенсация в размере четырехкратного тарифа в один конец, но не больше 1350 долларов.
- Если вы летите с авиакомпанией Евросоюза, они обязаны выплатить вам компенсацию в размере не менее 125 евро (максимум 600, зависимо от расстояния), даже если вам нашли рейс на замену.
Отправиться в заграничный отпуск мы можем позволить себе далеко не всегда, как бы нам этого ни хотелось. Тем не менее могут появиться которые так и не позволят ему состояться. Как себя вести в ситуации, когда рейс отменен, еще понятно. А вот как поступить, если возник овербукинг? Что это за слово и каков его смысл, понимают не все.
Определение
Слово «овербукинг» происходит от английского overbooking и буквально означает «перебронировка, перепродажа». Система продажи услуг или товаров, а также инструмент эффективного управления доходами предприятия и есть овербукинг. Что это за система? Смысл ее заключается в том, что продавец либо поставщик берет под свою ответственность больше обязательств, касающихся предоставления товаров или услуг, чем он может на себя взять в действительности. Дело в том, что по статистике выполнены будут не все обязательства, а только их большая часть. Так, например, авиакомпании рассчитывают на то, что часть пассажиров, купивших билеты, откажется от перевозки.
История возникновения системы овербукинга
Изначально стали применять систему «овербукинг» авиакомпании из Соединенных Штатов.
Смысл такой маркетинговой политики заключался в том, что пассажирам разрешалось отказаться от приобретенных авиабилетов и получить за них уплаченную сумму без штрафных санкций даже в ситуациях, когда они опаздывали на рейс или непосредственно перед вылетом. Однако некоторым авиакомпаниям данная система была невыгодна, поскольку самолеты улетали пустыми из-за отказавшихся пассажиров.
После такого печального опыта на замену этой системе пришел овербукинг. Количество проданных авиабилетов превышало количество кресел в салоне самолета. Делалось это из расчета, что не все пассажиры явятся на регистрацию.
Нередко возникали ситуации, когда все пассажиры, купившие билеты, приходили своевременно на стойки регистрации. При таком стечении обстоятельств представители компаний предлагали пассажирам отказаться добровольно от полета. Взамен им предлагался целый ряд услуг абсолютно бесплатно - проживание в отеле до следующего авиарейса, повышение класса обслуживания, а также ваучер на питание. Стоимость таких услуг для авиакомпаний была гораздо меньше потерь, которые она бы понесла при отказе того же пассажира от полета. Как правило, «добровольцев» находится достаточно.
Какой бывает овербукинг?
Существует всего четыре разновидности овербукинга:
- Плановый - контроль на посадке проходят не все пассажиры, поэтому билетов продается больше, чем имеется кресел на воздушном судне.
- Ситуативный - возникает в случае замены воздушного судна на меньшее по вместимости по техническим причинам.
- В одном классе обслуживания - количество проданных авиабилетов по одному классу превышает количество мест в нем, хотя заполненность воздушного судна сохраняется.
- Золотой - есть пассажиры, к примеру, часто летающие или VIP, которым авиакомпания не может отказать в перевозке даже в ущерб другим коммерческим пассажирам.
Действия авиакомпании в случае овербукинга
Нужно знать, говоря о маркетинговой политике «овербукинг», что это не только перепродажа авиабилетов. Он включает в себя и определенные мероприятия, проводимые сотрудниками авиакомпании.
Если в процессе регистрации выясняется, что возникла такая ситуация, в работу включаются представители компании, которые начинают мероприятия по поиску пассажиров, согласных лететь другим рейсом. Осуществляется данный поиск путем опроса пассажиров либо посредством общего объявления в регистрационном зале. Добровольцы находятся быстро, поскольку вознаграждение составляет довольно приличную сумму.
Также может возникнуть ситуация, когда пассажиров вынужденно повышают из экономического в бизнес-класс. Но такие случаи редки.
Практика перепродажи авиабилетов существует давно. Основанием для нее послужили статистические данные, которые собирались в течение многих лет по неявившимся на рейс пассажирам. Процент перепродажи определяется индивидуально для каждой авиакомпании. Например, у европейских перевозчиков, таких как LuftHansa, EasyJet, он составляет примерно 5%. У российских перевозчиков он гораздо больше. Овербукинг «Аэрофлот» - около 10-15%.
Процентное соотношение пассажиров, не явившихся на посадку, - внутреннее дело авиаперевозчика. А вот регулирование маркетинговой политики - это компетенция законодательной власти.
В странах Европы и Северной Америки существуют законы, которые регламентируют права и обязанности как пассажиров, так и авиакомпаний. Овербукинг авиабилетов в России долгое время не имеет законодательной базы. Официально он не был запрещен, но использовался негласно, что создавало определенные риски. Авиакомпаниям это грозило судебными разбирательствами, в то время как пассажирам оставалось надеяться только на благоприятное стечение обстоятельств.
В июне текущего года министерство транспорта завершило разработку законопроекта, регламентирующего овербукинг авиабилетов. Закон, согласно предварительной информации, вступит в силу в следующем году.
Овербукинг в период кризиса
Именно в самый тяжелый для страны кризисный период авиаперевозчики, прежде всего это «Аэрофлот», вспомнили о том, что овербукинг никак не регулируется законодательно. Чем же объясняется такой повышенный интерес?
У авиакомпаний, особенно региональных, сейчас нет уверенности в завтрашнем дне. Снижение пассажиропотока - последствие экономического кризиса.
Овербукинг - это один из наиболее эффективных и экономически выгодных способов повышения заполняемости воздушных судов, улучшающих финансовое положение перевозчика. Если он будет легализован, увеличится выручка.
Аргументы против овербукинга
Противниками легализации овербукинга выступают организации, защищающие права пассажиров. Они утверждают, что такая политика перепродажи негативно сказывается на имидже авиакомпании и дополнительно перегружает персонал.
Противники овербукинга также заверяют, что авиаперевозчики завышают статистические данные по неявившимся пассажирам.
Большинство российских внутренних авиарейсов осуществляются не каждый день, а некоторые вообще раз в неделю. Поэтому пассажиры в ожидании следующего самолета могут провести несколько дней, а если у них имеются далее по маршруту стыковки, то, вероятнее всего, они их пропустят.
Зарубежный опыт
Каким же образом работает за рубежом овербукинг? Что это за система в иностранных авиакомпаниях? Когда на регистрацию приходит пассажиров больше, чем заявлено кресел в самолете для них, персонал авиакомпании обязан найти тех, кто готов полететь другим рейсом. Им предлагают ряд бонусов в виде полета в бизнес-классе, скидок на билеты, дополнительные мили на карточку часто летающего пассажира, приглашения в зал повышенной комфортности, гостиницу на время ожидания.
Если пассажиров, которые готовы отказаться от рейса, не находится, перевозчик расторгает договор с одним из пассажиров. Но ему возвращается полная стоимость авиабилета и выплачивается компенсация. По статистике, такие случаи возникают с одним из 10 000 пассажиров.
Овербукинг может быть как запланированным, так и внеплановым. Как можно избежать неприятной ситуации?
- Приезжайте в аэропорт своевременно - места в салоне заканчиваются ближе к концу регистрации.
- Отдайте предпочтение регистрации онлайн (багаж можно будет сдать в аэропорту на специальных стойках).
- Направление не должно быть самым востребованным.
- Избегайте ранних авиарейсов.
Немногие российские авиапассажиры знакомы с понятием «овербукинг авиабилетов». Что это такое? Так называют перепродажу билетов на рейс, то есть фактически желающих полететь оказывается больше, чем кресел в салоне воздушного судна. Такая реализации авиабилетов была заимствована у западных перевозчиков. За рубежом овербукинг легализован, в то время как в России этот процесс еще не имеет законодательной базы. Если вы стали жертвой такого стечение обстоятельств, не отчаивайтесь и сохраняйте спокойствие. При такой ситуации вы получаете дополнительные преимущества, поскольку авиаперевозчик обеспечит максимально комфортные условия ожидания и предоставит неплохую компенсацию в виде перелета в первом классе обслуживания.
Каждый путешественник должен помнить, что авиакомпании обычно продают билетов больше, чем мест в салонах. Это значит если билет у вас на руках, то все равно можно не улететь своим рейсом. Как бороться с овербукингом и повернуть ситуацию в свою пользу?
Что такое овербукинг?
Овербукинг (англ. Overbooking), а также сверхбронирование, перебронирование, перепродажа — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик товаров (услуг) принимает на себя больше обязательств по поставке товара (предоставлению услуг), чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять. Также овербукинг — возможный неудачный результат применения этой стратегии, возникающий из-за ошибок или стечения обстоятельств. Овербукинг является одним из инструментов Управления доходом (англ. Yield Management или англ. Revenue Management). При это всё это происходит беря в расчёт статистику, по которой всегда есть люди отказывающиеся от билетов.
Откуда появился овербукинг и развитие овербукинга.
Овербукинг как стратегия сбыта впервые возник в воздушном транспорте США в 1950-е годы. Возникновение его связано с маркетинговой политикой, которую проводили авиакомпании США в то время. В частности эта политика предусматривала для пассажира возможность отказа от перевозки в любое время без каких-либо штрафных санкций, в том числе и после вылета самолёта. При таком подходе авиабилет приобретал некоторые свойства денег — он мог быть с равным успехом предъявлен для получения указанных услуг или для обмена обратно на деньги. Такой подход привлек к новому виду транспорта клиентов, но породил определенные проблемы. Практика показала, что в 1950-1960-е годы до 10 процентов пассажиров, купивших билеты на авиарейсы, не являлись на посадку и потом предъявляли билеты к возврату денег. Таким образом, авиакомпании вместо пассажиров возили пустые кресла и из-за этого несли регулярные убытки в крупных размерах.
Овербукинг часто связан с тем, что некоторые пассажиры, приобретая билет по самому низкому тарифу, иногда попросту не являются на свой рейс по личным причинам. Дешевые билеты сдавать не имеет смысла, поскольку их стоимость не возмещается. А зачастую билет в две стороны оказывается дешевле билета в один конец - это приводит к тому, что один из рейсов оказывается неиспользованным. Многие авиакомпании считают нецелесообразным иметь пустующие места в самолетах, потому и задействуют овербукинг - на всякий случай продают больше билетов, чем имеется мест в самолете.
В результате вы можете оказаться у стойки регистрации в кругу желающих улететь, которых будет больше, нежели мест в готовящемся к вылету самолете. В качестве варианта сотрудники авиакомпании могут попробовать найти добровольцев, которые согласятся дождаться следующего вылета в обмен на разнообразные бонусы. Но если таковых не найдется или их будет недостаточно, то отказ в посадке на рейс получат зарегистрировавшиеся в последнюю очередь.
Стратегия овербукинга была придумана с целью уменьшения этих убытков. Суть этой стратегии состояла в том, чтобы предъявлять к продаже больше билетов, чем было мест в самолёте, в расчёте на то, что часть пассажиров не полетит этим самолётом и вернёт билеты. Существенным минусом этой стратегии был риск того, что на посадку в самолет придет больше пассажиров, чем есть мест в самолете. И в этой ситуации перевозчик окажется не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства и будет вынужден как-то компенсировать клиенту доставленные неудобства. На этот случай авиакомпании разработали правила по предоставлению таких компенсаций. Эти правила предусматривали отправку пассажира ближайшим следующим рейсом, причем если этот рейс должен был выполняться через значительное время, то пассажиру за счет компании предоставлялся комплекс услуг, направленных на компенсацию неудобств, связанных с ожиданием (питание, место в гостинице, телефонная связь с родственниками, денежная компенсация и т. п.) Затраты компании на такие компенсационные услуги в каждом случае были достаточно велики, однако такие ситуации случались редко — порядка 7-8 случаев на 10000 перевезенных пассажиров.
Стратегия овербукинга оказалась выгодной для авиакомпаний. В 1970-е годы эта стратегия была модифицирована. Описанная выше ситуация, когда клиенту предоставляются компенсационные услуги, получила название «принудительный отказ от посадки» (англ. involuntary denied boarding). Модификация стратегии состояла в том, что при обнаружении ситуации сверхбронирования представитель авиакомпании выходил к пассажирам, объяснял ситуацию и предлагал добровольцам отказаться от полета именно этим рейсом в обмен на обязательство перевезти добровольца ближайшим рейсом авиакомпании и какие-то компенсации. Это имело два положительных эффекта. Во-первых, сумма затрат на компенсацию такого «добровольного отказа от посадки» (англ. «voluntary denied boarding») обычно оказывалась меньше, чем сумма аналогичных затрат при принудительном отказе. Во-вторых, в результате таких мер статистика принудительных отказов уменьшилась до 0.7-0.8 случая на 10000 перевезенных пассажиров, что укрепило образ авиатранспорта в глазах пассажиров.
Если обобщить все случаи избыточных продаж, то можно отметить, что овербукинг случается по двум основным причинам.
Во-первых, это «плановый» овербукинг. Как и всякий бизнес, туризм стремится к максимальной прибыльности и 100-процентной загрузке. Статистика любой авиакомпании убедительно доказывает, что даже если ты распродашься полностью, свободные места все равно в итоге образуются: кто-то из клиентов не явится, кто-то перенесет отдых на другую дату. Менеджеры авиакомпаний не любят об этом распространяться, но, владея статистикой по такому критерию, как «не явился», они почти постоянно продают несколько мест на рейс сверх имеющихся в наличии фактически. Почти все авиаперевозчики не брезгуют такими подходами. Если прямо перед вылетом появится человек, которому нужно лететь «хоть кровь из носу», в то время как рейс полностью распродан, билет ему, скорее всего, продадут — причем, по самому дорогому тарифу. А потом объявят перед стойкой регистрации: те из пассажиров «эконом-класса», которые согласятся лететь следующим рейсом, получат бонус. Какой это будет бонус, решает сама компания.
Во-вторых, овербукинг бывает «ситуативным». Это когда из-за какой-нибудь поломки авиакомпания ставит на рейс вместо одного самолета с компоновкой на 250 кресел другой, но уже с компоновкой, к примеру, в 210 мест. «Лишние» пассажиры вынуждены остаться за бортом. В таких случаях масштабы неприятностей для пострадавших больше, а уровень неразберихи выше. И пока проблема решается, можно натерпеться отменного лиха, просидев на чемоданах немало часов, обхватив голову руками, - до тех пор, пока соответствующие лица решат, что же с вами делать.
Однако, с несчастливым билетом под названием «овербукинг» можно бороться. В первую очередь необходимо добиться восстановления ваших попранных потребительских прав и, на случай дальнейших разбирательств, задокументировать все факты такого попрания.
Естественно, что перевозчики несут определенную ответственность перед своими клиентами и практика овербукинга далеко не всегда остается безнаказанной. Вполне нормально, что если вы против своей воли не попадаете на борт, то вам положена компенсация. Сумма ее зависит от того, насколько долго вы просидите в аэропорту до следующего рейса, а также от расстояния до места назначения.
Общая информация по этому поводу такова:
Для всех авиакомпаний, зарегистрированных в ЕС, и для всех остальных, выполняющих рейсы из аэропортов, расположенных на территории ЕС, компенсации следующие: для полетов на расстояние до 1 500 км — 125 евро, если задержка в аэропорту меньше 2 часов, и 250 евро, если больше; 1 500-3 500 км — 200 евро, если задержка меньше 3 часов, и 400 евро, если больше; и наконец, 300 евро для полетов на расстояние более 3 500 км, если задержка меньше 4 часов, и 600 евро в случае более длительного ожидания.
В случае понижения класса обслуживания в ЕС при полетах до 1 500 км вам обязаны вернуть 25% стоимости билета, 1 500- 3 500 км — 50, более 3 500 км — все 75%.
В США законодательство более либерально по отношению к авиакомпаниям: если вас держат в аэропорту менее часа, компенсация вообще не полагается, если длится менее 2 часов (для международных полетов — до 4 часов), вам должны выплатить $200, в прочих случаях вы получаете $400.
Разумеется, выплатив компенсацию, авиакомпания не освобождается от обязательств доставить вас ближайшим рейсом, кроме того, вы можете просто потребовать назад деньги за билет или — при рейсе с пересадкой — вернуться к месту начала путешествия. Также требуйте оплату связи, талоны на еду и — при длительной задержке — бесплатный номер в гостинице.
Опытные путешественники отмечают, что ситуацию с овербукингом иногда можно обернуть в свою пользу: добровольно отказавшись от посадки, можно получить даже больше, чем стандартную компенсацию. И если вы озадачены именно такой целью, тогда вам пригодятся следующие советы:
Выбирайте популярные направления и в самый горячий сезон. Желательно, чтобы в этот день рейсов по данному направлению было несколько, тогда на ваш самолет будут сажать непоместившихся пассажиров с предыдущих рейсов — и вероятность овербукинга каждого последующего вылета будет возрастать. А у вас появится возможность промахнуться мимо нескольких рейсов за один день, получая бонусы за каждый.
Приходите на регистрацию раньше всех и сразу просите включить вас первым в список добровольцев, отказывающихся от посадки в случае овербукинга.
Когда придет час расплаты, торгуйтесь. Требуйте, чтобы вам выдали ваучер на премиальный полет, причем на большую сумму, чем компенсация за задержку — компании выгодней расплатиться с вами собственным же билетом, нежели живыми деньгами. Другой приятный бонус — повышение класса обслуживания.
Заранее договаривайтесь о бесплатном питании, телефонных звонках и гостинице, если она требуется, — в случае вашего добровольного отказа от полета у авиакомпании нет перед вами никаких обязательств.
И все же овербукинг чаще всего доставляет реальные неудобства, нежели материальные выгоды. Потому незаменимая памятка для жертв овербукинга состоит из двух частей под условным названием «туда и обратно». Когда вам при наличии билета отказывают в вылете, нужно поставить в билет на стойке регистрации отметку, которая удостоверит, что вам отказано в регистрации по причине отсутствия мест на рейсе. Далее возможны варианты. Если рейс регулярный, то авиакомпания должна вернуть стоимость билета или предложить альтернативный вариант вылета. Западные авиакомпании часто готовы еще и выплатить компенсацию за причиненное неудобство.
Если рейс чартерный и авиаперелет входит в состав вашего турпакета, то, скорее всего, сотрудники авиакомпании предложат вам обратиться за решением проблемы в «свою» турфирму. Турфирме все эти овербукинги тоже как кусок мяса на вегетарианском блюде. В принципе, вы можете расторгнуть договор и потребовать возврата денег за всю путевку. Это максимально невыгодный для турбизнесменов вариант, особенно если ваша путевка достаточно дорогая, поэтому турфирма постарается придумать что-нибудь, чтобы все-таки отправить вас в поездку другим рейсом.
Проблемы с авиаперелетом могут возникнуть и при возвращении. Овербукинг может настичь вас в аэропорту уже при вылете домой. При неблагоприятном развитии событий принимающая сторона либо самоустраняется (она ведь уже формально выполнила свои обязательства и привезла вас в аэропорт), либо втягивается в длительные переговоры по телефону с российским партнером, требуя от него гарантий, что тот оплатит новые билеты и ваше проживание в ожидании следующего рейса. В худшем случае вам придется решать все проблемы за счет собственного кармана — опять-таки, по ходу дела собирая бумажки, подтверждающие ваши расходы, чтобы предъявить их потом по возвращении турфирме. Тут плохо то, что подтвердить факт приобретения новых билетов можно не всегда, особенно в странах третьего мира. Вы нервничаете, находите в аэропорту непонятных людей, которые непонятным образом выписывают вам билет или подсаживают на свободные места на ближайший рейс («Чеков мы не выдаем!»)
И вот вы уже на борту по дороге домой. Но доказать потом, сколько вам это стоило, невозможно. А с турфирмы — полюбовно или по суду — пострадавшему от овербукинга гражданину удастся взыскать только те расходы, которые он сможет доказать документально.
Одно из средств от овербукинга, работающих наиболее эффективно, заключается в том, чтобы являться на регистрацию в числе первых пассажиров. И, пожалуй, пока это - единственное гарантированное средство не вытянуть несчастливый билет.
Овербукинг - когда пассажиров больше, чем билетов
Каждый путешественник должен помнить, что авиакомпании обычно продают билетов больше, чем мест в салонах. Это значит если билет у вас на руках, то все равно можно не улететь своим рейсом. Как бороться с овербукингом и повернуть ситуацию в свою пользу?
Овербукинг часто связан с тем, что некоторые пассажиры, приобретая билет по самому низкому тарифу, иногда попросту не являются на свой рейс по личным причинам. Дешевые билеты сдавать не имеет смысла, поскольку их стоимость не возмещается. А зачастую билет в две стороны оказывается дешевле билета в один конец – это приводит к тому, что один из рейсов оказывается неиспользованным. Многие авиакомпании считают нецелесообразным иметь пустующие места в самолетах, потому и задействуют овербукинг – на всякий случай продают больше билетов, чем имеется мест в самолете.
В результате вы можете оказаться у стойки регистрации в кругу желающих улететь, которых будет больше, нежели мест в готовящемся к вылету самолете. В качестве варианта сотрудники авиакомпании могут попробовать найти добровольцев, которые согласятся дождаться следующего вылета в обмен на разнообразные бонусы. Но если таковых не найдется или их будет недостаточно, то отказ в посадке на рейс получат зарегистрировавшиеся в последнюю очередь.
Если обобщить все случаи избыточных продаж, то можно отметить, что овербукинг случается по двум основным причинам.
Во-первых, это «плановый» овербукинг. Как и всякий бизнес, туризм стремится к максимальной прибыльности и 100-процентной загрузке. Статистика любой авиакомпании убедительно доказывает, что даже если ты распродашься полностью, свободные места все равно в итоге образуются: кто-то из клиентов не явится, кто-то перенесет отдых на другую дату. Менеджеры авиакомпаний не любят об этом распространяться, но, владея статистикой по такому критерию, как «не явился», они почти постоянно продают несколько мест на рейс сверх имеющихся в наличии фактически. Почти все авиаперевозчики не брезгуют такими подходами. Если прямо перед вылетом появится человек, которому нужно лететь «хоть кровь из носу», в то время как рейс полностью распродан, билет ему, скорее всего, продадут - причем, по самому дорогому тарифу. А потом объявят перед стойкой регистрации: те из пассажиров «эконом-класса», которые согласятся лететь следующим рейсом, получат бонус.
Во-вторых, овербукинг бывает «ситуативным». Это когда из-за какой-нибудь поломки авиакомпания ставит на рейс вместо одного самолета с компоновкой на 250 кресел другой, но уже с компоновкой, к примеру, в 210 мест. «Лишние» пассажиры вынуждены остаться за бортом. В таких случаях масштабы неприятностей для пострадавших больше, а уровень неразберихи выше. И пока проблема решается, можно натерпеться отменного лиха, просидев на чемоданах немало часов, обхватив голову руками, - до тех пор, пока соответствующие лица решат, что же с вами делать.
Однако, с несчастливым билетом под названием «овербукинг» можно бороться. В первую очередь необходимо добиться восстановления ваших попранных потребительских прав и, на случай дальнейших разбирательств, задокументировать все факты такого попрания.
Естественно, что перевозчики несут определенную ответственность перед своими клиентами и практика овербукинга далеко не всегда остается безнаказанной. Вполне нормально, что если вы против своей воли не попадаете на борт, то вам положена компенсация. Сумма ее зависит от того, насколько долго вы просидите в аэропорту до следующего рейса, а также от расстояния до места назначения.
Общая информация по этому поводу такова:
Для всех авиакомпаний, зарегистрированных в ЕС, и для всех остальных, выполняющих рейсы из аэропортов, расположенных на территории ЕС, компенсации следующие: для полетов на расстояние до 1 500 км - 125 евро, если задержка в аэропорту меньше 2 часов, и 250 евро, если больше; 1 500–3 500 км - 200 евро, если задержка меньше 3 часов, и 400 евро, если больше; и наконец, 300 евро для полетов на расстояние более 3 500 км, если задержка меньше 4 часов, и 600 евро в случае более длительного ожидания.
В случае понижения класса обслуживания в ЕС при полетах до 1 500 км вам обязаны вернуть 25% стоимости билета, 1 500– 3 500 км - 50, более 3 500 км - все 75%.
В США законодательство более либерально по отношению к авиакомпаниям: если вас держат в аэропорту менее часа, компенсация вообще не полагается, если длится менее 2 часов (для международных полетов - до 4 часов), вам должны выплатить $200, в прочих случаях вы получаете $400.
Разумеется, выплатив компенсацию, авиакомпания не освобождается от обязательств доставить вас ближайшим рейсом, кроме того, вы можете просто потребовать назад деньги за билет или - при рейсе с пересадкой - вернуться к месту начала путешествия. Также требуйте оплату связи, талоны на еду и - при длительной задержке - бесплатный номер в гостинице.
Опытные путешественники отмечают, что ситуацию с овербукингом иногда можно обернуть в свою пользу: добровольно отказавшись от посадки, можно получить даже больше, чем стандартную компенсацию. И если вы озадачены именно такой целью, тогда вам пригодятся следующие советы:
Выбирайте популярные направления и в самый горячий сезон. Желательно, чтобы в этот день рейсов по данному направлению было несколько, тогда на ваш самолет будут сажать непоместившихся пассажиров с предыдущих рейсов - и вероятность овербукинга каждого последующего вылета будет возрастать. А у вас появится возможность промахнуться мимо нескольких рейсов за один день, получая бонусы за каждый.
Приходите на регистрацию раньше всех и сразу просите включить вас первым в список добровольцев, отказывающихся от посадки в случае овербукинга.
Когда придет час расплаты, торгуйтесь. Требуйте, чтобы вам выдали ваучер на премиальный полет, причем на большую сумму, чем компенсация за задержку - компании выгодней расплатиться с вами собственным же билетом, нежели живыми деньгами. Другой приятный бонус - повышение класса обслуживания.
Заранее договаривайтесь о бесплатном питании, телефонных звонках и гостинице, если она требуется, - в случае вашего добровольного отказа от полета у авиакомпании нет перед вами никаких обязательств.
И все же овербукинг чаще всего доставляет реальные неудобства, нежели материальные выгоды. Потому незаменимая памятка для жертв овербукинга состоит из двух частей под условным названием «туда и обратно».
Когда вам при наличии билета отказывают в вылете, нужно поставить в билет на стойке регистрации отметку, которая удостоверит, что вам отказано в регистрации по причине отсутствия мест на рейсе. Далее возможны варианты. Если рейс регулярный, то авиакомпания должна вернуть стоимость билета или предложить альтернативный вариант вылета. Западные авиакомпании часто готовы еще и выплатить компенсацию за причиненное неудобство.
Если рейс чартерный и авиаперелет входит в состав вашего турпакета, то, скорее всего, сотрудники авиакомпании предложат вам обратиться за решением проблемы в «свою» турфирму. Турфирме все эти овербукинги тоже как кусок мяса на вегетарианском блюде. В принципе, вы можете расторгнуть договор и потребовать возврата денег за всю путевку. Это максимально невыгодный для турбизнесменов вариант, особенно если ваша путевка достаточно дорогая, поэтому турфирма постарается придумать что-нибудь, чтобы все-таки отправить вас в поездку другим рейсом.
Проблемы с авиаперелетом могут возникнуть и при возвращении. Овербукинг может настичь вас в аэропорту уже при вылете домой. При неблагоприятном развитии событий принимающая сторона либо самоустраняется (она ведь уже формально выполнила свои обязательства и привезла вас в аэропорт), либо втягивается в длительные переговоры по телефону с российским партнером, требуя от него гарантий, что тот оплатит новые билеты и ваше проживание в ожидании следующего рейса. В худшем случае вам придется решать все проблемы за счет собственного кармана - опять-таки, по ходу дела собирая бумажки, подтверждающие ваши расходы, чтобы предъявить их потом по возвращении турфирме. Тут плохо то, что подтвердить факт приобретения новых билетов можно не всегда, особенно в странах третьего мира. Вы нервничаете, находите в аэропорту непонятных людей, которые непонятным образом выписывают вам билет или подсаживают на свободные места на ближайший рейс («Чеков мы не выдаем!»)
И вот вы уже на борту по дороге домой. Но доказать потом, сколько вам это стоило, невозможно. А с турфирмы - полюбовно или по суду - пострадавшему от овербукинга гражданину удастся взыскать только те расходы, которые он сможет доказать документально.
Одно из средств от овербукинга, работающих наиболее эффективно, заключается в том, чтобы являться на регистрацию в числе первых пассажиров. И, пожалуй, пока это – единственное гарантированное средство не вытянуть несчастливый билет.
Николай Нечаев
Или наоборот, получить испорченный отпуск и много других проблем. Поэтому важно хорошо понимать с чем вы можете столкнуться в путешествии и как из любых трудностей получить выгоду.
Но давайте по порядку.
Овербукинг – своеобразное иностранное слово, которое буквально обозначает «сверхбронирование» или «перепродажа». Отцом понятия «овербукинг» считается профессор Джулиан Саймон, который первым экономически обосновал идею, согласно которой отказ авиакомпании от перевозки становился выгодной для авиакомпании сделкой. Авиакомпания при этом получает сверхприбыли от не пришедших пассажиров. За несколько десятилетий овербукинг принес экономике США более 100 млрд долларов.
В 1976 году дело по овербукингу слушалось в Верховном суде США, который постановил, что федеральное законодательство в этом вопросе соответствует Конституции, но авиакомпании, прежде чем отказать какому-то пассажиру, обязаны поискать добровольца.
Овербукинг встречается чаще, чем можно было бы подумать. И турфирмы продают больше туров, и отели продают больше мест, но в данной статье я расскажу именно об авиакомпаниях, которые продают больше авиабилетов.
Причины, по которым это происходит:
Плановый овербукинг . Статистика показывает, что на любой рейс приходит пассажиров меньше, чем продано авиабилетов. Довольно часто (не афишируя) авиакомпании по этой причине продают больше билетов, чем есть на рейсе.
Ситуативный овербукинг
. Каждый самолет проходит тщательную проверку перед полётом. Некоторые самолеты снимаются с рейса и их заменяют на другое воздушное судно, порой меньшей вместимости.
Некоторых пассажиров так же могут перенести с отмененных рейсов на ваш.
Овербукинг в одном классе . При этом перепроданы авиабилеты только одного класса обслуживания - эконом или бизнес. Общее количество проданных на рейс билетов сохраняется.
Золотой овербукинг . Он происходит из-за владельцев золотых карт или VIP пассажиров, которым авиакомпания просто не может отказать.
Что же происходит при перебронировании.
Как правило, ищут пассажира, который готов не лететь этим рейсом. Это происходит или прилюдно – громко объявляют для всех пассажиров или тихо предлагают тем, кто, по их мнению, может согласиться.
Как-то раз я наблюдал подобный случай за границей. Менее минуты понадобилось на то, чтобы найти «жертву», которой заплатили примерно 15000 рублей на наши деньги за согласие перенести время вылета на следующий день.
Как-то раз и мы воспользовались случаем овербукинга в свою пользу. При вылете на рейсе авиакомпании S7 мы купили авиабилет эконом- класса, а летели в бизнес –классе.
В данном случае, просто подали самолет, в котором было перепродано на несколько мест больше, чем пришло пассажиров. В эконом-класс все не поместились и нескольким пассажирам, среди которых оказались и мы, предложили сесть на свободные места в бизнес-классе.
Страшное слово «овербукинг»
На первый взгляд, идея овербукинга выглядит довольно сомнительно. Представьте, что вы заранее покупаете авиабилет, собираете вещи, приезжаете в аэропорт (оплатив проезд до аэропорта самостоятельно) и выясняете, что мест в самолете нет. Каждый может представить свои эмоции…
Но многие страны поддерживают это, а значит зерно истины здесь есть. И даже не одно. Лучше всего заранее разобраться и получать от овербукинга только выгоду.
Прежде всего, необходимо понять, что авиакомпания будет искать любые пути минимизации ваших трудностей и готова вам компенсировать их в виде оплаты отеля, питания, поиска ближайших рейсов, специальных бонусных купонов и т.д.
Овербукинг есть во многих странах. Например, для авиаперевозчиков, зарегистрированных или осуществляющих полеты над территорией Евросоюза компенсация исчисляется так:
Расстояние до 1500 км 125 евро при задержке менее 2-х часов и 200 евро, если дольше.
От 1500 до 3000 км 200 евро при задержке менее 3-х часов и 400 евро, если дольше.
При дальности более 3500 км 300 евро или 600 евро, если задержка более 4-х часов.
При понижении класса обслуживания вам так же должны вернуть до 75% стоимости авиабилета.
Овербукинг в России – готовность №1.
Овербукинг в России де факто существует в большинстве авиакомпаний. Однако он носит пока несколько «дикий», неконтролируемый характер, так как в виде бизнес стратегии данная практика не прописана. Это дает большие возможности для мошенничества, особенно малыми перевозчиками, которые могут искажать в глазах пассажиров реальную ситуацию. Намеренную перепродажу авиабилетов перевозчики списывают на технические сбои программ бронирования.
В феврале 2015 года овербукинг предложил узаконить Дмитрий Медведев. Его инициатива получила неоднозначную оценку среди различных авиакомпаний и всеобщее обсуждение.
На настоящий момент обсуждение документа уже закончено и он готовится к подаче в кабмин.
По этому документу, в случае овербукинга, перевозчик будет обязан:
- проинформировать пассажира об альтернативном варианте перевозки до пункта назначения;
- выплатить ему компенсацию и изменить условия договора перевозки, предоставив место на другом рейсе – при согласии пассажира на альтернативный вариант;
- выплатить ему компенсацию и вернуть уплаченную за авиабилет сумму – при несогласии пассажира на альтернативный вариант.
Как не попасть на овербукинг.
Ваши действия, чтобы избежать овербукинг, должны быть довольно простыми и логичными.
Заранее прийти в аэропорт и пройти регистрацию. После получения посадочного талона вам уже никакой овербукинг не страшен. Вы уже летите и у вас есть свои места.
Пройти электронную регистрацию . При этом, вы так же, уже имеете место и теоретически можете даже не подходить к стойке регистрации, если ваш багаж соответствует условиям ручной клади.
А если вы сдали свой багаж, то даже при добровольном согласии вам будет довольно сложно стать счастливчиком компенсации при овербукинге, так как найти его в контейнере довольно не просто.
В данном случае, как и всегда, опять выигрывают те, кто заранее пришёл в аэропорт и заранее продумал все нюансы путешествия.
Как выиграть от овербукинга?
Не думайте, что это такое уж частое событие. Быть может, особенно если вы редко летаете, вы никогда не столкнетесь с подобными проблемами.
Но опытные путешественники могут получить и выгоды от овербукинга. Вы уже читали выше, как я совершенно бесплатно поменял класс обслуживания и за 1500 рублей (я покупал билет дешевле, чем по тарифу, но это другая история) летел в бизнес классе.
Что нужно для того, чтобы вы оказались в рядах счастливчиков, которые получают компенсации, дополнительный день отдыха или обслуживание бизнес класса?
Билет брать в разгар сезона на популярное направление. Не на первый рейс. Лучший вариант, когда в день отправляется несколько рейсов. При этом есть возможность, что пассажиров будут досаживать при отмене какого-то рейса.
Приходите к стойке регистрации одним из первых (и тут выигрыш) и заранее предупредите, что вы являетесь добровольцем в случае овербукинга. Точно так же можно предупредить, что вы готовы сменить свой класс обслуживания и оставить свой телефон. Это упростит ваш поиск.
Торгуйтесь, если вы попали в число не поместившихся на рейс. Конечно же, авиакомпания постарается минимизировать свои издержки. Ей дешевле дать ваучер на премиальный полет на свои рейсы на большую сумму, чем расстаться с деньгами. Но вы знаете минимальные нормы. К тому же, требуйте повышения класса обслуживания.
Овербукинг при путешествии в составе тура.
До сих пор еще остались люди, которые боятся летать самостоятельно. Если вы путешествуете по путевке, то проблем у вас будет значительно больше.
Тут есть несколько вариантов. Авиакомпания может осуществлять чартерный рейс, выкупленный туроператором, купить блок мест на регулярный рейс со скидкой или купить авиабилеты на обычный регулярный рейс.
Как-то раз я помогал девушкам, которые не попали на пересадочный рейс в Куала-Лумпуре, следуя в составе тура. К сожалению, я подключился уже по прибытию и было, конечно, намного сложнее. Всегда лучше действовать своевременно.
Что нужно помнить в этом случае:
При отправлении вы можете расторгнуть договор и потребовать возврата полной стоимости путевки. Как правило, этого пытается избежать любая туристическая фирма.
При возвращении – это крайне неприятный вариант. Принимающая сторона, скорее всего, полностью умоет руки, благополучно доставив вас в аэропорт. Она может вступить в переговоры с туроператором, требуя от него оплаты рейса, проживания, питания во время ожидания. Как правило, это происходит не часто и довольно вяло. Скорее всего вам придется самим решать эти проблемы.
Сохраните все чеки , чтобы в последующем их предъявить, запишите все названия авиакомпаний и имена лиц, с которыми общались и т.д.
Желаю вам успешных и выгодных полетов по всему миру!
Оставляйте ваши комментарии и вопросы внизу этой статьи.