Что нужно знать о воде и ее влиянии на организм.
В течение всей своей жизни человек потребляет воду, объем которой можно выразить в массе цифрой в 75 тонн. Согласно данным, опубликованным Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодные сбросы бытовых и промышленных отходов в реки мира достигают 450 миллиардов кубометров, поэтому не удивительно, что вода содержит, по подсчетам экспертов ВОЗ, не менее 13 000 токсичных элементов. Еще Луи Пастер высказал мнение, что 80% болезней попадают в человеческий организм с водой.
Вода – удивительный, бесценный и незаменимый дар природы. Возникает по этому поводу парадоксальный вопрос – «Почему мы не хотим замечать ее ценности и не бережем ее?». Возможно, мы заблуждаемся, подсчитывая ее объемы, что стало причиной такого пренебрежительного отношения. Или сиюминутное желание любыми способами достигнуть благ цивилизации, без учета законов Природы, заставляет забывать, что бумеранг бездумного расточительства водных ресурсов вернется в виде глобальных экологических катастроф?
Факты о воде:
- На сегодняшний день более чем одному миллиарду человек недоступна качественная питьевая вода.
- К наступлению 2025 года около половины населения планеты столкнется с серьезной проблемой острой нехватки воды.
- 97,5% мировых запасов воды составляют соленые воды океанов и морей, а на пресноводные запасы приходится всего лишь 2,5%.
- 75% всей пресной воды Земли сосредоточено в полярных шапках и горных ледниках, 24% составляют подземные грунтовые воды и всего лишь небольшая часть в 0,5% находится в почве. На наземные источники пресной воды в виде рек, озер и водоемов приходится самая малая доля – 0,01%, что наглядно подтверждает утверждение экологов – вода – драгоценное сокровище.
- 1000 литров пресной воды используется для выращивания одного килограмма пшеницы. 15 000 литров воды расходуется для получения одного килограмма говядины. 2 400 литров воды требуется для производства одного гамбургера, если учесть расходы на выращивание КРС и пшеницы. Употребление мяса среднестатистическим жителем Европы и США приводит к расходу пресной воды в 5 000 литров в день.
- Около 80% потребления пресной воды приходится на сельское хозяйство, причем такое расточительство присуще всем странам мира. Совершенство ирригационных систем позволило бы сэкономить расход пресной воды на 30%.
- 500 миллионов жителей Земли проживают в пустынях, где за воду рассчитываются золотом, а употребление загрязненной питьевой воды приводит к ежедневному сокращению населения Земли на 5000 человек.
Этот список тревожных фактов далеко не полный, и это является наглядным показателем нашего противопоставления себя природе. Тешась иллюзией независимости от нее, мы неизбежно вступаем с ней в конфликт, и проблемы экологии воды ярче всего демонстрируют печальные результаты этого противостояния.
Экология питьевой воды
Качество питьевой воды – главная экологическая проблема человечества, которая напрямую влияет на здоровье населения и экологическую чистоту потребляемых продуктов.
Естественные источники пресной воды отличаются богатым разнообразием живых организмов, которые часто являются крайне опасными для здоровья. С понижением качества питьевой воды увеличивается количество разнообразных заболеваний, которые можно подразделить на четыре типа:
- заболевания, возникающие по причине потребления зараженной воды (холера, тиф, полиомиелит, гепатит, гастроэнтерит);
- заболевания слизистых оболочек и кожи, которые возникают при использовании воды в гигиенических целях в процессе умывания и купания (начиная трахомой и заканчивая проказой);
- заболевания, причиной которых становятся моллюски, проживающие в воде (ришта, шистосоматоз);
- болезни, вызываемые обитающими и размножающимися в водной среде насекомыми, являющимися переносчиками инфекций (желтая лихорадка, малярия и т. д.).
Хлорировать ли воду?
Множеством заболеваний объясняется вынужденный выбор метода очистки пресной воды – хлорирование. Можно смириться с присутствием в воде разнообразных бактерий, вызывающих серьезные заболевания, или хлорировать природные воды и допустить образование хлорсодержащих токсичных, мутагенных и канцерогенных веществ. По утверждению Центра по изучению исполнения законов в США, хлор, вступающий в реакцию с частицами угля и жирными кислотами, образует токсичные соединения, составляющие 30% объема обработанной хлором воды.
По утверждениям доктора Н. Уотера, газ хлор во времена второй мировой войны использовался, как орудие убийства и только позже хлор стал использоваться в целях уничтожения бактерий в воде. Между тем, соединения хлора и животных жиров становятся причиной атеросклероза, инфаркта и других сердечных заболеваний, слабоумия и рака. Советом по качеству окружающей среды в США обнародованы результаты исследований, из которых следует, что у потребителей хлорированной воды на 93% выше риск заболеть раком.
Профессор Питсбургского университета, который занимается исследованиями в области химического состава воды, утверждает, что принятие душа или ванны подвергает организм человека воздействию испаряемых химических соединений в сто раз сильнее, чем вода для питья.
Растворенные в воде вещества в состоянии пара легко проникают в человеческий организм. Продолжительное принятие горячего душа является опасным, так как высокие концентрации токсических веществ вдыхаются человеком. Некачественная вода ускоряет процесс старения человеческого организма на 30%. Помимо пагубного влияния на человеческий организм, подобный метод очистки воды вредит экологии и тяжело отражается на состоянии любого живого организма.
Загрязнение воды – проблема экологии
Экология воды , которая страдает от деятельности человека, бумерангом отражается на состоянии всего живого на земле, ведь вода и есть сама жизнь. Все химические элементы и соединения, попадающие в воду, ведут к серьезным заболеваниям. Например, содержание свинца в воде является причиной изменений центральной нервной системы, крови, обмена веществ и вызывает поражение почек. Парализует иммунную и нервную системы алюминий, особенно пагубно отражаясь на детском организме. Повышенная концентрация меди в воде поражает слизистые оболочки печени и почек, никеля – приводит к поражениям кожи, цинка – отражается на почках, мышьяка – приводит к поражениям центральной нервной системы.
Экологический баланс природной воды не содержит такое убийственное количество химических элементов. Все это является результатом загрязнения промышленными стоками источников питьевой воды. Например, исследования девяти городов Сибирского региона наглядно показали, что загрязненная вода влияет на рост заболеваемости человека от 7 до 41%. Отмечается ежегодное возрастание эпидемических вспышек кишечных заболеваний, связанных с водой. Водная экология нарушена , и это подтверждают статистические данные многих Российских регионов, где качество питьевой воды очень низкое.
Экология водного бассейна России
Экология водных ресурсов Дагестана, Бурятии и Калмыкии, Приморского края, в Калининградской, Архангельской, Кемеровской, Томской, Ярославской, Курганской областях в критическом состоянии, что подтверждается данными Госсанэпиднадзора. Бактериологическая лаборатория города Ульяновска обнаружила в Заволжском водозаборе не менее сотни типов различных вирусов, что с большой долей вероятности может привести к экологической катастрофе.
Отмечается резкое ухудшение экологии водных ресурсов в Амурской области, что тесным образом связано с уровнем загрязнения водной среды. Его можно считать катастрофическим, т.к. он в 20 раз превышает норму. Катастрофа экологии водной среды грозит и Ярославлю, и Приволжским городам, где гудронные пруды у волжских берегов подпитывают воду реки.
Экология водного бассейна Астрахани находится в критическом состоянии, и это напрямую связано с огромным потоком грязи, стекающим к низовьям Волги, которая уже утратила способность к естественному самоочищению. Методом очищения воды опять выбрано глубокое хлорирование, от которого давно отказалось все цивилизованное человечество.
Экология пресных вод, среди 184 исследованных крупных городов России, в самом плачевном состоянии в Санкт-Петербурге - городе, занимающем первое место по серьезным заболеваниям обмена веществ и врожденным аномалиям, и второе - по онкологическим заболеваниям. Данные ужасающие и займут не одну страницу убористого текста, но и освещенные факты громко вопрошают – «До каких пор человечество будет самоуничтожаться?»
Самая чистая питьевая вода… Где она?
В России? Парадокс России в том, что в огромной стране, которая входит в десятку стран с самой чистой питьевой водой , каждый второй житель употребляет воду, которая не соответствует гигиеническим нормативам. Экспертами ООН в 2003 году был опубликован отчет исследования качества питьевой воды. Исследования проводились в 122 странах, и лидирующие позиции рейтинга заняла Финляндия.
В этом списке эксперты положительно оценили воду Канады, Новой Зеландии, Великобритании и Японии. России досталось седьмое место.
Странным для многих оказалось последнее место Бельгии, которую обошли даже Индия, Судан и Руанда. Подобное исследование необходимо и России, и самым важным для такой огромной страны является бережное отношение к .
Сохранение экологического баланса воды не должно только ограничиваться празднованием 22 марта Всемирного дня водных ресурсов. Больше нельзя игнорировать безрассудное и губительное вмешательство человека во все сферы природы.
Без решительных и конструктивных мер невозможно будет предсказать будущее человечества. Природа дает нам все блага для существования, и она требует разумного и бережного к себе отношения, к ее богатствам, которые не беспредельны.
Приветствую, уважаемые друзья! Заметка от моей помощницы по развитию группы «Экологическая Безопасность» Ксении Ралдугиной.
Первые шаги начинающего эколога
Вспоминая себя в первые 2 недели работы в должности эколога, прекрасно понимаю панику начинающего специалиста-эколога. Вы пришли в новый коллектив, работать надо, но что делать и как – совершенно непонятно. Когда я в первый свой рабочий день пришла в офис, мне показали стол, заваленный папками, и руководитель мне объявил: «Я не знаю, что тебе делать, но вот все, что осталось от предыдущих экологов – разбирайся». Вот это была паника! Первые недели 2-3 голова просто кипела! И самое трудное, что и спросить-то не у кого было, так как эколог, как правило, один на предприятии! Наверное, у каждого в работе была такая ситуация.
Поэтому я и решилась написать несколько советов начинающим специалистам!
Самое главное – без паники! Чем больше паники, тем меньше пользы! Попробуйте познакомиться с коллегами, узнайте, как устроена работа в офисе, понаблюдайте за людьми, не хватайтесь за все и сразу, все равно не успеете!
Нормативные документы в области экологии! Это то, без чего специалисту экологу вообще никуда! Основанием вашей деятельности в области экологии является законодательство, касающееся вопросов охраны окружающей среды. В связи с этим необходимо иметь доступ и изучить актуальные законы, постановления, СТБ, ТКП, СанПиН и т.п. Проще всего создать для себя нормативную базу, на которую вы сможете опираться и прослеживать изменения.
Интернет! Есть несколько отличных сайтов, на которых можно получить информацию. В том числе и сайт Антона Хабирова, который освещает информацию в доступном виде, просто и понятно.
Сайты с надзорных органов. Для начинающего эколога невероятно полезны. Существует несколько официальных сайтов, их ссылки приведены ниже:
https://76.rpn.gov.ru/ Росприроднадзор
https://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики
https://www.gosnadzor.ru/ Ростехнадзор
и другие.
Также следует учитывать, что согласно специфике любого предприятия существуют основные направления его воздействия на окружающую среду.
Таковыми являются:
Загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв;
использование природных ресурсов;
физические факторы (шум, тепловое излучение и т.п.).
Для того, чтобы определить, какое воздействие на окружающую среду оказывает предприятие, и, соответственно, какими законодательными актами регламентируется его деятельность, необходимо изучить предприятие: его структуру, производственные процессы, имеющуюся документацию по вопросам охраны окружающей среды.
С чего же начать?
Вооружившись схемой территории организации с расположением зданий и сооружений, рекомендую совершить обход территории предприятия. Основные цели данного обхода:
Ознакомление с деятельностью предприятия;
знакомство с ответственными лицами на производстве;
обнаружение имеющихся нарушений (о них, конечно, пока будет судить сложно, но вы попытайтесь).
Желательно пригласить с собой кого-то из производственников, например, главного инженера. Этот человек, как правило, всегда в курсе текущих событий.
На экскурсии обращаем свое внимание на отходы: какие отходы образуются, как складируются, есть ли площадка временного хранения, сколько контейнеров, как установлены и т.д.
Ищем источники выбросов. Под трубами могут оказаться кузнецы, котельные, очистное оборудование – все это стационарные источники выбросов.
Важно найти точку сброса. Может быть, в водный объект, а может просто в колодец, согласованный с водоканалом.
Попутно в разговорах изучаем технологию. Что, собственно, делает ваше предприятие, какова технология, что за оборудование и сырье используется.
После ориентирования на местности необходимо посмотреть документы, которые оставлены в офисе.
Перечень внутренней документации, которая должна быть в той или иной форме приведена ниже:
Инструкции и положения. Утверждены ли они, с кем согласованы.
Приказы, кого и за что назначали ответственным.
Обученные – кого, чему и когда обучали.
Переписка с надзорными органами.
Протоколы анализов (производственный контроль – бывает по воде, почве и воздуху, есть еще различные санитарные контроли).
Договоры на передачу отходов (полигон, ртутные лампы, масла, аккумуляторы и пр. в зависимости от перечня отходов).
Перечень документов, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при проверке управлением регионального государственного экологического надзора
1. Основные документы, характеризующие объект хозяйственной деятельности:
1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
2. Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
4. Устав юридического лица;
5. Учредительный договор юридического лица;
6. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;
7. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
8. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
9. Документы на землепользование;
10. Имеющиеся лицензии;
11. Структуру предприятия: основные и вспомогательные производства;
12. Перечень арендаторов;
13. Раздел ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в проекте на строительство объекта;
14. Заключение государственной экологической экспертизы по проекту на строительство объекта;
15. Акт ввода объекта в эксплуатацию.
2. Документы, свидетельствующие об организации производственного экологического контроля на предприятии:
1. Распорядительный документ об организации экологической службы на объекте хозяйственной и иной деятельности;
2. Распорядительный документ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля;
3. Материалы, характеризующие результаты производственного экологического контроля.
3. Документы по результатам проверок соблюдения требований природоохранного законодательства органами государственного экологического контроля:
1. Акты по результатам предыдущих проверок;
2. Предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства;
3. Протоколы об административных правонарушениях, постановления о наложении штрафа;
4. Приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок;
5. Отчеты о выполнении предписаний.
4. Формы государственной статистической отчетности:
1. № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
2. № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды».
3. № 2-тп (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления».
5. Документы в области охраны атмосферного воздуха:
1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2. Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ);
3. План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов;
4. План мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
5. Ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;(если требуется)
6. Ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;(если имеется)
7. Технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля;
8. Отчет о выполнении плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
9. Первичная учетная документация по охране атмосферного воздуха:
ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,
ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,
ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;
10. Приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях;
11. Должностные инструкции для персонала обслуживающего установки очистки газа;
12. Паспорта на каждую установку очистки газов;
13. Результаты проверок технического состояния установок очистки газов;
14. Акты проверки соответствия фактических параметров работы газоочистного оборудования проектным;
15. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;
16. Приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов;
17. График планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа;
18. Режимные карты на котлоагрегаты;
19. Паспорта на дыхательные клапаны резервуаров с нефтепродуктами;
20. Документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), включающая:
приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;
журнал регистрации приема предупреждений о НМУ;
план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу;
21. Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств, включающая:
журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;
журнал ежедневного расхода горючего;
журнал пройденного километража;
журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями;
график технического обслуживания автотранспортных средств.
6. Документы в области использования и охраны водных объектов:
1. Приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений и о его функциях;
2. Балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измере¬ния забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;
3. Паспорта на очистные сооружения;
4. Планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;
5. Инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений; первичную учетную документацию по использованию воды;
6. Договор на водопользование;
7. Решение о предоставлении водных объектов в пользование;
8. Согласованные лимиты на водопользование;
9. Норматив предельно допустимых сбросов веществ (НДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;
10. Схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты;
11. План мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;
12. Ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ;
13. Ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;
14. Ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля;
15. Ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств;
16. Документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включающая в себя план ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.
7. Документы в области контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр:
1. Лицензия на право пользования недрами;
2. Землеустроительная документация;
3. Геолого-маркшейдерская документация;
4. Документы, подтверждающие осуществление регулярных платежей за пользование недрами;
5. Горный отвод на участок недр, предоставленный в пользование;
6. Технический проект разработки месторождения полезных ископаемых;
7. Регистрация участка недр, как опасного промышленного объекта;
8. Ежегодные утвержденные нормативы потерь ОПИ;
9. Согласованные планы рекультивации участков недр.
8. Документы по обращению с отходами производства и потребления:
1. Приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами;
2. Приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку;
3. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;
4. Платежные документы на вывоз отходов;
5. Свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.);
6. План проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
7. Перечень отходов образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов);
8. Результаты определения класса опасности образовавшихся отходов;
9. Паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
10. Лицензия на деятельности по обращению с опасными отходами;
11. Свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
12. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
13. Лимиты на размещение отходов;
14. Мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления;
15. Ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.
9. Документы лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду:
1. Паспорт лаборатории;
2. Свидетельства о поверке средств измерений органами государственной метрологической службы;
3. Акты отбора проб и журналы их регистрации;
4. Аттестованные методики выполнения измерений;
5. Журналы результатов контроля воздействий на окружающую среду.
10. Документы в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ):
1. Положение об организации ООПТ;
2. Паспорт ООПТ;
3. Охранное обязательство;
4. Инвентаризационная учетная карточка по таксанометрическому описанию дендрологических объектов.
Желаю вам удачи в работе, коллеги! В добрый путь!
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ-Тюлячинский детский сад №1
Тюлячинского муниципального района РТ
Конспект занятия по экологии
(с элементами экспериментирования)
«Что мы знаем о воде»
Старшая группа.
Воспитатель:Исхакова Лилия Фарилевна
Ноябрь 2017
Цель:
Закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
Прививать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие :
Уточнить и расширить знание детей о воде;
Продолжать знакомить со свойствами воды;
Обобщить знания детей о состояниях воды в окружающей среде, о круговороте воды в природе, о её значении в жизни растений, животных и человека.
Развивающие:
Активизировать и обогатить словарь детей;
Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь воспитанников, способность к преобразованию, умение делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде;
Формировать эмоционально –ценностное отношение к окружающему миру, стремление к новым открытиям.
Оборудование:
Глобус, лоток с лабораторной посудой, чайник с горячей водой, кусочки льда.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды;
Чтение художественной литературы (Н. Николаенко «Дождик- душ», Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие капельки»)
Проведение отдельных экспериментов с водой;
Познавательная игра «Где какая вода бывает»;
Просмотр презентации на тему «Круговорот воды в природе», «Почему воду нужно беречь»;
Наблюдение за водой на прогулке.
Словарь:
Глобус, модель, суша, материки, круговорот воды в природе, пресная вода, лаборатория.
Ход образовательной деятельности.
Часть Вводная (информационно- познавательная)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. (здороваемся)
Посмотрите, у наших гостей хорошее настроение, они улыбаются, давайте тоже улыбнёмся нашим гостям, улыбнёмся друг другу и вспомним наш девиз «С голубого ручейка начинается река, а занятие начинатся с улыбки»
Воспитатель:
По дороге я шёл,
Мячик странный я нашёл.
В разноцветных ярких пятнах,
Что за мячик непонятный?
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете что это за мячик?
Дети:
Это глобус, а не мячик.
Воспитатель:
А что такое «глобус»,
Дети:
Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель:
А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, т.е. на глобус.
Дети:
Можно увидеть моря, океаны, реки, горы, страны.
Дети:
Это вода: моря, океаны, озёра. Вода занимает большую часть нашей планеты, а суша, маленькую часть.
Звучит аудиозапись журчания ручейка.
Восп.: Ребята! Послушайте, а что это за звуки?
Дети: Это звуки воды.
Восп.: Действительно. Это журчит ручей.
А кому нужна вода,
Мне ответьте без труда?
Дети:
Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам, рыбам.
Дети:
В морях, океанах вода солёная, жить в такой воде могут только морские обитатели.
Воспитатель:
А какая это пресная вода?
Дети:
Пресная вода – это вода без солей.
Воспитатель:
А где можно брать такую воду?
Дети:
В посёлках, деревнях – из подземных скважин, колодцев.
Воспитатель:
А в городах, где живёт много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая.
Часть. Практическая (опытно- экспериментальная)
Воспитатель:
Чтобы узнать, какая она эта вода, нужно пройти в лабораторию. А вы, ребята, знаете, что такое «лаборатория»?
Дети:
Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель:
Сейчас мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды.
(Дети рассаживаются за столы)
Приступим к нашим исследованиям. Восп.: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с вами будем исследовать воду. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов:
1) аккуратно пользоваться с емкостью для воды;
2) поддерживать порядок на рабочем месте;
3) не шуметь;
4) внимательно следить за результатом опыта.
Восп.: У нас на столах стаканчики с водой.
Опыт № 1 «Какой формы вода»
(На столе лежат: кубик, шарик, конус)
Воспитатель:
Какой формы эти предметы?
А имеет ли форму вода?
Для этого возьмём стаканчики и наполним её водой, перельём эту воду в широкую баночку. Вода принимает форму того сосуда, в который мы её наливаем. Что мы можем сказать о воде? Имеет она форму?
Вывод:
Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, их не видим, только земля влажная.
Опыт № 2 «Какого цвета вода»
Воспитатель:
Возьмём два стакана - один с водой, другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стакан с водой.
- Нам видно картинку?
А теперь поставим картинку за стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод:
Вода- прозрачная жидкость.
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха»
Когда в детском саду пекут булочки, готовят еду аппетитный запах мы слышим здесь. «Ах, как вкусно пахнет!»- говорите вы. А теперь определите, есть ли запах у воды?
Вывод:
Вода не имеет запаха.
Опыт № 4 «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель:
Ребята, вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, сока. Попробуйте воду на вкус. Можно ли сказать, что вода солёная, сладкая, кислая?
Вывод:
Вода не имеет вкуса.
Опыт № 5 «Состояния воды»
Воспитатель:
- А этот опыт узнать поможет: вода, лёд, пар - одно и тоже?
(воспитатель вносит закипевший чайник)
Если сильный- сильный жар из водички будет пар….(пар)
(воспитатель поднимает крышку чайника, обращает внимание детей на капельки, которые образуются на крышке чайника)
Если пар вдруг охладится превратиться пар в….(водицу)
Если холод вдруг придёт из водички будет….(лёд)
(воспитатель вносит кусочки льда, кладёт детям на тарелки. Предлагает рассмотреть)
Если вдруг тепло настанет, жарко будет лёд….(растает)
Лёд растает и тогда будет из него….(вода)
Так происходит в природе: солнце нагревает поверхность водоёма или суши, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается наверх получаются облака и тучи которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождь зимой – снега. Это круговорот воды в природе.
Опыт № 6 “Откуда берется дождь?” На подносе влажные губки в форме облака.Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.) Воспитатель: На что похожа губка?Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.
Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке мало капелек воды.) Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять. Воспитатель: Что происходит? (Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.) Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.
Воспитатель: А что сейчас происходит? (Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.) Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.
Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.
Неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите! Наш лёд в тепле тает. Ребята, а давайте сделаем кораблики и пустим их по воде.
(предлагает сделать ребятам кораблики, они пускают их по воде)
Воспитатель:
Для кого вода важна?
Для кого она нужна?
Вода нужна:
Для питья. Водой умываются. В ней купаются, закаляться. Вода нужна, чтобы приготовить еду, помыть полы, посуду, постирать бельё. Водой поливают цветы, овощи, фрукты. Вода необходима для тушения пожаров. Вода необходима животным, птицам, рыбам, насекомым.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь,
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – вода!
Ребята, если представить, что на земле вдруг не стало воды, что тогда будет?
Дети:
Погибнут люди, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые, потому что мы все не можем жить без воды.
Воспитатель:
Без воды не будет жизни на нашей планете, поэтому мы с вами, как хозяева природы должны беречь и охранять воду. 1.Растения надо поливать водой иначе они засохнут.
2.Животные пьют воду, а некоторые(рыбы)в ней живут.
3.Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, чтобы закаляться и отдыхать возле воды.
4.Людям нужна вода при производстве различных товаров.
Дети:
Мы запомним навсегда:
Символ жизни на земле – вода.
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни!
Воспитатель: Вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной.
Детям предлагается отгадать загадки о различных состояниях воды:
Седой дед у ворот всем глаза заволок.
(Туман)
В огне не горит, в воде не тонет.
(Лед)
На дворе горой, а в избе водой.
(Снег)
Белая морковка зимой растет.
(Сосулька)
С неба пришел, в землю ушел.
(Дождь)
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
(Мороз)
Вывод. Туман, лед, снег, сосулька, дождь, мороз – это вода.
Опыт № 7 Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. А сейчас мы с вами поиграем в игру Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.- В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
Опыт № 8 Есть еще одно свойство воды- в ней можно растворять различные вещества.
Воспитатель вместе с детьми определяет, что на столах у детей находится мука и крахмал, соль и сахар, растительное масло, настои трав (календула, ромашка).
А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода при этом остается прозрачной, но приобретает определенный вкус. Почему? (т.т.частички растворились в воде)
Мука и крахмал тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.
Воспитатель:
Но обратите внимание, после того как стакан с водой немного постоит мука и крахмал оседает на дно, но растворы остаются мутными(т.е не все вещества растворяются в воде).
Масло не растворяется в воде. Оно растекается по ее поверхности тонкой пленкой или плавает в воде в виде тяжелых капелек (т.к. жиры легче воды).
(при работе дети пользуются чайными ложечками)
А теперь расскажем, где используется вода в нашей группе:
поливаем комнатные растения –моем игрушки и кукольную одежду- в туалетной комнате моем руки, лицо и для смыва в унитазе помощник воспитателя моет посуду, полы.
Как мы должны относиться к воде?
Бережно!
Что это значит?
Правила бережного отношения к воде.
При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
Закрывать хорошо кран после потребления.
Не загрязнять водоемы.
Бережно относиться к природе.
Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие?
вода прозрачная
вода текучая, жидкая
вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску
вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор
вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.
вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится, вода испаряется.
Дарья Глинкина
Открытое занятие по экологии «Что мы знаем о воде»
Конспект открытого занятия по экологии во второй младшей группе
«Что мы знаем о воде».
Программные задачи. Познакомить детей со свойствами воды (Цвет, запах, текучесть).
Уточнить назначение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление, и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы.
Игровой. (Появление Незнайки сюрпризные моменты).
Наглядные (ИКТ «Кому нужна вода», схемы, символы).
Практический (Опыты).
Словесный (Рассказ воспитателя).
Предварительная работа (Изготовление панно «Кому нужна вода»)
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
Беседы на тему: «Кто живет в воде», «Где можно встретить воду».
Материал и оборудование.
ИКТ «Кому нужна вода»
Инвентарь для опытов: стаканчики с водой (по количеству детей, стаканчики с сахаром, ложечки, кисточки, цветные карандаши, краски, стаканчики с мятными каплями, ватные палочки.
Символы обозначающие свойства воды.
Эмблемы: Капитошка.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку, он был такой грустный, что мне захотелось пригласить его в группу. Незнайка, что с тобой, почему ты такой грустный?
Незнайка. Я учась в первом классе. Нам задали домашнее задание рассказать все, что я знаю о воде, но я, оказывается, совсем ничего о ней не знаю.
Воспитатель. Успокойся Незнайка, мы попробуем помочь тебе. Ребята поможем Незнайке? (Ответы детей). Правда наши ребята еще не много знают о воде, но вместе, я уверена что мы всё выясним. Незнайка, присаживайся на стул. Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере, и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это? (Вода).
Правильно ребята, это вода. Мы с водой хорошо знакомы: не раз ходили под дождем, шлепая по лужам, пускали кораблики в ручейке, летом купались в речке или в море.
А что вы знаете о воде, какая она?
Зачем вода нужна растениям?
А как они её получают?
Почему животные не могут жить без воды?
Ребята, а людям нужна вода? А зачем?
Звучит музыка. Воспитатель читает детям стихотворение о воде, сопровождая рассказ показом презентации.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
Родником в горах ползет,
Светлой речкою течет,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться, смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель. Ребята, что это такое? (Воспитатель показывает Глобус).
Глобус- это модель нашей земли, уменьшенная во много раз. Давайте посмотрим на него внимательно. Обратите внимание, какого цвета больше на глобусе? (Голубого, синего). А как вы думаете, что обозначено голубым цветом? (вода).
Совершенно верно. Голубым цветом обозначена вода- реки, озера, океаны. На нашей земле очень много воды, но она не вся пригодна для нас. Растениям, животным, людям, нужна вода пресная. А в морях, океанах, как вы знаете, вода солёная. Жить в такой воде могут только морские обитатели. А людям пить такую воду, не возможно. В городах, где живет много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, где в специальных лабораториях, ученые следят за тем, что вода чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют).
Давайте мы превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды. Я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория (лаборотория- это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты). Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за один стол).
Приступим к нашим исследованиям.
Ребята вода-это жидкость. Она течет. Её можно налить во что- нибудь: в стакан, в тарелку, в кастрюлю и т. д. Её можно перелить из одного сосуда, в другой.
Опыт 1. Вода- это жидкость. Вода не имеет форму.
Материал. Кувшин с цветной водой, наполнен на 1\2 стакан, графин, воронка.
Ход опыта. Посмотрите на мом столе кувшин с водой, а стакан и графин пустые. Я возьму и перелью воду из кувшина в графин, а из графина обратно в стакан. В какую бы посуду я не налила воду, например в кастрюлю, в тарелку, чайник, вода будет такой же формы, что и посуда, в которую я её налила.
Вывод. Вода не имеет формы, но может принимать форму того сосуда, в который она попадает.
Ребята, как вы считаете, вода какого цвета? Сейчас мы это проверим.
Опыт №2. Вода бесцветная.
Материалы. Стакан с водой, цветные карандаши.
Воспитатель. Возьмите пожалуйста с подноса стаканчик, на котором наклеен жёлтый круг и поставьте его перед собой. Возьмите цветной карандаш и опустите его в стакан с водой. Карандаш спрятался, или мы его видим? (Ответы детей). Значит вода какая? Вода бесцветная, прозрачная.
Вывод. Ребята, вода бесцветная, прозрачная жидкость. (выставляю символ). Ребята, а вы знаете что вода может изменять цвет? Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка хочешь? (ответы).
Опыт №3.
Материалы: Стаканы с водой, кисточка, краска.
Ход опыта. Ребята, посмотрите какая у нас в стакане вода не красивая, не яркая. Давайте мы с вами подарим воде красивое платьице. Для этого нужно взять кисточку, взять немного краски и размешать водичку краской. Что у вас получилось? Поменяла ли вода цвет? (ответы детей). Да вода изменила цвет, она окрасилась.
Вывод. Вода может изменить цвет, если в неё добавить какой-нибудь краситель (выставляю символ). Вот какие красивые платьица мы подарили воде.
Ребята, а сейчас аккуратно возьмите стаканчики, и поставьте их на то место, где они стояли. А сейчас, сделаем в ннашей работе небольшой перерыв, и немного отдохнём.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись (Наклоны вперед, руки на поясе)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно
Вместе раз-это брасс (Круги двумя руками вперед).
Одной-другой это кроль (Круги руками вперед, поочередно)
Все, как один плывем как дельфин (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (ходьба на месте)
И отправились домой. Молодцы, занимайте свои места.
Опыт №4. Вода безвкусная.
Ход опыта. А теперь, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Возьмите стаканчик, на котором наклеен красный квадрат, и поставьте его перед собой. Возьмите ложечку, наберите немного воды и попробуйте её. Какой у неё вкус? (Ответы детей).
А теперь, из стаканчика с красной крышечкой, возьмите немного сахара, положите его в стаканчик и перемешайте. Попробуйте воду. Какая она теперь? (Сладкая, вкусная). Ребята, а если добавить в воду соль, какая она будет на вкус? (Ответы детей).
Ребята, а сейчас аккуратно возьмите стаканчики, и поставьте их на то место, где они стояли.
Опыт №4. «Вода не имеет запаха».
А теперь, возьмите с подноса стаканчик, на котором наклеен зеленый треугольник, поставьте его перед собой. Я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли она чем-нибудь?
Вывод. У воды нет запаха. Мы с вами узнали, что вода может изменять цвет, вкус. А может ли вода изменять запах? Как вы думаете? (ответы детей). Давайте проверим.
На ваших подносах стоит стаканчик, в котором находится ватная палочка, возьмите эту палочку, и размешайте ею водичку в своём стаканчике. Теперь снова понюхайте воду, появился запах. (Ответы детей).
Вывод. Вода не имеет запаха, но если в неё добавить какое-нибудь вещество, у неё появится запах.
Воспитатель. Ребята, а сейчас аккуратно возьмите стаканчики, и поставьте их туда, где они стояли. Молодцы ребята. Наше исследование закончено. Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь новое о воде?.
Незнайка. Да! Только это так трудно запомнить. Ребята, я вас очень прошу, повторите мне все о воде, какая она. Ребята, давайте напомним Незнайке, что мы сегодня узнали о воде. Слушай и запоминай. (С опорой на символы).
Вода-это жидкость её можно перелить, вылить.
Вода-бесцветная.
Вода-безвкусная.
Вода не имеет запаха.
Незнайка. Ну это то точно я запомнил, но у меня к вам один вопрос, я не знаю, кому нужна вода?
Воспитатель. Ребята, давайте расскажем Незнайке, кому нужна вода?
Работа с ИКТ «Кому нужна вода».
Незнайка. Ну спасибо, теперь я всё знаю о воде. Я приготовил для вас подарки. Вы сегодня были юными учёными, и я хочу наградить вас медалями. На них мой друг Капитошка. Капитошка- это капелька дождя, она несет в себе живительную силу воды. Воспитатель и Незнайка награждают детей медалями.
Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» — как учение.
С развитием технического прогресса состояние окружающей среды стало ухудшаться, что привлекло внимание мирового сообщества. Люди заметили, что воздух стал загрязненным, исчезают виды животных и растений, ухудшается вода в реках. Этим и многим другим явлениям дали название – .
Глобальные экологические проблемы
Большинство экологических проблем из локальных переросли в глобальные. Изменение небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты. К примеру, изменение океанического течения Гольфстрим приведет к крупным климатическим изменениям, похолоданию климата в Европе и Северной Америке.
На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Приведем лишь наиболее актуальные из них, которые угрожают жизни на планете:
- — изменение климата;
- — истощение запасов пресной воды;
- — сокращение популяций и исчезновение видов и ;
- — истощение полезных ископаемых;
Это далеко не весь перечень глобальных проблем. Скажем так, экологические проблемы, которые можно приравнять к катастрофе, — это загрязнение биосферы и . Ежегодно температура воздуха повышается на +2 градуса по Цельсию. Причиной этого являются парниковые газы. В Париже проводилась всемирная конференция, посвященная проблемам экологии, на которой многие страны мира обязались сократить количество выбросов газов. В результате высокой концентрации газов происходит таяние льдов на полюсах, повышается уровень воды, что в дальнейшем грозит затоплению островов и берегов континентов. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, требуется выработать совместные действия и проводить мероприятия, которые будут способствовать замедлению и прекращению процесса глобального потепления.
Предмет изучения экологии
На данный момент существует несколько разделов экологии:
- — общая экология;
- — биоэкология;
У каждого раздела экологии существует свой предмет изучения. Наиболее популярной является общая экология. Она изучает окружающий мир, который состоит из экосистем, их отдельные компоненты – и рельеф, почва, животный и растительный мир.
Значение экологии для каждого человека
Забота об экологии на сегодняшний день стала модным занятием, прситавку «эко» используют везде. Но многие из нас даже не осознают глубины всех проблем. Конечно, это хорошо, что огромное человечество людей стало неравнодушным к жизни нашей планеты. Однако стоит осознать, что состояние окружающей среды зависит от каждого человека.
Любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, что поможет улучшить экологию. К примеру, можно сдавать макулатуру и уменьшить использование воды, экономить электроэнергию и выбрасывать мусор в урну, выращивать растения и использовать предметы многоразового использования. Чем больше людей будет выполнять эти правила, тем будет больше шансов сохранить нашу планету.