Цель франции в первой мировой войне. Причины и цели первой мировой войны
Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».
разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.
Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:
предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,
уточнение новых понятий, их обобщение и применение,
развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества:
личностный подход педагогики сотрудничества;
комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;
последовательность, системность содержания учебного материала.
Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.
В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.
Урок: Первая мировая война.
Участие России в Первой мировой войне.
Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.
Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.
Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.
Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев, Е.М. Бурдина. Истрия России (в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.
Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».
План урока:
Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.
«Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.
Повод, причины, характер войны. Цели участников.
Основные военные операции 1914,1915,1916гг.
Человек на войне (на основе краеведческого материала)
Итоги войны. Уроки войны.
Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.
При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:
Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.
1.Признаки империализма.
2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?
Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»
4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?
5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?
6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.
7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).
8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?
9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?
10Почему эти войны называют империалистическими?
Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:
Тройственный союз |
|
11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?
(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).
12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.
Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.
Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»
Причины и итоги 1 Балканской войны.
Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?
Анализ документа:
«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».
(Г.Уэллс).
Выскажите предположение, как в начале ХХ века было
организовано обучение истории в ведущих европейских странах?
Дать определение понятий: национализм, шовинизм
(словарь к учебному пособию).
Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера
пацифистского движения Жана Жореса?.
Что такое пацифизм?
Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?
Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).
Как начиналась война?
Австро-Венгрия
Сербия Германия
Франция Турция
Англия Япония
Назвать причины войны.
В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?
Характер войны.
Таблица: Цели участников Первой мировой войны.
Державы – основные участницы войны |
В какой союз входили |
Цели вступления в войну |
Германия |
Центральные державы |
Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи |
Австро-Венгрия |
Центральные державы |
Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше. |
Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей |
||
Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар. |
||
Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии. |
||
Османская империя |
Центральные державы |
Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах |
Болгария |
Центральные державы |
Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии. |
Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании |
||
Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи |
Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.
Практикум.
Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:
1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.
2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на
Ближнем Востоке.
3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».
4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.
5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.
6.Какие цели преследовала Россия в войне?
7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).
Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.
7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)
При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.
Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:
Таблица: Основные события Первой
мировой войны 1914 – 1918 гг.
Периоды |
Западный фронт |
Восточный фронт |
Результат |
Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии |
Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии. |
Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии. |
|
Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия). |
Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав). |
Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты. |
|
Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме. |
Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось. |
Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения. |
|
В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты. |
Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой. |
Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу. |
|
Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года. |
В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией. |
Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты. |
Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.
Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?
Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?
Что такое «позиционная война»?
Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне . Ю.Друнина
Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).
Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .
1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?
2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?
Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.
При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.
Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.
Версальско-Вашингтонская система.
Мирные договоры.
передача всех колоний;
сокращение численности вооруженных сил до 100 000;
Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;
оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;
демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;
передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;
репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).
разделение Венгрии и Австрии;
передача Италии Южного Тироля до Бреннера;
признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;
сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;
репарации.
передача Греции прибрежных территорий Фракии.
Словакия переходит к Чехословакии;
Трансильвания передается Румынии;
Банат передается Югославии.
установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;
сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;
передача территорий.
6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.
а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;
б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.
в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.
Какие последствия имела война для России?
Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.
Евгений Шарыпов
Данную работу можно использовать на уроках истории России в 9-11 классах по теме: " Первая Мировая война".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Причины I Мировой войны и цели сторон
Сербия Цели: Новообразованное государство (полная независимость с 1878 года) стремилось утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова. Планировала образовать Югославию, включив в неё всех славян, проживающих на юге Австро-Венгрии.
Карта Балкан
Блок Антанта
Франция 3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции. Цели: Франция мечтала добиться с помощью союзников, особенно России, полного разгрома Германии. Отстоять свои заморские и африканские владения. Вернуть Эльзас и Лотарингию. Стремилась взять реванш за поражение, нанесённое ей Германией во франко-прусской войне 1870 года.
Великобритания Первую мировую войну Великобритания прошла в составе военно-политического блока Антанта; непрерывно развиваясь, страна добилась своей цели, нанеся поражение блоку Центральных держав (Германская империя, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгарское царство). Великобритания, которую возглавлял премьер-министр от Либеральной партии Герберт Генри Асквит, вступила в Первую мировую войну в 11 часов вечера 4 августа 1914 года.
Пример антигерманской пропаганды Британский постер гласит: «Однажды немец - всегда немец! Помни! Каждый трудоустроенный немец - это безработный британец. Любой купленный немецкий товар - это непроданный британский товар»
Англия Цели: Хотела добиться устранения Германии как опасного конкурента и одновременно преследовала цель ослабить своих главных союзников (Францию и Россию) за счет их кровопролитного противоборства с Германией и Австро-Венгрией на сухопутных фронтах. Одной из главных задач в ходе войны английские правящие круги считали сохранение их колониальной империи. Стремилась захватить турецкие владения, а так же Месопотамию и Палестину с их нефтяными владениями Увеличение своего влияния на мировую экономику
Россия 19 августа 1914 г. Германия объявила войну России, как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск. Россия вступила в войну, не успев завершить перевооружение своих войск. Однако высокий патриотический подъем, царивший в обществе и армии, позволили добиться успехов на первом этапе войны. Цели: Претендовала на свободный проход своего флота в Средиземное море, настаивала на ослаблении или пересмотре в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы. Планировала сорвать австро-венгерскую экспансию против Сербии, Герцеговины и Боснии. Стремилась подорвать позиции Германии и обеспечить себе свободный проход через пролив Босфор и Дарданелл в средиземном море. Усилить влияния на Балканах (путем ослабления влияния Германии на Турцию).
Тройственный союз
Австро-Венгрия Австро-Венгрия вступила в Первую мировую войну 28 июля 1914 года, ровно через месяц после убийства эрцгерцога Франца-Фердинанда и его супруги в Сараево боснийским сербом Гаврилой Принципом, 18-летним студентом, а также членом националистической организации «Чёрная рука ». Цели: Контроль над Балканами => контроль над движением судов в Адриатическом море => поработить славянские страны: Стремилась удержать захваченные ею в 1908 году Боснию и Герцеговину. (см. Боснийский кризис 1908-1909 гг.) Противодействие России, взявшей на себя роль защитника всех славян на Балканах, и Сербии, претендовавшей на роль объединительного центра южных славян.
Германия В 1888 году императором Германии стал Вильгельм II, который был сторонником агрессивной внешней политики и экспансии. В Германии началось строительство современного флота. Это привело к началу гонки вооружений между Германией и странами Антанты. Помимо этого Германия стремилась получить новые колонии и сферы влияния.
Германия Цели: Стремилась разгромить главного соперника – Великобританию, лишив ее колоний; разбить Францию и закрепить за собой Эльзас и Лотарингию; нанести поражение Бельгии и Голландии; ослабить Россию, подчинить своему влиянию Турцию и Болгарию и совместно с Австро-Венгрией прочно укрепиться на Балканах. А в конечном итоге – установить свое единоличное господство в Европе и на других континентах.
Болгария Болгария вступила в Первую мировую войну 14 октября 1915 года на стороне Центральных держав, объявив войну Сербии. Цели: Стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова (в противовес Сербии). Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Второй Балканской войны, а также приобрести территории, на которые страна претендовала по итогам Первой Балканской войны. Желала отомстить Сербии и Греции за унизительное поражение в 1913 году.
Османская империя Османская империя вступила в Первую мировую войну 2 ноября 1914 года в составе Центральных держав. В октябре 1914 года турки устроили провокацию в Чёрном море, обстреляв российские порты. В ноябре Российское правительство объявило войну Османской империи, и тем самым она вошла в Первую мировую войну. Цели: Стремилась вернуть территории, потерянные в ходе Балканских войн. Стремилась сохранить единство нации (в условиях фактически разваливающейся государственности), что проще сделать перед лицом внешней угрозы.
Общие причины: Стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англичан не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии). Противоречия из-за: колоний, сфер влияния и рынков сбыта. Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы. Повсеместное усиление националистических настроений.
Кратко об итогах Первая мировая война продолжалась более 4 лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918). В ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Первая мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории. Она оказала огромное влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений. Война привела к крушению самых могущественных европейских государств и складыванию новой геополитической ситуации в мире. (А. П. Жилин) .
Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».
разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.
v предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,
v уточнение новых понятий, их обобщение и применение,
v развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества:
v личностный подход педагогики сотрудничества;
v комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь ;
v последовательность, системность содержания учебного материала.
Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.
В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.
Урок: Первая мировая война.
Участие России в Первой мировой войне.
Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.
Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.
Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.
Оборудование урока: -Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), . История России. ХХ век., . Истрия России (в таблицах и схемах), . Методика преподавания и изучения истории.
Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».
План урока:
1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.
2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.
3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.
4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.
5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)
6. Итоги войны. Уроки войны.
Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.
При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:
Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.
1.Признаки империализма.
2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?
Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»
4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?
5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?
6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.
7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).
8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?
9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?
10Почему эти войны называют империалистическими?
Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:
Тройственный союз
11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?
(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).
12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.
Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.
1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»
2. Причины и итоги 1 Балканской войны.
3. Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?
Анализ документа:
«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».
(Г. Уэллс).
v Выскажите предположение, как в начале ХХ века было
организовано обучение истории в ведущих европейских странах?
v Дать определение понятий: национализм, шовинизм
(словарь к учебному пособию).
v Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера
пацифистского движения Жана Жореса?.
v Что такое пацифизм?
Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?
2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).
Как начиналась война?
Австро-Венгрия
Сербия Германия
Франция Турция
Англия Япония
3. Назвать причины войны.
4. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек. Под ружье было поставлено 67 млн. чел. Почему столь масштабной оказалась война?
5. Характер войны.
Таблица: Цели участников Первой мировой войны.
Державы – основные участницы войны
В какой союз входили
Цели вступления в войну
Германия
Центральные державы
Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи
Австро-Венгрия
Центральные державы
Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.
Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей
Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.
Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.
Османская империя
Центральные державы
Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах
Болгария
Центральные державы
Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.
Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании
Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи
Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.
Практикум.
Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:
1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.
2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на
Ближнем Востоке.
3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».
4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.
5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.
6.Какие цели преследовала Россия в войне?
7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).
Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.
7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)
При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России , настенная карта и Атлас.
Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:
Таблица: Основные события Первой
мировой войны 1914 – 1918 гг.
Периоды
Западный фронт
Восточный фронт
Результат
Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии
Неудачное наступление двух русских армий (гнералов и) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.
Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.
Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).
Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).
Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.
Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.
Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.
Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.
В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.
Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.
Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.
Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э. Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В. Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.
В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.
Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.
Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.
1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?
2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?
3. Что такое «позиционная война»?
Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина
Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).
Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины «Инвалиды войны. ХХ век» .
1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?
2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?
Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик, выдающийся микробиолог. Заслушиваются сообщения учащихся.
При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.
Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.
Версальско-Вашингтонская система.
Мирные договоры.
1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):
v передача всех колоний;
v сокращение численности вооруженных сил до;
v Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;
v оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;
v демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;
v передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;
v репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).
2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):
v разделение Венгрии и Австрии;
v передача Италии Южного Тироля до Бреннера;
v признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;
v репарации.
3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):
v передача Греции прибрежных территорий Фракии.
4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):
v Словакия переходит к Чехословакии;
v Трансильвания передается Румынии;
v Банат передается Югославии.
v установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;
v сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до;
v передача территорий.
6. Вашингтонская конференция гг.
а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;
б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.
в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.
v Какие последствия имела война для России?
Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.
Планы участников войны недостаточно учитывали возросшую роль экономического и морального факторов и были рассчитаны на ведение боевых действий лишь за счет мобилизационных запасов, накопленных в мирное время. Считалось, что война будет кратковременной. Перевод военной экономики на нужды военного времени не предусматривался.
Генеральные штабы империалистических государств много лет затратили на разработку планов войны.
Общим для всех планов являлось то, что они выражали захватнические устремления отдельных держав, а также отдельных враждующих коалиций; в тоже время они выражали острые противоречия между отдельными империалистическими хищниками внутри коалиций, каждый из которых стремился побольше военного бремени возложить на своих союзников и побольше прихватить богатств при обоюдном дележе добычи.
Сущность германского плана (план «Шлиффена») заключалась в стремлении бить противников последовательно: сначала предполагалось нанести удар по Франции и разгромить ее армию, а затем перебросить главные силы на Восток и разгромить Россию. В обоих случаях делалась ставка на кратковременную войну.
С целью
обхода и окружения французской армии намечалось осуществить фланговый маневр
через Бельгию, в обход главных сил французской армии с севера. Вспомогательная
группа должна была играть роль заслона против возможного наступления
французской армии. На Востоке в начале войны планировалось развернуть одну
армию с задачей прикрыть Восточную Пруссию от возможного вторжения русских
войск. Активные действия против России в это время должны были вести
австро-венгерские войска. Основной порок германского плана заключался в
переоценке своих сил и недооценке сил противника.
На австро-венгерский
план войны
сильное влияние оказывал германский генштаб, стремившийся использовать
австро-венгерские войска для сковывания русских армий в период нанесения
Германией удара по Франции. Ввиду этого австро-венгерский генштаб вынужден был
запланировать одновременные активные действия против России, Сербии и
Черногории. Главный удар намечалось нанести из Галиции на восток и
северо-восток. Австро-венгерский план был построен в отрыве от реального учета
своих экономических и моральных возможностей. В этом наглядно проявилось
влияние немецкой военной школы - недооценка противника и переоценка своих сил.
Наличие сил и средств не соответствовало поставленным задачам.
Французский план войны был наступательным, но он носил выжидательный характер, поскольку первоначальные действия французских войск ставились в зависимость от действий германских войск. Только Лотарингская группировка в составе двух армий получила активную наступательную задачу. Центральной группировке войск в составе одной армии отводилась роль связывающего звена между бельгийской и лотарингской группировками. Бельгийская группировка в составе одной армии должна была действовать в зависимости от поведения противника.
В случае
нарушения немцами нейтралитета Бельгии и наступления их через ее территорию,
эта армия должна быть готова наступить в северо-восточном направлении, в противном
случае ей предстояло наступать в восточном направлении.
Сущность
английского плана
сводилась
к обещанию направить во Францию экспедиционную армию в составе семи дивизий.
Английские правящие круги рассчитывали переложить главную тяжесть войны на суше
на Россию и Францию. Своей основной задачей Англия считала обеспечение
господства на море.
Русский план войны разрабатывался в условиях экономической и политической зависимости царской России от англо-французского капитала. Англия и Франция, представляя царскому самодержавию кабальные займы, возлагала на Россию тяжелые военные обязательства, с которыми должен был считаться генеральный штаб при разработке плана войны. Интересы самодержавия требовали нанесения главного удара по Австро-Венгрии. Однако, в силу зависимости от Англии и Франции, Россия должна была вести наступательные действия и против Германии с целью отвлечения ее сил с запада и ослабления ударов немецких войск по французской армии. Желание удовлетворить заинтересованные стороны привело к решению наступать одновременно против обоих противников. Северо-западный фронт должен был окружить и уничтожить 8-го немецкую армию и овладеть Восточной Пруссией, Юго-Западному фронту ставилась задача окружить и разгромить австро - венгерские войска, находившиеся в Галиции.
К началу военных действий на Западно-Европейском ТВД против Франции и Бельгии Германия развернула 86 пехотных и 10 кавалерийских дивизий (1,6 млн. чел. и 5000 орудий). Этим силам противостояло 85 пехотных и 12 кавалерийских дивизий франко-англо-бельгийских войск (1,6 млн. чел. 4640 орудий).
Цели крупнейших государств-участников Первой мировой войны можно кратко представить в виде таблицы.
Основные участники и крупнейшие мировые державы
Страна Военно-политический блок, на стороне которого принимала участие Цели
Германия Центральные державы Главным стремлением молодой страны, образованной незадолго до этого по итогам франко-прусского вооруженного конфликта и объединения своих земель, было установление собственного политического и экономического господства на Европейском континенте и в мире.
Также, в планы германского правительства входил передел мира, в частности, захват лучших британских, французских, бельгийских, нидерландских и португальских колоний, которые были нужны для расширения рынка сбыта.
Кроме того, в ходе войны Германия собиралась присоединить к своей территории западные земли России (Прибалтика и Украина), а также значительные европейские и ближневосточные (в том числе и Османскую империю).
Австро-Венгрия Первоочередными задачами австро-венгерского правительства в конце XIX - начале XX было подчинение себе Сербии, Черногории и Болгарии и установление собственного господства на Балканском полуострове. Претендовала Австро-Венгрия и на польские земли.
Кроме того, она жаждала полного контроля над Черным, Адриатическим и Эгейским морями.
Османская империя Главной целью распадающейся Османской империи было желание взять реванш над Россией за поражения в русско-турецких войнах, и вернуть свои крымские территории и земли на Балканском полуострове.
Россия Российская империя, в отличие от Германии, не жаждала войны, однако и она имела свои интересы.
Помимо того, что совместно с Англией и Францией она стремилась не допустить усиления нового противника и конкурента на европейском континенте, Россия также рассчитывала в ходе вооруженного конфликта повысить свою значимость в делах Балканского полуострова и получить контроль над Босфорским проливом и Дарданеллами. Последние были очень важны для развития торговли и обеспечения безопасности черноморского побережья.
Кроме того, одной из целей российского государства в Первой мировой называют намерение воплотить в реальность мечту о восстановлении Греческой империи с центром в Константинополе. Возглавить новое государственно объединение должен был один из великих российских князей.
Все эти «приобретения» были оговорены в секретных соглашениях, заключенных между странами - участниками Антанты.
Кроме того, планировалось присоединить к российской территории часть австро-венгерских земель (Галицию).
Франция Больше всего Франция хотела вернуть свои земли (Эльзаса и Лотарингию), отторгнутые от нее после франко-прусской войны, завершившейся в 1871 году. Кроме того, французское правительство претендовало на германские земли, находящиеся на левом берегу Рейна и угольные копи Саарского бассейна.
При этом Французская республика сама мечтала о гегемонии на континенте и не желала уступать этот «титул» Германии.
Помимо всего прочего по договору она должна была получить часть германский владений на Африканском континенте и османских на Ближнем Востоке.
Великобритания Увеличение своей собственной территории за счет германских и турецких земель было и основной целью Британской империи. Так, у Османской империи планировалось конфисковать Месопотамию и Палестину.
Кроме того, ей просто необходимо было устранить главного конкурента в борьбе за колонии.
США Объявив о своем нейтралитете в начале мирового конфликта войны, США изначально не планировали сохранять его до конца. Они изначально выжидали подходящего момента. Сам президент Соединенных штатов В. Вильсон объяснял вступление в войну, как желание сохранить стабильность на европейском континенте. Однако на самом деле целью американских штатов было зарабатывание как можно больших денежных средств и передел мира на выгодных им условиях.
Италия Отказавшись от участия в Тройственном союзе, и вступая в войну на стороне антигерманского альянса, Италия рассчитывала на расширение своих территорий за счет австро-венгерских и османских земель. Кроме того, ей необходимо было получить господство на Средиземноморье и в южной части Европы.
Япония Япония же, поддерживая Антанту ставила себе цель. Вытеснить Германию с китайской территории и островов Океании.
Не только крупные мировые державы имели свои интересы в войне. Кратко в таблице можно представить и цели других активных участников Первой мировой войны.
Другие участники
Страна Военно-политический блок, на стороне которого выступала К чему стремилась
Сербия Считается, что для сербского, черногорского и бельгийского народов эта война была не империалистической, а освободительной. Целью Сербского государства было освободить свои землии территории дружественных стран из-под протекции Австро-Венгерского кайзера.
Однако при этом Сербия также хотела стать лидером всех славянских народов и создать Югославию, в которую должны были объединиться все народы, проживающие в юго-восточных землях Австро-Венгрии.
Болгария Болгария, выбравшая сторону германско-австрийско-турецкого альянса хотела по итогам войны завладеть греческими сербскими и румынскими территориями и расквитаться за поражение в Балканских войнах.
Польша Польские ж правительство, вступая в войну думало лишь о независимости и объединении своих земель, которых они лишились после развала Речи Посполитой.
Из приведенных таблиц становится понятно, что у каждого участника Первой мировой войны были свои цели для вступления в конфликт и выбора союзников.