Что такое акциз, на какие товары распространяется и кто платит. Бухучет инфо Табачное подполье: преступления без наказания
Акциз — налог, взимаемый с и при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.
- По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам .
- По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .
- По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения , т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
- По способу изъятия акцизы также как и относятся к косвенным налогам ;
- По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на ;
- По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в , так и в региональные бюджеты.
Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.
Состав подакцизных товаров
Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили . Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).
Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11
Наименование продукции |
Условия освобождения от налогообложения |
Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения. |
|
Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл. |
|
парфюмерно-косметическая продукция, |
1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;
2. разлитая в емкости не более 100 мл.;
|
|
Плательщики акциза
Плательщиками акцизов являются , индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Поскольку ст.179 устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.
При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.
Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого . Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.
Объект налогообложения
Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.
Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:- передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
- передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
- передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
- передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
- передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.
Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.
Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.
Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.
В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.
Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.
Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
- производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
- производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).
Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.
Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.
Операции, освобождаемые от налогообложения
Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:- реализация подакцизных товаров на экспорт;
- передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
- первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
- ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
- Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
- вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
- ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или . Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.
Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):- контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
- платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
- грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
- копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.
Ставки акцизов
Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.
Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).
Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.
Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.
Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.
Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.
В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
- алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.
Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.
Налоговая база
Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:
- как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
- как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
- как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
- как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.
При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.
В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.
Пример : Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.
1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.
2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:
- 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.
3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.
- 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.
Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.
Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.
Порядок исчисления акцизов
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:
А=НБ*Cm ,
- А — сумма акциза;
- НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
- Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:
А=НБ*Cm + R*Рмах ,
- А — сумма акциза;
- НБ — налоговая база в натуральном выражении;
- Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
- R — доля в процентах;
- Рмax . — максимальная розничная цена подакцизных товаров.
Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.
Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».
Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.
Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.
Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.
Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.
Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности
При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.
Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.
Акцизный сбор - это налог, установленный государством на потребление подакцизной продукции. Этот вид налогов включен в цену продукции.
Виды налогов
Налог - это установленный обязательный платеж, который должен быть уплачен в бюджет физическими и юридическими лицами в установленных на законодательном уровне размерах и в определенные сроки.
Налоги делятся на непрямые и прямые. Налог на прибыль, на проценты, дивиденды, на землю, на недвижимость и подоходные налоги - это прямые налоги. Акцизный сбор, пошлины, налог на добавленную стоимость являются примерами непрямых доходов.
Непрямые налоги. Пошлина и налог на дополнительную стоимость
Пошлина - это налог, который должен быть уплачен при транспортировке товаров через национальную границу. Перечень продукции, которая подлежит налогообложению, предусмотрен таможенным тарифом.
Пошлина может делиться на три типа: импортная (ввозная), экспортная (вывозная) и транзитная. По методу расчета пошлина тоже делится на три типа. Во-первых, адвалорная пошлина, которая рассчитывается в процентах от таможенной стоимости продукции. Во-вторых, специфическая пошлина - установленная сумма денег. Также пошлина может быть комбинированной. К примеру, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 100 долларов. В таком случае, если 10 % от таможенной стоимости будет 90 долларов, то размер пошлины будет составлять 100 долларов.
Налог на дополнительную стоимость является непрямым налогом, который включен в цену товаров. Его оплачивает покупатель продукции, однако за его учет и пересчет в бюджет отвечает продавец. При ввозе товаров на таможенную территорию страны пошлина, акцизный сбор и НДС рассчитываются на основе таможенной стоимости.
Акцизный сбор
Акцизный сбор - вид налога, который уплачивается налогоплательщиком в местные и государственный бюджеты. Устанавливаются акцизы в качестве надбавки к цене. Существует две классификации акцизов. По одной классификации акцизы делятся на специфические и универсальные. По другой - на фиксированные и пропорциональные.
Фиксированный акциз, как и пошлина, рассчитывается как определенная сумма денег, которая устанавливается на одну единицу товара. Пропорциональные акцизы рассчитываются как процент от общего объема реализации товаров.
Специфические акцизы
Такой тип акцизного сбора - это налоги, которыми облагаются лишь некоторые виды продукции. Помимо ограниченного списка товаров, подлежащих налогообложению, отличительной чертой специфических акцизов является еще и наличие дифференцированных ставок по отдельным группам товаров.
Перечень товаров, на которые установлен акцизный сбор, а также размер ставок устанавливаются на законодательном уровне. Они являются едиными по всей территории государства и применяются как к импортным товарам, так и к продукции, произведенной внутренними экономическими субъектами.
Универсальные акцизы
Как можно понять из названия, этот тип акцизного сбора - это вид налога, который предполагает применение одинаковых ставок для всех видов и групп товаров. Такой тип является более распространенным. Это обусловлено многими факторами. Широкая база налогообложения дает возможность обеспечить регулярные поступления в государственный и местный бюджеты.
Универсализм применяемых процентных ставок позволяет значительно упростить контроль со стороны налоговых органов над процессом уплаты данного типа налогов. Универсальный акцизный сбор - это вид налога, который отображает слабые стороны всех непрямых налогов. Особенно ярко показаны такие недостатки, как влияние на процессы инфляции и социальная регрессивность.
Формы универсальных акцизов
Принято выделять три вида универсальных акцизов. Первым из них является налог на покупки/продажи в области оптовой и розничной торговель. Второй тип - налог с оборота. Третий вид универсальных акцизов называется налогом на добавленную стоимость.
Объектом налогообложения в первых двух случаях является валовый доход. Но если в случае с налогом покупки/продажи налогообложению подлежит конечная валовая выручка на этапе производства или реализации, то налог с оборота взымается на каждом из этапов движения товара. Это является одним из главных недостатков этой группы налогов. Налог с оборота более 50 лет использовался в СССР. В наше время множество стран все еще продолжает использовать его.
Налог на добавленную стоимость также уплачивается на всех этапах движения товаров, однако в отличие от первых двух типов налогов в НДС объектом налогообложения является сама добавленная стоимость, а не валовый доход. Это дает возможность сохранить все преимущества, которыми обладает налог с оборота, но в то же время и устраняет главный недостаток этого вида акциза - кумулятивный метод.
Несмотря на это, у налога на добавленную стоимость тоже есть недостаток - сложность и злоупотребление в администрировании. Расчет и взыскание налога требуют определения объекта налогообложения, которым в этом случае выступает добавленная стоимость. Существует два способа начислить ее. Во-первых, это сумма заработной платы и прибыли. Во-вторых, доход от реализации за вычетом материальных издержек.
Этот налог пользуется большой популярностью во многих развитых европейских странах. Но из-за злоупотреблений в администрировании налог на добавленную стоимость не приносил никакой прибыли в бюджет, поскольку все поступления нивелировались возмещениями.
Примеры акцизных сборов в России
На территории Российской Федерации список подакцизных товаров состоит из одиннадцати пунктов. Подакцизными принято считать дефицитные товары, продукцию, обладающую высоким уровнем рентабельности. Также акцизом облагаются товары, способные нанести вред окружающей среде (бензин), здоровью (алкогольные, спиртосодержащие напитки), общественному порядку.
В России акциз введен на табачную продукцию, транспортные средства, горюче-смазочные материалы и на продукцию, которая содержит спирт. Не считаются подакцизными товарами лекарственные препараты, косметические товары, а также отходы, которые образуются при производстве спирта и подлежат дальнейшей переработке. Определяет объекты налогообложения статья 182 НК Российской Федерации.
Налоговой базой считается объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении, а также их стоимость. Стоимость реализованной продукции рассчитывается на основе цен без учета НДС и акциза.
Продавец обязан осуществить уплату акциза не позже 25-го числа месяца, который следует за оконченным налоговым периодом. Налог уплачивается по месту производства подакцизных товаров.
Акцизные марки
Для оплаты акцизного сбора используются акцизные марки. Они дают возможность государству выявлять подакцизные товары, налог на которые не был уплачен. Марки в России были введены весной 1994 года правительством государства. Согласно постановлению, пищевой спирт, винно-водочные, табачные изделия и сам табак подлежат маркировке. С 1995 года было запрещено реализовывать данные товары без акцизных марок.
Марки - предмет коллекционирования. Многие коллекции со временем становятся очень популярным. Американец Роберт Канлифф занимался коллекционированием акцизных марок в течение всей своей жизни. Он умер, когда ему было 83 года, а спустя несколько месяцев после смерти его коллекция марок была продана почти за 2 миллиона долларов.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)8. При осуществлении закупки этилового спирта (в том числе ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) у нескольких продавцов указанные в пункте 7 настоящей статьи документы должны быть представлены в налоговый орган с каждым извещением об уплате авансового платежа акциза исходя из объемов закупки этого спирта у каждого продавца или исходя из объемов передачи этилового спирта в структуре организации каждому структурному подразделению.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В извещении об уплате авансового платежа акциза указываются следующие сведения:
1) полное наименование организации - покупателя этилового спирта, осуществляющей производство алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) полное наименование организации - продавца этилового спирта, а также в отношении продавца идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) полное наименование организации, осуществляющей передачу в структуре организации этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет (в том числе код причины постановки на учет структурных подразделений организации, осуществляющих передачу и получение этилового спирта для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции);
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) сумма авансового платежа акциза (в рублях);
6) дата уплаты авансового платежа акциза.
10. Форма извещения об уплате авансового платежа акциза утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Извещение об уплате авансового платежа акциза действует с 1-го числа налогового периода, в котором согласно пункту 6 настоящей статьи наступает срок уплаты авансового платежа акциза, по последнее число (включительно) следующего налогового периода. Аннулирование извещений об уплате авансового платежа акциза, замена извещений в случае замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого этилового спирта (в том числе ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговый орган по месту учета покупателя этилового спирта, осуществляющего производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, или организации, осуществляющей операции, предусмотренные настоящего Кодекса, не позднее пяти дней, следующих за днем представления документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, на каждом экземпляре извещения об уплате авансового платежа акциза проставляет отметку (отказывает в проставлении отметки) о соответствии представленных документов сведениям, указанным в этом извещении, в виде штампа налогового органа и подписи должностного лица, осуществившего сверку представленных документов и извещения.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае установления несоответствия сведений, указанных в извещении об уплате авансового платежа акциза, сведениям, содержащимся в документах, представляемых одновременно с указанным извещением, налоговый орган отказывает в проставлении отметки с указанием выявленных несоответствий.
Один экземпляр извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту постановки на учет покупателя этилового спирта передается покупателем указанного спирта продавцу не позднее чем за три дня до закупки этилового спирта, второй экземпляр остается у производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, третий экземпляр, а также четвертый экземпляр, представленный в электронной форме, остаются в налоговом органе, проставившем отметку на извещении. В случае ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза этилового спирта, являющегося товаром Евразийского экономического союза, один экземпляр извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя этилового спирта передается покупателем указанного спирта лицу, осуществляющему перевозку этилового спирта по территории Российской Федерации, не позднее чем за три дня до даты его ввоза в Российскую Федерацию, определяемой в соответствии с пунктом 8 статьи 194
(см. текст в предыдущей редакции)
Формат представления извещения об уплате авансового платежа акциза в электронной форме утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(см. текст в предыдущей редакции)
Документы об уплате авансового платежа акциза и извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза хранятся в налоговом органе и у налогоплательщиков не менее четырех лет.
11. Налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган по месту учета одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.
Банковская гарантия предоставляется производителю алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза.
Налогоплательщик имеет право представить в налоговый орган:
несколько банковских гарантий по объемам этилового спирта, закупаемым в одном налоговом периоде у нескольких поставщиков;
(см. текст в предыдущей редакции)
банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза части этилового спирта, закупаемого в одном налоговом периоде у одного поставщика, при одновременной уплате авансового платежа акциза в бюджет по другой части этилового спирта, закупаемого у этого же поставщика.
Банковская гарантия, указанная в настоящем пункте, должна предусматривать обязанность банка на основании требования налогового органа уплатить денежную сумму по банковской гарантии в части неуплаченной или не полностью уплаченной суммы акциза (авансового платежа акциза) в случае:
неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком акциза в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, по реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии;
неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы авансового платежа акциза, обязанность по уплате которой возникает в соответствии с подпунктом 2 пункта 13 настоящей статьи.
Расчетный срок при представлении банковской гарантии, предусмотренной пунктом 12 подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввоз на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза этилового спирта (за исключением коньячного дистиллята), являющегося товаром Евразийского экономического союза, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока. Расчетный срок при представлении банковской гарантии, предусмотренной пунктом 12 настоящей статьи, составляют налоговые периоды начиная с месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлялись закупка (передача в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввоз на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза коньячного дистиллята, являющегося товаром Евразийского экономического союза, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится 190-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, банк уведомляет налоговый орган по месту учета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции о факте выдачи банковской гарантии в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, предусмотренный статьей 74.1 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. К банковской гарантии применяются требования, установленные статьей 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее 7 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка этилового спирта (за исключением коньячного дистиллята), в том числе ввоз в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза этилового спирта (за исключением коньячного дистиллята), являющегося товаром Евразийского экономического союза, если иное не установлено пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса. Срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее 10 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка коньячного дистиллята, в том числе ввоз в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза коньячного дистиллята, являющегося товаром Евразийского экономического союза, если иное не установлено пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
Если действие банковской гарантии заканчивается до истечения указанного срока, освобождение от уплаты авансового платежа акциза не предоставляется, отметка на извещении об освобождении от уплаты авансового платежа акциза налоговым органом не проставляется и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции производителю этилового спирта не направляется;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства налогоплательщика по уплате в бюджет акциза (авансового платежа акциза) в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса, от уплаты которого он освобождается в соответствии с данной банковской гарантией;
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.1. Налоговый орган обязан направить в банк, выдавший банковскую гарантию, предусмотренную пунктом 11 настоящей статьи, уведомление об освобождении его от обязательств по этой банковской гарантии в случае, если общая сумма фактического исполнения обязательств, обеспеченных указанной банковской гарантией, соответствует сумме авансового платежа акциза, в отношении которой предоставлено освобождение от уплаты в бюджет на основании указанной банковской гарантии, исчисленной исходя из фактически закупленного (переданного в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввезенного на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза объема этилового спирта с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указанное уведомление направляется не позднее восьми дней, следующих за днем завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам, по результатам которой налоговым органом подтверждено соответствие общей суммы фактического исполнения обязательств, обеспеченных этой банковской гарантией, сумме акциза и (или) авансового платежа акциза, в отношении которой предоставлено освобождение на основании этой банковской гарантии.
При этом общая сумма фактического исполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией, рассчитывается путем сложения следующих величин:
сумм акциза, уплаченных за налоговые периоды расчетного срока по реализованной на территории Российской Федерации, а также вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта и (или) вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182
сумм акциза, обоснованность освобождения от уплаты которых за налоговые периоды расчетного срока подтверждена по результатам камеральной налоговой проверки по вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза (с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии;
Суммы акциза, уплаченные по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, учтенные при определении суммы фактического исполнения обязательств, обеспеченных соответствующей банковской гарантией, повторному учету в указанных целях в отношении прочих банковских гарантий не подлежат.
Порядок определения объема реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением банковской гарантии, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Сумма акциза, обоснованность освобождения от уплаты которой по вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции подтверждена по результатам камеральной налоговой проверки, определяется на основании следующих документов:
сообщения налогового органа о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акциза - в случае, если по результатам камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган направляет указанное сообщение налогоплательщику в течение семи дней со дня окончания проверки;
решения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, - в случае, если по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки. До даты вынесения указанного решения сумма акциза, обоснованность освобождения от уплаты которой подтверждена, определяется на основании акта камеральной налоговой проверки.
13. В целях исполнения обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией, предусмотренной пунктом 11 настоящей статьи, осуществляются следующие действия:
1) в случае неуплаты или неполной уплаты в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, акциза за каждый налоговый период в течение срока действия банковской гарантии, в котором осуществлялась реализация алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, налоговый орган не позднее восьми дней по истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, направляет налогоплательщику требование об уплате акциза в сумме, соответствующей освобожденной от уплаты сумме авансового платежа акциза, исчисленной исходя из фактически закупленного (переданного в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввезенного на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза объема этилового спирта (с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), использованного для производства реализованной в указанных налоговых периодах алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также суммы пеней. При этом пени начисляются в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса начиная со дня, следующего за днем истечения установленного пунктом 3 настоящей статьи срока уплаты акциза по реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
2) если общая сумма, определенная путем сложения сумм акциза, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 12.1 настоящей статьи, меньше, чем сумма авансового платежа акциза, от уплаты которой налогоплательщик был освобожден на основании банковской гарантии, предусмотренной пунктом 11 настоящей статьи, такой налогоплательщик утрачивает право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в размере, соответствующем разнице между указанными суммами акциза и авансового платежа акциза. Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет авансовый платеж акциза в размере указанной разницы не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока;
2.1) если общая сумма, определенная путем сложения сумм акциза, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 12.1 настоящей статьи, меньше, чем сумма авансового платежа акциза, от уплаты которой налогоплательщик был освобожден при приобретении коньячных дистиллятов на основании банковской гарантии, предусмотренной пунктом 11 настоящей статьи, такой налогоплательщик утрачивает право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в размере, соответствующем разнице между указанными суммами акциза и авансового платежа акциза. Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет авансовый платеж акциза в размере указанной разницы не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 190-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока;
3) в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком авансового платежа акциза в размере разницы, предусмотренном подпунктом 2 подпунктом 2 настоящего пункта срока направляет налогоплательщику требование об уплате в течение восьми дней соответствующей суммы авансового платежа акциза, пеней и штрафа. При этом пени начисляются в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса начиная с 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока;
3.1) в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком при приобретении коньячного дистиллята авансового платежа акциза в размере разницы, предусмотренной подпунктом 2.1 настоящего пункта, налоговый орган в течение восьми дней по истечении установленного подпунктом 2.1 настоящего пункта срока направляет налогоплательщику требование об уплате в течение восьми дней соответствующей суммы авансового платежа акциза, пеней и штрафа. При этом пени начисляются в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса начиная с 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 190-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока;
4) в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции суммы авансового платежа акциза в срок, установленный в требовании об уплате авансового платежа акциза, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения этого требования направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части не уплаченной или не полностью уплаченной налогоплательщиком суммы авансового платежа акциза по банковской гарантии.
В случае неисполнения банком-гарантом в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии налоговый орган реализует право бесспорного списания суммы, указанной в данном требовании.
Не позднее трех дней после дня исполнения банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы по банковской гарантии налоговый орган направляет налогоплательщику - производителю алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции уточненное требование об уплате пеней и штрафа.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком указанной в требовании (уточненном требовании) суммы обязанность по уплате данной суммы исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах или на иное имущество налогоплательщика по решению налогового органа о взыскании указанной суммы, принятому после неисполнения налогоплательщиком в установленный срок требования (уточненного требования), в порядке и сроки, которые установлены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной продукции в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза обязаны не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета банковскую гарантию и извещение (извещения) об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме. Извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза действует с 1-го числа налогового периода, в котором согласно пункту 6 настоящей статьи наступает срок уплаты авансового платежа акциза, по последнее число (включительно) следующего налогового периода. Аннулирование извещений об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, замена извещений в случае замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого (в том числе ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) этилового спирта осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящей статьи.
(см. текст в предыдущей редакции)
Формат представления извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в электронной форме утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(см. текст в предыдущей редакции)
При закупке этилового спирта у нескольких поставщиков извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза должны быть представлены по объемам закупки указанного спирта у каждого поставщика (передачи этилового спирта в структуре организации каждому структурному подразделению).
(см. текст в предыдущей редакции)
15. В извещении об освобождении от уплаты авансового платежа акциза указываются следующие сведения:
1) полное наименование организации, осуществляющей производство алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, - покупателя этилового спирта, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) полное наименование организации - продавца этилового спирта, а также в отношении продавца - налогоплательщика - российской организации идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) полное наименование организации, осуществляющей передачу ее структурными подразделениями этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет, в том числе код причины постановки на учет структурных подразделений организации, которые осуществляют передачу и получение этилового спирта для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (при осуществлении операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса);
(см. текст в предыдущей редакции)
4) объем закупаемого (передаваемого в структуре организации, ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) этилового спирта (в литрах безводного спирта);
(см. текст в предыдущей редакции)
5) сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставляется налогоплательщику при представлении банковской гарантии (в рублях);
6) наименование банка, выдавшего гарантию;
7) идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет банка;
8) денежная сумма, под которую выдана банковская гарантия;
9) дата выдачи банковской гарантии и срок ее действия.
16. Форма извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
17. Налоговый орган по месту учета покупателя этилового спирта или организации, осуществляющей операции, предусмотренные подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, не позднее пяти дней, следующих за днем представления документов об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, на каждом экземпляре извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза проставляет отметку (отказывает в проставлении отметки) о соответствии представленных документов сведениям, указанным в этом извещении, в виде штампа налогового органа и подписи должностного лица, осуществившего сверку представленных документов и извещения.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае установления несоответствия сведений, указанных в извещении об освобождении от уплаты авансового платежа, сведениям, содержащимся в документах, представляемых одновременно с извещением, налоговый орган отказывает в проставлении отметки с указанием выявленных несоответствий.
Один экземпляр извещения об освобождении от уплаты авансового платежа с отметкой налогового органа по месту учета покупателя этилового спирта передается покупателем спирта продавцу не позднее чем за три дня до дня закупки этилового спирта, второй экземпляр остается у производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, третий экземпляр, а также четвертый экземпляр, представленный в электронной форме, остаются в налоговом органе, проставившем отметку на указанном извещении. Документы об освобождении от уплаты авансового платежа акциза и извещение (извещения) об освобождении от уплаты авансового платежа хранятся в налоговом органе и у организаций не менее четырех лет.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза этилового спирта, являющегося товаром Евразийского экономического союза, один экземпляр извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту постановки на учет покупателя этилового спирта передается покупателем указанного спирта лицу, осуществляющему перевозку этилового спирта по территории Российской Федерации, не позднее чем за три дня до даты его ввоза в Российскую Федерацию, определяемой в соответствии с пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса, второй экземпляр остается у покупателя этилового спирта, третий экземпляр, а также четвертый экземпляр, представленный в электронном виде, остаются в налоговом органе, проставившем отметку на извещении.
(см. текст в предыдущей редакции)
18. В налоговой декларации по акцизам, представляемой производителями этилового спирта, указываются сведения за истекший налоговый период об объемах этилового спирта, реализованных каждому покупателю или переданных структурному подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет покупателя спирта или структурного подразделения, осуществляющего производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
2) объем реализованного или переданного спирта (в литрах безводного спирта);
3) сумма авансового платежа акциза, указанная в полученных производителями этилового спирта от покупателей извещениях об уплате авансового платежа акциза, либо сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставлено при представлении банковской гарантии, указанная в извещениях об освобождении от уплаты авансового платежа акциза (сумма авансового платежа акциза, уплаченная до осуществления операций по передаче этилового спирта структурному подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, либо сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставлено при представлении банковской гарантии).
(см. текст в предыдущей редакции)
19. В налоговой декларации по акцизам, представляемой производителями алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, указываются сведения за истекший налоговый период об объемах этилового спирта, приобретенных у каждого продавца, в том числе:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет продавца этилового спирта, объем приобретенного этилового спирта (в литрах безводного спирта);
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сумма авансового платежа акциза, уплаченная при закупке спирта у каждого продавца этилового спирта, указанная в извещениях об уплате авансового платежа акциза, либо сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставлено при представлении банковской гарантии, которая указана в извещениях об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.
(см. текст в предыдущей редакции)
20. В случае необходимости замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого (передаваемого) этилового спирта, в том числе в результате фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки (в пределах норм естественной убыли , утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), производитель алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (покупатель этилового спирта) должен аннулировать ранее представленное извещение об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичное извещение) и представить новое извещение в следующем порядке.
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоги как основное средство пополнения бюджета, к сожалению, не теряют своей актуальности. Поэтому, чтобы у вашего бизнеса не было проблем, важно вовремя и правильно вносить установленную плату. Один из самых распространенных видов налога – акциз. Это федеральный косвенный налог, который включается в стоимость некоторых товаров и операций, совершаемых с ними. Налог действует на территории РФ и учитывается при импортной торговле. Исчисление и уплата акцизов регулируются ст. 194 Налогового кодекса РФ .
Выплата акцизов неизбежна, если ваш бизнес связан со следующей продукцией:
- Нефтепродукты (топливо, моторные масла и прочее).
- Спирт (от чистого спирта до и спиртосодержащих товаров).
- Транспортные средства (автомобили и спортивные мотоциклы).
- Химические продукты (газ, бензолы).
Все подакцизные товары перечислены в ст. 181 НК РФ .
Кому платить акциз?
На вопрос, кто платит акциз, ответить несложно:
- Российские и иностранные организации.
- Лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу ТС.
Если ваша компания – изготовитель, акциз уплачивается: при продаже, при передаче товаров другим лицам (например, тому, кто предоставил сырье), при использовании для собственных нужд или переработке, или если это является вкладом в уставной капитал.
Необходимо отметить, что при перемещении товара в пределах организации – для производства неподакцизных товаров – также придется платить налог. Объекты начисления акцизов (ст. 182 НК РФ) для разных групп товаров различаются: для алкогольной продукции плательщиком выступает организация, осуществляющая розлив продукции в потребительскую тару; для бензина – производитель.
При перемещении товара в пределах организации – для производства неподакцизных товаров – также придется платить налог.
Облагаются налогом таможенные процедуры (декларирование брокером, экспедирование), продажа конфискованных (а также бесхозных, отказанных в пользу государства/муниципалитета решением суда) подакцизных товаров. А также:
- Приобретение спирта организацией, производящей неспиртосодержащую продукцию.
- Приобретение бензина для переработки.
- Авансовая уплата акциза при закупке спирта.
- Импорт подакцизных товаров в РФ.
Для производства некоторых продуктов необходимо получить свидетельство.
В целом, акцизами контролируются цены на наиболее популярные, но не самые необходимые продукты. Повышающиеся ставки на табак и алкоголь, помимо всего прочего, призваны бороться с вредными привычками населения. Тем более, налогом не облагаются лекарства и препараты ветназначения. Сборы с нефти частично идут на развитие транспортной инфраструктуры и реализацию социально значимых проектов.
Акцизные ставки
В зависимости от категории товара, применяются твердые (в рублях за единицу товара) или комбинированные (к твердой ставке добавляется процент от стоимости товара) ставки акцизов. Налоговая ставка акцизов устанавливается государством и отражена в ст. 193 НК РФ . В 2017 году крепкая алкогольная продукция облагается акцизом в размере 523 руб. за 1 литр спирта, акциз для игристого вина составляет 14 руб. за литр продукции.
Комбинированная ставка на данный момент применяется только . Так, для сигарет ставка составляет 1 420 рублей за тысячу штук + 9,5% расчетной стоимости от МРЦ, но не менее 1 600 рублей за 1 000 штук. Алкоголь и табак обязательно маркируются импортером, который приобретает акцизные марки зафиксированного образца на таможне.
Как рассчитывается
А = Нб х Тс,
где А – сумма акциза, начисляемая к уплате;
Нб – налоговая база (объем проданного товара в соответствующих единицах измерения (литры, штуки));
Тс – твердая ставка.
Например, ООО «Напитки» произвело и продало 500 л крепкого пива ООО «Бар». Сумма к уплате составит:
500 (Нб) х 20 (С) = 10 000 (рублей).
Чтобы определить сумму акциза по комбинированной ставке используют формулу:
А = Нб х Тс + О х Ас / 100%,
где А – сумма акциза;
Нб – объем проданного товара в соответствующих единицах измерения;
Тс – твердая ставка;
О – сумма, полученная при продаже Нб;
Ас – адвалорная ставка (в процентах).
Начисление акцизов в бухучете зависит от вида операции. Например, если компания импортирует товары, то начисление отражается на 19 («НДС», субсчет «Акцизы») и 68 счетах (субсчет «Расчеты по акцизам»).
Что по срокам и порядку
Нормативные сроки уплаты – до 25 числа следующего месяца. Например, акциз за май необходимо заплатить до 25 июня. Если компания реализует бензин, нефтепродукты или спирт, акциз уплачивается не позднее 25 числа 3-го месяца. Порядок оплаты акцизов средних дистиллятов иной – не позднее 25 числа 6-го месяца, следующего за отчетным периодом.
Своевременная и полноразмерная уплата налогов обеспечит вашей компании возможность частично вернуть средства.
Одна из составляющих, наполняющая бюджет, – налоги. Люди и разные организации платят разные взносы, так, следует разобраться, что такое акцизы, поскольку это один из важных видов налогообложения. Для его расчета используют такое понятие, как ставка, которая может повышаться и снижаться.
Что представляют собой акцизы?
Начнем с термина, так, под акцизом понимают надбавку к стоимости товара, которая является обязательной выплатой. Ее используют, что регулировать спрос потребителей на самую востребованную продукцию. В определении, что такое акцизы, еще указано, что вносят их не только предприятия, но и частные предприниматели за производство или реализацию определенных товаров.
Отметим, что акциз является косвенным налогом, то есть он уже «спрятан» в итоговой цене продукции, например, как НДС. Получается, что фактически его выплачивает не продавец, а потребитель. Объем выплат для каждой категории подакцизных товаров указаны в Налоговом кодексе. Еще один момент – акцизы являются важной составляющей наполнения бюджета во многих странах.
Для чего вводят акцизы?
Основное предназначение этого косвенного налога заключается в получении государством сверхприбыли от изготовления и реализации популярной среди потребителей продукции, например, этилового спирта, сигарет, машин и так далее. Выясняя, что приставляют собой акцизы, заметим, что в Америке данный налог не прижился, поскольку люди не хотели переплачивать за товары 10%, поэтому они стали покупать все за пределами страны, что привело к серьезным убыткам со стороны отечественного производства.
Чтобы лучше понять, что такое акциз, отметим, что он был придуман для того, чтобы сделать систему налогообложения более справедливой, уровняв достаток благодаря повышению сбора с предметов первой необходимости. Ставка акцизов может меняться на протяжении времени, поскольку все зависит от экономического положения страны на данный момент.
Чем акциз отличается от налога?
Эти виды налога, возможно, в чем-то и схожи, но на самом деле это разные понятия. Выделим основные отличительные особенности:
- НДС облагают только часть стоимости продукции, а вот акциз касается не только всей стоимости, но и материальных затрат.
- Разница есть и в том, что облагается акцизами, а что НДС, так первый используется только в производственной сфере, а второй – появляется на всех стадиях обращения и производства товаров. Исключением являются импортируемые товары, поскольку акцизы за них выплачивают те, кто занимается закупкой продукции.
- Акциз касается только ограниченного списка товаров, причем он не относится к услугам и работам, поскольку объектом обложения выступает только оборот реализации.
- При желании акцизная ставка может быть компенсирована при помощи вычета.
- В отличие от НДС акциз оказывает существенное влияние на рентабельность компании.
Что такое обратный акциз?
В некоторых случаях государство может использовать обратный или отрицательный акциз, который является выплатой определенной компенсацией предприятию за уплаченные им налоги. В определении, что такие акцизы обратные, указано, что само правительство определяет, когда его вводить, а когда нет. В пример можно привести нефтеперерабатывающие заводы, которые получают компенсацию за каждую тонну переработанной нефти, если предприятие провело модернизацию и повысило выход светлых продуктов. Эту компенсацию можно отнести к государственным стимулам развития предприятий.
Что такое ставка акциза?
Для проведения расчета акцизного платежа государство разработало несколько видов налоговых ставок. Их размер напрямую зависит от товаров или услуг, установленных на законодательном уровне и прописанных в налоговом кодексе. В определении, что такое акцизы, указано, что ставки разделены на три группы:
- Твердая. Самый распространенный вариант, который определяется в деньгах. Для расчета берется только количество реализованной продукции.
- Адвалорная. Здесь имеется в виду процентная ставка, поэтому для расчета берется процентное отношение цены на товар.
- Комбинированная. Этот вариант может иметь и денежный расчет, и процентное соотношение.
Что значит повышение акцизов?
Государство время от времени принимает решение о повышении ставок на акцизы, что непосредственно отражается на стоимости. Для примера возьмем алкоголь, чтобы понять, к чему приведет рост акцизов. Специалисты считают, что один из самых эффективных методов снижения роста алкоголизма, существующих в мировой практике, – смена структуры потребления, то есть акцент делается на напитки, в которых меньше алкоголя. Для этого применяют сбалансирование акцизной политики, так, на крепкие напитки ставка будет расти, а на другие – снижаться.
Продолжая выяснять, что такое акциз и его повышения, следует рассмотреть и другую сторону медали, поскольку повышенные ставки приводят к существенному росту нелегального, кустарного производства алкоголя, что наносит серьезный удар по здоровью людей, поэтому растут затраты на здравоохранение. Кроме этого, переход на более дешевые заменители, станет причиной снижения покупки легальных напитков и поступлений в бюджет.
Что такое снижение акцизов?
Уменьшение ставки используют, когда хотят уменьшить итоговую цену на тот или иной товар. Чтобы лучше понять, что значит снизить акцизы, рассмотрим процесс на примере бензина. Считается, что при снижении ставки будут уменьшаться и цены на топливо. При этом есть эксперты, которые считают, что этого недостаточно, поскольку влияние оказывает курс национальной валюты и стоимость нефти, из которой получают бензин. На практике часто снижение акцизов дает временный эффект.
Что облагается акцизами?
Есть перечень основных товаров, на цену которых влияет и акцизная ставка, так к ним относят: продукцию, содержащую спирт, алкогольные напитки, табачные изделия, смазочно-горючие материалы и автомобили. При этом есть определенные товары, которые освобождаются об обложения этим налогом. В пример можно привести некоторые парфюмерные средства, которые являются спиртосодержащей продукцией, но акцизом не облагаются. Что касается того, с чего высчитывается акциз, то ставка определяется государством, а люди уже пользуются разными формулами расчета.
Есть некоторые группы товаров, которые не будут облагаться акцизным налогом, если на них ведут отдельный учет.
- Передача в пределах одной организации товаров для производства других, причем они должны быть подакцизными. Исключением в этом деле является этиловый спирт.
- Экспорт подакцизных товаров, даже если это осуществляют собственник, заказчик переработки и другие люди по его поручению.
- Первичная реализация или передача на переработку конфискованных бесхозяйственных или отказных товаров.
- Производственные алкогольных дистилляторов с целью их выдержки или купажирования для дальнейшего использования в стенах предприятия.
- Ряд операций, связанных с некоторыми авиационными топливными продуктами.
Что такое акцизы на топливо?
Для начала стоит сказать о том, что косвенный налог касается не только бензина, то и других нефтепродуктов, например, керосина, горючего для тракторов, смазочных материалов и так далее. Это приносит государству большие деньги в бюджет, поскольку количество машин постоянно растет. Уже было сказано, на что распространяется акциз, при этом стоит отметить, что от уровня ставки будут зависеть не только цены на заправочных станциях, но и в магазинах, поскольку топливо связано со стоимостью на прочие продукты. Когда ставка растет, то страдает в большей степени конечный потребитель.
Что касается снижения акциза, то уже было сказано, что это не всегда дает желаемый результат, поскольку на стоимость нефтепродуктов влияют и другие факторы. При этом правительство не скрывает, что падение ставки негативно отражается на состоянии дорожных фондов, поскольку в них направляется прибыль, полученная от акцизов на топливо. Ставки постоянно растут, что помогает государству закрывать дыры в бюджете, поэтому существенных положительных изменений потребителям можно и не ждать.
Что такое акцизы на алкоголь?
Косвенный налог включен в конечную стоимость алкогольных напитков, поэтому повышение ставки приводит к закономерному росту цен. Ввели его, как и в случае с сигаретами, чтобы бороться с вредной привычкой и получать дополнительные деньги в бюджет. Это две основные причины того, для чего нужны акцизы. Налог возлагается на продукцию, которая была произведена государством, и на экспорт в границах таможенной территории.
Описывая, что же такое акциз на алкоголь, стоит указать, что повышение ставки влечет за собой два важных негативных последствия. Во-первых, существенно возрастет объем незаконно ввозимого алкоголя, а во-вторых, увеличится продажа некачественной продукции, что опасно для жизни людей. Если сравнить с другими сборами, то акцизный налог на алкоголь приносит государству самый высокий доход. Основным источником прибыли является этиловый спирт.
Что такое акциз на сигаретах?
Экономически целесообразным является введение и повышение акцизного налога на табачные изделия, поскольку благодаря этому можно достичь сбалансированности в фискальной и социальной политике страны. В Российской федерации под акциз попадают такие табачные изделия: разные виды табака (кальянный тоже сюда входит), папиросы и разные сигареты и сигариллы. При исчислении акцизов на такие изделия используются твердые и комбинированные ставки. Если интересует, что значит без акциза, то это касается незаконной продукции – контрабанды, на которую накладывают штраф.