Центры международной миграции рабочей силы. Мировые центры миграции Центры современной трудовой иммиграции
Международная трудовая миграция приобретает все большие масштабы и становится типичной для социально-экономической жизни современного мира. По данным Международной организации труда ежегодно эмигрирует в среднем 2-3 млн человек, только в 2010 г.. 930 млн человек проживало вне страны их рождения .
Уровень миграции населения является показателем, отражающим вклад миграционных процессов в общий процесс изменения уровня населения и демографической ситуации в стране в целом. Высокий уровень миграции как со знаком «+», так и со знаком "-" может вызвать ряд проблем: рост безработицы и потенциальное усиление социальной напряженности на этнической почве (если превышает количество тех, кто въезжает в страну) или сокращение рабочей силы, в т. ч. в ключевых для страны секторах экономической деятельности (если превышает количество тех, кто выезжает из страны). В целом в современном мире на 76 стран, в которых преобладает иммиграция, приходится 89 стран с преобладанием граждан, ее оставляют. При этом в 59 странах мира количество въезжающих примерно равно количеству выезжающих или нет ни тех, ни других, то есть уровень миграции имеет нулевую оценку .
По данным Международной организации труда в 2010г. Количество международных мигрантов достигала 291 млн человек. Шесть из каждых десяти мигрантов проживают сегодня в развитых странах, и только семь из каждых 100 международных мигрантов являются беженцами. Почти половина всех международных мигрантов - женщины, причем в развитых странах их число превышает число мужчин-мигрантов. Подавляющее большинство (около 3/4) всех мигрантов сосредоточены в 28 странах мира, при этом один из каждых пяти международных мигрантов проживает в США .
К основным направлениям международной трудовой миграции на современном этапе относятся следующие:
1. С развивающихся стран, в развитые страны. В индустриально развитых странах более высокий уровень жизни, чем в развивающихся странах, что является одной из основных причин международной трудовой миграции. Это касается как потоков квалифицированных специалистов, так и рабочей силы непрестижных специальностей, с точки зрения местного населения развитых стран, но без которых невозможно нормальное производственный процесс.
2. Между развитыми странами. Международная трудовая миграция, существует в пределах индустриально развитых стран, обусловлена преимущественно неэкономическими причинами. Это происходит, например, благодаря возможности обеспечить профессиональный рост, сделать карьеру, занять место в престижной фирме другой страны. Особо следует отметить международную трудовую миграцию в странах Евросоюза после создания единого рыночного пространства.
3. Из развитых стран в развивающиеся. Как правило, едут квалифицированные специалисты по приглашению правительства или отдельных фирм.
4. Между развивающимися. Здесь основной причиной международной трудовой миграции становится повышение уровня жизни: миграция осуществляется в основном между Новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) и странами-экспортерами нефти (ОАЭ, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт) , с одной стороны, и другими развивающимися странами - с другой.
5. В пределах бывших социалистических стран, а также в СНГ. С распадом СССР и образованием Российской Федерации главным центром иммиграции стала Россия. В целом, по официальным данным, в России работает 283,7 тыс. Иностранцев, наибольшее количество которых занята в строительстве - 39,3%, промышленности - 12,5%, торговли - 12,2%, сельском и лесном хозяйствах - 11 4%. В коммерческой деятельности и на транспорте занято, соответственно, 8,6% и 5,0% иностранной рабочей силы .
В начале XXI в. более половины мировых миграционных потоков приходилось на развивающиеся страны. В то же время, около 9/10 выплат трудовых доходов иностранным работникам-нерезидентам приходилось на развитые страны, а на развивающиеся - лишь 1/10. Основная часть выплат приходится на США, Германию, Италию, Швейцарию, Бельгию .
С изменением экономических условий могут меняться и направления международной трудовой миграции. Сегодня центрами притяжения иммигрантов является следующие.
1. Высокоразвитые страны, а высоким уровнем жизни США, Канада, Австралия, государства Западной Европы.
На рубеже ХХ-ХХI вв. ежегодно в США легально иммигрировали 700-800 тыс. человек. Причем поток высококвалифицированной рабочей силы наблюдался со всего мира, но 40-50% иммигрантов были из Индии, 10% - из Китая, а низкой квалификации - в основном из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. По оценкам экспертов, при сохранении нынешних показателей рождаемости и характера миграционных потоков, к 2050 г.. Численность населения США вырастет до 402 млн человек (половина прироста приходится на мигрантов), а доля белого населения сократится с 72 до 52,8% .
В странах Западной Европы проживает около 20 млн мигрантов, из них в Германии - 7 млн, Франции - 3 млн, Швейцарии - 1 млн. Основные иммиграционные потоки в Западной Европе направляются в Германию, Францию, страны Бенилюкса, Швейцарию, Австрию, Скандинавские страны. Основными странами-донорами для Германии является Турция, государства бывшей Югославии и Восточной Европы, для Франции - страны Магриба и Южной Европы, для Великобритании - страны Британского Содружества наций. Ежегодно ЕС принимает от 1 до 2 млн иммигрантов, включая нелегальную миграцию. Страны Евросоюза отличаются неблагоприятной демографической ситуацией в связи с низкой рождаемостью и старением населения. Поэтому, если они не хотят допустить снижения уровня социальной защиты и пенсионного обеспечения своего населения или резкого увеличения налогов с потерей конкурентоспособности национальных экономик, по расчетам экспертов Международной организации труда, они будут вынуждены принять в 159 млн иммигрантов из-за рубежа в течение ближайших 25 лет [ 7] .
Характерной чертой миграции в европейских странах есть преимущество мигрантов, имеющих разрешение на постоянное проживание. Средняя продолжительность пребывания иностранцев составляет 10 лет. Прием иммигрантов требует больших затрат, так как их надо обеспечить жильем, обучить языку. Европейцы опасаются появления безработицы и не хотят демоирафичного наступления Азии и Африки, однако число иммигрантов продолжает увеличиваться. Не случайно эксперты отмечают, что средний европеец через 50 лет будет смуглошкирим и раскосых .
2. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока: ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Кувейт, Оман. "Коренное" населения этих государств стало господствующими меньшинствами в социальной структуре общества. В начале XXI в. общее число мигрантов в этих странах составил около 6 млн человек: в Саудовской Аравии на трудовых мигрантов приходилось около 60% экономически активного населения страны: в Кувейте - 86% населения страны составляли иностранцы: в Омане вдвое больше иностранных рабочих, чем в Австралии. Роль иностранных рабочих и специалистов в экономике ближневосточных стран настолько велика, что без их участия основные сферы жизнедеятельности вряд ли могли существовать. Странами-донорами мигрантов в этот регион менее развитые страны: Египет, Сирия, Иордания, Бангладеш, Индия, Пакистан, Филиппины .
3. Страны Латинской Америки. Здесь насчитывается более 8 млн иммигрантов. Миграционные потоки направляются в более развитые страны региона - Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Чили. Сюда направляются мигранты из других стран Латинской Америки, Азии и Африки .
4. Центральная, Южная и Северная Африка: ЦАР, Зимбабве, Камерун, Гана, Кения, Кот-д"Ивуар, Нигерия, Либерия, ЮАР, страны Магриба. Здесь проживает более 6 млн мигрантов: в Кот-д"Ивуаре, Нигерии, ЮАР концентрируется более 1/2 иммигрантов, прибывающих к африканскому континенту, но в связи с введением во многих африканских странах въездных виз и разрешений на трудоустройство перемещения через государственные границы сократилось. Кроме миграций, вызванных экономическими причинами, в Африке происходили миграции политического характера, в результате которых миллионы беженцев проживают за пределами страны .
5. Восточная и Юго-Восточная Азия - Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, которые создали значительный экономический потенциал, начали привлекать трудовых мигрантов еще с 1990-х pp. Доля иностранцев в общей численности населения основных принимающих стран в те годы составляла до 15% (средний показатель для стран Западной Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии - 8,8%), а в экономически активном населении - до 20%. А за последнее десятилетие вырос поток трудовых мигрантов в Японию. Центром притяжения мигрантов также стали Бруней, Малайзия. Особенность этого региона в том, что изначально миграция рабочей силы здесь имеет временный характер. Сегодня общее число иностранных работников превышает 4 млн человек. Основные экспортеры - Вьетнам, Лаос, Таиланд, Филиппины, Индия .
6. Израиль. Эта страна является специфическим центром притяжения иностранных рабочих мигрантов на этнической основе с США, европейских и ближневосточных стран.
В основных центрах иммиграции наряду с легальным рынком труда, где трудоустраиваются мигранты, приехавшие из-за закона, сложился еще нелегальный («черный») рынок труда. По разным оценкам, число нелегальных иммигрантов в США колеблются от 2 до 13 млн человек, в ЕС - 6-7 млн человек .
Низкоквалифицированные легальные и нелегальные мигранты в странах-реципиентах в основном концентрируются в отдельных отраслях и секторах промышленности и сферы услуг с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой. Это сезонная сельскохозяйственная работа, потоковое производство машинотехнической продукции с использованием монотонной физической работы на конвейере, горнодобывающая промышленность, предоставления коммунальных услуг, работа в качестве слуг, уход за больными и тому подобное. Со стороны местных наемных рабочих спрос на эти рабочие места минимален.
Привлечение стран-доноров трудовых мигрантов в глобальную экономическую систему путем интенсификации торговли и межкраевой перетоков капитала способствует повышению уровня экономического развития и сокращает стимулы к миграции. Это было характерно для стран Южной Европы (Испания, Португалия, Греция, Италия) и Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, с 1980-х pp. наблюдается активное снижение эмиграции из Южной Кореи (в 1982 гг. - 400 тыс. эмигрантов, в 1990г. - не более 100 тыс. человек), Сингапура, Тайваня, Малайзии и Таиланда. Кроме того, начался процесс возвращения граждан, которые ранее выехали из этих стран, на родину. Чтобы восполнить нехватку кадров, Малайзия и Таиланд стали поощрять иммиграцию. Сейчас в Малайзии проживает более 1 млн иностранцев (в основном индонезийцев), что составляет около 6% населения и 14% рабочей силы в стране, в Сингапуре - более 300 тыс. Иностранцев, или 10% от численности населения .
- International Labor Organization International Migration Programme lElectronic Resource ]. - Way of access: ilo.ore / migrant / lang-en / index.htm
В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.
Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды. Общее число иностранных рабочих (с членами семей) колеблется в диапазоне 13-20 млн. чел. Например, на 2002 г. официальное количество мигрантов составляло 18,4 млн. чел., а с учетом нелегальных мигрантов – 25-29 млн. чел. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы превышает 600 тыс. чел., а вместе с членами семей - не менее 1,5 млн. чел.
По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании - 1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью. В Германии иностранные рабочие составляют 9% от числа занятых, во Франции – 7%, в Швейцарии – 30%. Для Европы характерно, что некоторые страны выступают одновременно и донорами, и реципиентами. Так, Италия, Испания, Греция, Польша не только являются донорами, но и сами активно принимают рабочую силу. Для миграции в страны Европы характерно длительное проживание в них мигрантов. Средняя продолжительность жизни мигранта в странах Европы оценивается в 10 лет.
Официальные цифры не способны показать реальное число иностранных рабочих. Так, в 2001 г. в Великобритании насчитывалось 2,1 млн. иностранцев, тогда как по данным переписи населения только к выходцам из Азии, Африки и стран Карибского бассейна относилось 3,5 млн. чел.
Страны Европы сегодня – гигантский плавильный котел для мигрантов из самых разных стран мира. Во Франции 36% мигрантов из стран Магриба (Алжир, Марокко и Тунис), и еще 18% - из африканских стран южнее Сахары, бывших французский колоний. В Германии мигранты в основном выходцы из Турции и бывшей Югославии. В Испании 20% мигрантов из стран Латинской Америки, бывших испанских колоний, которым для въезда в Испанию не требуется виза. В Великобритании 25% мигрантов из Индии, Пакистана и Бангладеш – бывших колоний, и еще 13% - из бывших африканских колоний (ЮАР, Нигерия, Гана). Британский город Лестер, например, стал первым городом Европы, где белое население составляет меньшинство – 47%.
Одной из проблем европейской миграции является то, что она, в отличие от 50-60-х гг., сегодня в большей мере заинтересована в иммиграции высоквалифицированных специалистов – программистов, ученых, инженеров, финансистов, врачей и т.п., из-за недостатка которых в структуре европейских трудовых ресурсов Старый Свет проигрывает США и Японии по многим направлениям научно-технического прогресса и некоторых ключевых отраслей современной экономики. Поэтому начиная со второй половины 90-х гг. европейские страны существенно увеличили миграционные квоты по таким специальностям.
Другой проблемой является слабая интеграция мигрантов в европейское общество, что порождает конфликты на расовой и религиозной почве.
Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих странБлижнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).
Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40% .
Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.
Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х гг. повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х гг. безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Однако рост цен на нефть в начале XXI в. изменил ситуацию, и ныне район Ближнего Востока вновь осто нуждается в импорте рабочей силы.
Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.
Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. В 70-е гг. число легальных иммигрантов в США достигало 4,5 млн. человек, или 20% прироста населения за эти годы. В 80-е гг. в страну въехало уже 6 млн. только легальных мигрантов, или 39% прироста населения. По оценкам специалистов в 90-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 5-5,5 миллионов легальных иностранных рабочих, главным образом, из Мексики и других латиноамериканских стран. 9 из 10 иммигрантов прибывают в США из развивающихся стран. Кроме того, в США существует поток миграции высококвалифицированной рабочей силы практически из всех стран мира.
Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция. Иностранная рабочая сила составляет в США 5% от числа занятых, а с учетом нелегальной миграции примерно в 4-5 млн. чел. ежегодно – то и больше. Ежегодный въезд в США (с учетом нелегальной миграции) превышает 900 тыс. чел.
Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.
Еще один центр международной миграции - страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. Общий объем миграционных потоков в регионе оценивается в 2-2,5 млн. чел. ежегодно.
Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.
Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. Так, в Латинской Америке центрами притяжения выступают Бразилия, Мексика, Аргентина (число, иностранных рабочих – от 5 до 8 млн. чел.), где имеется большое число предприятий из промышленно-развитых стран, машиностроение, в частности. Велика здесь также доля сезонных миграций (на уборку сахарного тростника). В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.
Новым центром международной миграции становится Южная Африка , где центром притяжения выступают ЮАР и Намибия, принимающие рабочую силу практически из всех стран континента.
Практически все страны, в которые въезжает более 25 тыс. человек в год, являются странами с уровнем ВВП на душу более 6900 долл., а странами –донорами выступают преимущественно развивающиеся страны и некоторые из стран с переходной экономикой.
1. Северная Америка (США Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел приходится на трудовую миграцию.
2. Россия.
3. Страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них в западной Европе крупными принимающими государствами являются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия.
4. Австралия, правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса.
5. Страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты).
6. Новые индустриальные страны.
В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
1) работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
2) профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;
3) нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
4) беженцы – лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;
5) переселенцы – это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована прежде всего на выезд в промышленно развитые страны.
В международной экономической статистике основные показатели международной миграции трудовых ресурсов характеризуются числом «прибытия-выбытия», которое складывается из индивидуальных и коллективных актов. Единицей наблюдения бывает как отдельный человек, так и семья.
В национальных статистических отчетах приводятся следующие данные:
· количество людей трудоспособного возраста, прибывших на постоянное место жительство в страну за определенный промежуток времени, обычно – один год;
· количество людей трудоспособного возраста, выехавших из страны на постоянное место жительство в другие страны;
· количество иностранной рабочей силы и студентов, временно проживающих на территории страны;
· отношение числа всех мигрантов к общей численности и активному населению страны.
Относительное изменение численности населения данной страны в результате международного перемещения людей может быть определено как отношение числа всех мигрантов к средней численности населения, умноженного на 1000 (помиля). Этот показатель называется общим коэффициентом международной миграции:
К = М/P х С,
где: М – число всех мигрантов; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.
Для страновых сравнений применяются следующие коэффициенты, которые позволяют привести потоки движения трудовых ресурсов к единым числовым значениям.
1. Коэффициент интенсивности выбытия из страны лиц трудоспособного возраста, обладающих определенным уровнем образования и культуры, позволяющим участвовать в производственных процессах (Ктр), который определяется как частное от деления всех трудоспособных, выбывших из страны к средней численности населения страны за год:
Ктр = Мi/P х С,
где: Мi – число трудоспособных, выбывших из страны за год; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.
Трудовая миграция во многом определяет не только уровень жизни многих иммигрантов и их семей, но и экономическое развитие некоторых регионов в целом. Но тенденции в этом отношении изменчивы: образуются новые центры трудовой иммиграции, изменяются направления миграционного трафика, перераспределяются приоритеты в заинтересованности экономик стран мира в специалистах определённых категорий. Из всего этого складывается рынок труда в современном гипердинамичном мире.
Что означает международная трудовая миграция
Это понятие подразумевает определённые формы экономических отношений, при которых некоторый процент трудоспособного населения одного государства перемещается и переселяется в иные государства в поисках работы и более комфортной жизни.
В современном мире наблюдается большая разница в развитии экономики отдельно взятых государств, межгосударственных объединений и даже регионов нашей планеты. Наиболее активная и динамичная часть трудоспособного населения из более бедной страны перемещается в более благополучную в экономическом отношении страну, где выше уровень жизни населения, существуют хорошие перспективы профессиональной самореализации.
Эмиграцией называют процесс выезда трудовых мигрантов из одного государства для работы в других странах мира. Трудовая же иммиграция является обратным процессом, при котором происходит перемещение зарубежных трудовых ресурсов в данное государство. Вышесказанное легче пояснить на примере. Россиянин, выезжающий на работу в Германию, станет для соотечественников трудовым эмигрантом. Для немцев он уже будет трудовым иммигрантом. А французы будут рассматривать его просто в роли трудового мигранта (миграция означает перемещение), поскольку их процесс его переезда из России в Германию никоим образом не касается, они наблюдают за ним со стороны.
Каковы основные причины
В современных условиях трудовая миграция вызвана как причинами экономическими, так и теми, которые от экономики весьма далеки.
У трудовой миграции много причин
- отсутствие подходящей работы родине мигранта или массовая безработица, которая стимулирует усиление трудового миграционного трафика за рубеж;
- разный уровень развития экономики и, соответственно, большая разница в ВВП на душу населения приводит к тому, что трудовой мигрант переезжает из бедной страны в более богатую, где уровень валового внутреннего продукта на каждого жителя намного выше;
- разная степень обеспеченности стран мира ресурсами рабочей силы;
- деятельность ТНК по развитию производств в депрессивных регионах мира;
- тенденция к унификации обучения и подготовки специалистов в современных условиях.
Неэкономические же причины заключаются:
- в вынужденной миграции, когда люди выезжают из страны по причине преследований за свои политические убеждения или деятельность, под влиянием расовой дискриминации или гонений за принадлежность к определённой социальной группе населения. Впоследствии многие из них получают статус беженца и становятся легальной рабочей силой в других странах. Те, кому не удалось стать официальными беженцами, тоже вынуждены добывать себе хлеб насущный, но при этом чаще всего попадают в категорию нелегальной рабочей силы;
- на родине трудового мигранта ведутся боевые действия. Например, непрекращающиеся уже на протяжении десятилетий вооружённые конфликты в странах Ближнего Востока, в Судане или Ливии, привели к массовому оттоку трудовых ресурсов из этих государств в экономически благополучные страны;
- в массовом выезде активного трудоспособного населения из регионов мира, которые подверглись удару стихии, или где произошла экологическая катастрофа, привёдшая к критическому загрязнению воздуха, воды, почвы.
В 2004-м году прибрежные регионы Индокитая подверглись удару разрушительного землетрясения и последовавшего за ним смертельного цунами. Погибли сотни тысяч людей, были разрушены целые города и инфраструктура регионов. Значительная часть их жителей, которым повезло, была вынуждена выехать в поисках хлеба насущного в другие регионы мира. Это вызвало своеобразный кризис трудовых мигрантов в Таиланде, Гонконге, Сингапуре, Макао. Именно в эти страны и города-государства ринулись пострадавшие от стихийного бедствия люди, многие из которых стали в них трудовыми мигрантами.
Войны, ведущиеся на протяжении многих лет в странах Ближнего Востока, привели к массовому оттоку трудовых ресурсов из этих государств в экономически благополучные страны
Разновидности трудовой миграции
Трудовую миграцию подразделяют на:
- внутреннюю;
- внешнюю.
Скажем несколько слов о внутренней миграции трудовых ресурсов. Например, люди покидают провинцию, где работа есть только в сельском хозяйстве, мало промышленных производств и, соответственно, нет возможности достаточного уровня заработка. Они переезжают в более или менее крупные города, где становятся внутренними трудовыми мигрантами. В качестве первого примера можно перевести забытую многими урбанизацию в Советском Союзе, которая происходила в 60-х и 70-х годах прошлого столетия. Именно в этот период население многих городов удвоилось и даже утроилось за счёт приехавших из сельской местности трудовых мигрантов.
В качестве второго примера можно привести трудовую миграцию в Китае, где наблюдается неравномерное экономическое развитие разных регионов страны. Китайские мегаполисы, преимущественно расположенные в восточной части КНР ближе к морю, притягивают к себе работников, проживающих в центре и на западе страны. Именно массовое перемещение рабочей силы внутри КНР предоставляет серьёзные трудовые ресурсы для развития промышленности.
Международная трудовая миграция означает пересечение границ другой страны в поисках работы. Примером может служить массовое трудоустройство граждан Украины в соседней Польше, где уже (только по приблизительным подсчётам) работают около свыше 3 млн украинцев.
Переехавшие на работу в другие страны рано или поздно либо становятся частью общества принявшего их государства, либо возвращаются в ту страну, из которой они уехали. В первом случае они перевозят к себе свои семьи или создают их в принявшем их государстве, где есть работа и жизнь относительно комфортна, есть перспектива профессиональной самореализации, а уровень дохода позволяет с уверенностью смотреть в день завтрашний.
Учёные считают, что первым примером описываемого процесса в современной мировой истории стало целенаправленное перемещение рабов из африканского континента на американский, вызвавшее на протяжении XVІІ-XІX вв. значительное сокращение африканского населения. Когда в Соединённых Штатах Америки запретили рабство, то это вызвало вторую крупную волну трудовой миграции, при которой трудовые ресурсы из Европы переезжали в Новый Свет. В начале прошлого столетия наблюдалось преобладание миграции рабочих, занятых на промышленном производстве. Во второй же половине XX века наибольшую активность стали проявлять разорившиеся крестьяне. Во время Второй мировой войны и после неё на мировом рынке труда образовался вакуум представителей технической интеллигенции. С наступлением 90-х крайне востребованными стали специалисты в сфере компьютерных технологий. Собственно говоря, эта тенденция актуальна и сегодня.
Также существует более детальная классификация трудовой миграции. Она учитывает сроки, на которые мигранты переезжают в другие страны (временно или постоянно), характер перемещения («челночный» или регулярный), а также степень законности и квалификационный уровень мигрантов - утечка «мозгов» или низкоквалифицированных трудовых ресурсов.
Видео: трудовая миграция из Украины в Польшу
Как трудовая миграция регулируется на государственном уровне
Над изучением трудовой миграции трудится множество научно-исследовательских заведений, экспертов, экономистов, социологов и даже психологов. И в этом нет ничего удивительного, ведь, как уже было сказано, в современном мире трудовая иммиграция во многом определяет уровень экономического развития как отдельных стран, так и регионов мира. Поэтому такие процессы глобального характера необходимо заранее спрогнозировать и понимать, к чему может привести отток трудовых мигрантов из одной страны и их массовый приток в другую страну (если речь идёт о международной трудовой миграции) или перемещение между регионами отдельного государства. В объективной информации и прогнозах на ближайшее и отдалённое будущее заинтересованы правительства, руководство транснациональных корпораций, разработчики проектов регионального развития и так далее. Заинтересованных очень много. Ведь даже для руководства компании средней величины осведомлённость о ситуации на рынке труда означает не только планирование расширения производства, предполагающее открытие новых рабочих мест, но при этом владение объективной информацией сможет правильно определить и его сроки, объёмы, а также уровень заработной платы, которую следует платить наёмным работникам в регионе, где будет размещаться это производство. Поэтому, как мы видим, исследование ситуации, связанной с международной или внутренней миграцией трудовой силы, имеет первостепенное значение для государственных и коммерческих структур.
На государство возлагаются обязанности регулирования трудовой миграции. В каждой стране должна быть выработана национальная иммиграционная политика, подразумевающая комплекс мероприятий, направленных на государственное и межгосударственное регулирование трудового миграционного трафика.
Иммиграционную политику в отношении зарубежных трудовых ресурсов может определять не только государство в отдельности, но и целое государственное формирование. Примером может стать Евросоюз, в котором действует практически унифицированное для всех его членов иммиграционное и трудовое законодательство. В частности, оно предусматривает, что работодатель из любой европейской страны должен рассматривать в приоритетном порядке на занятия вакансий кандидатов из числа только своих сограждан или жителей других стран Европейского Союза. Если по каким-либо причинам на протяжении оговорённого в законодательстве срока не удаётся заполнить вакансию представителем данной категории, то только в этом случае разрешается принимать на работу зарубежных трудовых мигрантов из третьих стран.
Иммиграционную политику в отношении зарубежных трудовых ресурсов может определять не только государство в отдельности, но и целое государственное формирование, например, Евросоюз
Государственное регулирование миграционного трафика основывается на основе национальных законов определённого государства и двусторонних/многосторонних межгосударственных договорах . Для реализации на практике этой политики большинство государств использует методы ограничительного характера:
- ограничения по профессиональному уровню, специальности, образованию;
- ограничение по возрасту и состоянию здоровья;
- социально-экономические ограничения. Примером может стать требование для иностранного трудового мигранта располагать достаточными средствами для первоначального проживания в принимающей его стране.
В то же время на государственном уровне разрабатывается и комплекс мер, которые призваны стимулировать определённые категории мигрантов для переезда. Например, во многих странах мира существуют специальные иммиграционные программы, направленные на привлечение в экономику представителей остродефицитных специальностей, для которых создаются льготные условия иммиграции и дальнейшей натурализации в принимающем государстве. Это актуально и для специалистов высокого уровня квалификации, и для представителей рабочих специальностей.
В каждой стране существуют свои особенности стимулирования притока востребованных категорий трудовых мигрантов. Например, в Польше на правительственном уровне приняты решения, которые значительно упростили трудовую миграцию для граждан Украины.
В Австралии действует несколько иммиграционных программ, направленных на привлечение в страну представителей определённых профессий. Желающие смогут ознакомиться с перечнем профессий и специальностей на сайте австралийского департамента по трудоустройству. Подобная ситуация существует и в Канаде, где тоже действует несколько федеральных и региональных иммиграционных программ. В качестве примера можно привести Federal Skilled Worker , рассчитанную на привлечение высокопрофессиональных кадров, и Canadian Experience Class , которая действует для широких кругов зарубежных трудовых мигрантов.
Подобная ситуация существует во многих государствах мира, чьи правительства всерьёз заботятся об их экономическом развитии.
Наиболее прагматичными иммиграционными программами для привлечения зарубежных трудовых мигрантов могут похвастать, естественно, далеко не все страны. Как показала практика, открытие внутреннего рынка труда для иностранных трудовых мигрантов в большинстве случаев способствует его оптимизации и ускоряет экономическое развитие страны, как в целом, так и отдельных отраслей её экономики.
Видео: рассказ о трудовой миграции в Канаду
Ограничения на въезд трудовых мигрантов
Если в конкретную страну поощряется иммиграция представителей отдельных профессии и остродефицитных специальностей, то в эту же самую страну может быть ограничен въезд для других категорий трудовых мигрантов. Во многих государствах проводится количественное квотирование, которое определяет процент и количество трудовых иммигрантов в экономике в целом и в её конкретных отраслях. Квоты рассчитываются и утверждается на правительственном уровне, как правило, накануне следующего бюджетного года. Информация о них должна публиковаться в средствах массовой информации. Подобная практика существует, например, в Соединённых Штатах Америки, в Канаде, в Австрии, в Австралии и Новой Зеландии.
Казалось бы, потенциальной трудовой мигрант полностью соответствует иммиграционной программе, но при этом переехать в страну своей «трудовой мечты» он не может. И происходит это только по одной причине - он не попал в квоту. Поэтому приходится ждать до следующего года. А вот работодатель вряд ли станет держать для него вакансию до следующего бюджетного периода. Существует общая рекомендация для трудовых мигрантов, отправляющихся в страны, в которых существуют квоты на их приём, – учитывать данный фактор и стараться попасть в квоту в первой половине года, когда она ещё далеко не исчерпана.
Ограничение притока трудовых мигрантов может происходить и в пределах определённых параметров иммиграционных программ. Например, в Канаде для участия в федеральной иммиграционной программе Federal Skilled Trades допускаются кандидаты, не имеющие профильного образования. Собственно говоря, их образование вообще никого в рамках этой программы не интересует. Но вот требованию об уверенном владении английским языком всё же необходимо соответствовать. Также важно пребывать в возрасте от 21 до 55 лет и подтвердить хорошее состояние своего здоровья.
Государственное регулирование проявляется и в установлении профессиональных и отраслевых ограничений для трудовых мигрантов в виде категорических запретов занимать определённые должности, работать в некоторых сферах экономики.
В Швейцарии, например, зарубежным трудовым мигрантам запрещено работать на производстве часов
Экономическое регулирование
При экономическом регулировании применяется множество методов, направленных на оказание трудовым мигрантам помощи в трудоустройстве, а также предоставление льготных кредитов для тех, кого власти определённой страны хотят видеть у себя в роли работающего зарубежного специалиста. Нежелательным же трудовым мигрантам могут предоставлять выплаты при увольнении с работы при условии дальнейшего отъезда из страны.
Методом экономического регулирования можно считать и открытие транснациональными корпорациями новых предприятий в экономически развивающихся странах мира. В этом случае страны-доноры стимулируют создание в ранее депрессивных регионах новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения, социальных выплат и так далее.
Открытие какой-либо ТНК производства, скажем, в одной из стран Африки вызовет приток в это государство трудовых мигрантов из соседних африканских держав. Также при открытии предприятия потребуется специалисты, которые станут представителями среднего и высшего руководящего звена открывшегося предприятия. Как правило, они приезжают из высокоразвитых стран. Стимулом к переезду, например, из Великобритании в Нигерию может стать гораздо более высокая, чем на Туманном Альбионе, заработная плата, которая будет платиться за работу на большом удалении от родины, за риск оказаться жертвой местных преступных группировок, за проживание в стране с высокой эпидемиологической опасностью. И это тоже станет экономическим регулированием трудовой миграции.
При рассмотрении данной темы нельзя не упомянуть о нелегальной трудовой миграции. По оценкам экспертов, сегодня в западноевропейских странах находится более 4 млн иммигрантов, работающих нелегально. Ситуация в Соединённых Штатах ещё более удручающая. Власти страны оценивают количество нелегальных трудовых мигрантов в 4,7 млн человек. Нелегалы сильно рискуют, как рискуют и их работодатели, ведь нелегальная работа чревата серьёзным административным, а иногда и уголовным наказанием. Более всего в этой ситуации может пострадать работодатель. Но обе стороны идут на это, ведь найти нелегальную работу иммигранту гораздо проще, а работодатель может, в свою очередь, платить нелегалу значительно меньше, чем официально устроенному работнику хотя бы за счёт экономии на налогах. Во многих странах заключение контракта с зарубежным работником подразумевает, что он будет получать заработную плату, которая не ниже средней по определённой отрасли экономики принимающей страны. И это обязывает работодателя и её выплачивать.
Нелегальная работа чревата серьёзным конфликтом с законом страны переезда
Какие регионы являются центрами международной эмиграции и иммиграции
Основными центрами трудовой эмиграции сегодня можно считать страны Индокитая, Индию, Шри-Ланку, Пакистан, страны Магриба, Китай, большинство латиноамериканских государств. Естественно, следует упомянуть и о республиках, образовавшихся после распада Советского Союза. Эти регионы мира поставляют сегодня наибольшее количество трудовых мигрантов на мировой рынок труда.
В качестве отдельной категории можно рассматривать жителей стран Евросоюза, недавно ставших членами этого межгосударственного формирования и ещё не успевших достигнуть среднеевропейского уровня экономического развития. Примером могут стать постсоветские прибалтийские республики, Польша, Болгария, Венгрия, некоторые балканские страны. Из них квалифицированная рабочая сила мигрирует в более экономически благополучные страны Евросоюза. Образовавшиеся же вакансии, как правило, занимаются представителями стран СНГ.
Мне тоже довелось побывать трудовым мигрантом. Сначала пришлось поработать в одной из африканских стран. В данном случае речь шла об иностранных специалистах, которые приехали в далёкое африканское государство для строительства филиала крупной компании. Естественно, все приехавшие зарубежные специалисты были хорошо простимулированы материально, ведь поездка в регион Западной Африки, где на тот момент бушевал вирус Эбола, была предприятием крайне рискованным. Я был очень удивлён, встретив в далёкой африканской стране множество русских и украинцев. Как оказалось, трудовая миграция специалистов высокого уровня квалификации (а в Африке практически любой белый человек с высшим образованием считается специалистом высокого уровня квалификации) довольно популярна среди соотечественников и их соседей по СНГ. И причина в данном случае заключается в том, что африканские государства не предъявляют никаких требований к нострификации дипломов, подтверждению уровня квалификации, профильному стажу работы и так далее. Ведь доказать свой профессиональный уровень европейскому работодателю намного сложнее. В этом я убедился, когда, покинув Африку, приехал работать в Эстонию, заключив контракт с одной из эстонских компаний. Я не буду распространяться о специфике рынка труда в этой стране, скажу лишь, что более половины соискателей работы на нём представлены выходцами из России, Украины и Беларуси. Требования при приёме на работу в Эстонии были гораздо более жёсткими, как и конкурсный отбор. И моя должность была гораздо ниже, чем в компании, в которой я работал в Африке. Но в Эстонии всё было намного легче, ведь это Европа, здесь нет эпидемий, практически отсутствует риск подвергнуться нападению дикого животного, быть укушенным малярийным комаром или змеёй, не говоря уже об отсутствии ужасной экваториальной жары.
Импортёрами же рабочей силы в современном мире являются наиболее развитые в экономическом плане государства. Об общем количестве трудовых мигрантов в современном мире можно говорить лишь приблизительно. Эксперты в сфере трудовой миграции считают, что сегодня за пределами своих родных стран находятся не менее 225 млн человек, которые трудятся в других государствах. Лидером по количеству трудовых мигрантов является Западная Европа, в которую ежегодно приезжает около 7 млн трудовых мигрантов. Ненамного отстаёт неё и Северная Америка (Соединённые Штаты и Канада), куда ежегодно мигрируют около 6,5 млн человек, которых можно смело отнести к категории переезжающих для трудоустройства. На третьем месте находятся нефтеносные страны Ближнего Востока, куда ежегодно переезжает около 3 млн трудовых мигрантов.
Роль иммигрантов в экономике многих стран очень весома. Например, во Франции треть занятых в автомобилестроении является трудовыми мигрантами, а в строительной сфере их около 45%. В Бельгии же половина всех шахтёров тоже представлена трудовыми мигрантами, в Швейцарии каждый второй строительный рабочий является приезжим.
Удельный вес зарубежных трудовых мигрантов и в общем количестве работающих в некоторых странах крайне значителен. Например, в Катаре зарубежные трудовые мигранты составляют более 96% занятых, в Кувейте эта цифра превышает 80%. Саудовская Аравия и Бахрейн могут «похвастать» 40% иностранцев, занятых в их экономиках. А лидируют не только в ближневосточном регионе, но и во всём мире Объединённые Арабские Эмираты, где 97% всей рабочей силы составляют зарубежные трудовые мигранты.
В ОАЭ 97% всей рабочей силы составляют зарубежные трудовые мигранты
Традиционными центрами притяжения зарубежной рабочей силы являются страны Европейского союза, США и Канада, ближневосточные государства, Российская Федерация, Австралия, Южная Корея, Япония.
Некоторые государства могут быть одновременно и поставщиками, и импортёрами трудовых мигрантов. В качестве примера можно привести Иорданию или Египет.
В определённых странах наблюдается ассимилированный характер иммиграции. Это означает, что большинство приезжающих в государство трудовых мигрантов любыми путями намеревается легализоваться в нём и, пройдя путь естественной натурализации, получить гражданство. Подобная тенденция характерна для стран, которые, по сути, сами были созданы именно иммигрантами. Типичными примерами станут США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
Положительные и отрицательные аспекты процесса
Как и каждый процесс, трудовая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам трудовой иммиграции можно отнести следующие факторы:
- страны-экспортеры трудовых ресурсов «прокачивают» часть собственных трудовых ресурсов в более развитых странах, в результате чего получают по их возвращении на родину опытных работников с высоким уровнем квалификации, что в немалой степени способствует росту их собственных экономик;
- экспорт трудовых ресурсов приносит валютный доход: фирмы-посредники платят отчисления в государственный бюджет, трудовые мигранты переводят домой заработанные деньги, привозят из-за рубежа автомобили, бытовую технику, одежду, ввозят средства производства для реализации собственных стартапов;
- в период экономического спада эмиграция рабочей силы содействует снижению напряжённости на внутренних рынках труда.
К негативным последствиям международной трудовой миграции можно отнести:
- безвозвратную потерю определённой части трудоспособного населения, которое остаётся работать в принявших его странах без намерения возвратиться на родину;
- трудовыми мигрантами, как правило, становятся наиболее активные и трудоспособные граждане страны-экспортера рабочей силы, которые могли бы своими способностями и энергией существенно помочь её экономическому развитию;
- международная трудовая миграция оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в странах-экспортерах, где наблюдается тенденция к росту количества разводов и уменьшению рождаемости;
- с прибытием в экономически благополучную страну зарубежной рабочей силы на её внутринациональном рынке труда начинает создаваться значительное напряжение и возрастает конкуренция, что способствует снижению уровня заработной платы в том числе для коренных жителей этого государства.
Особенности и проблемы трудовой миграции в России
Образование после развала Советского Союза независимых республик привело к возникновению на постсоветском пространстве международной трудовой миграции. Например, если раньше армянин приезжал и на работу в Россию, то он считался внутренним мигрантом. Теперь же аналогичный процесс можно отнести исключительно к международной категории.
Российскую Федерацию сегодня можно считать не только государством-донором трудовых мигрантов, но и государством-реципиентом . Многие россияне уезжают в более благополучные в экономическом отношении страны на заработки. Далеко не всегда можно говорить о том, что предстоящая работа за границей будет соответствовать профессии трудового мигранта. Многие высококвалифицированные российские специалисты часто вынуждены идти на работу, которая предполагает низкий квалификационный уровень. Но оплата даже низкоквалифицированного труда, к примеру, в странах Европейского Союза, будет в несколько раз выше, чем их работы по специальности на родине.
С другой стороны, в Россию направляется трудовой миграционный трафик из республик СНГ. В большинстве стран, относящихся к ближнему зарубежью, уровень жизни населения ниже, что вынуждает их граждан к переезду на работу в Россию, где гораздо легче найти вакансию, чем, например, в странах Европы или США. Плюсами станут и отсутствие языкового барьера, и общее советское прошлое, и практически одинаковый менталитет.
Особенностью международных процессов трудовой миграции в Российской Федерации считается относительно слабое государственное регулирование, конечно, если сравнивать его с подобным в странах Западной Европы или, например, в Канаде. Значительная часть зарубежной трудовой силы в России работает нелегально. Безусловно, государство старается бороться с этой тенденцией, но пока что это борьба идёт с переменным успехом.
В России ведётся борьба с нелегальной трудовой миграцией
В данном случае нельзя не упомянуть и его внутренней трудовой миграции на территории Российской Федерации. Экономическое развитие регионов далеко не равнозначно, поэтому жители относительно слаборазвитых регионов стараются переехать в более экономически благополучные. Основными центрами притяжения трудовых мигрантов в России стали её столица, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тюмень, Татарстан. Отличительной чертой России, впрочем, наблюдающейся и в других странах СНГ, является существенная разница в оплате труда между соотечественниками, работающими в пределах крупных агломераций и россиянами, занятыми в провинции.
Процессы трудовой миграции постоянно претерпевают изменения. Меняются направления миграционного трафика, изменяются центры притяжения трудовых ресурсов. Прогнозирование на основе возникающих предпосылок ближайшего будущего и отдалённых перспектив в значительной степени помогает правильно расставлять акценты при развитии определённых направлений экономики на глобальном уровне. Но понимание современных тенденций трудовой миграции станет очень полезным и для рядовых граждан, которые намереваются в ближайшем будущем реализовать свои способности и трудовые навыки за рубежом.