Богородице-рождественский анастасов монастырь. Рождества Богородицы Анастасовский мужской монастырь
Нет, всё-таки богата наша сторона интересными и познавательными местами. И недалеко от Суворова, чуть-чуть не доехав до Одоева, можно посетить одну из таких точек на карте — Анастасов монастырь…
Монастырь расположился на правом берегу реки Упы и был основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским.
Воротынские — это древний княжеский и боярский род, произошедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание. Одоев был вотчиной князей Воротынских и в то время был в подданстве Литвы. Но князь Михаил Фёдорович Воротынский в 1484 году перешёл на сторону России, что послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой. Впоследствии князь Иван Михайлович Воротынский воевал против Литвы и татар во многих битвах, а в 1517-м году отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Вот именно в благодарность за эту победу он и получил разрешение Священного Синода на строительство монастыря.
А название «Анастасов» появилось по имени первого настоятеля игумена Анастасия, хотя есть мнение, что монастырь назван по имени жены Ивана Михайловича княжны Анастасии, но по лингвистическим наблюдениям считается, что это не так.
На территории монастыря находится храм Рождества Пресвятой Богородицы, который по преданию первоначально был деревянным, но в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный храм (1673). Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году построена была каменная колокольня.
В 1764 году Анастасов монастырь упразднили, обратив в село Анастасово. В 1931 году храм был закрыт, и его поначалу хотели взорвать, но, по одной из версий, не хватило взрывчатки для толстых стен. Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского, и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси, монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.
Вот такая коротко изложенная история монастыря. Свои же впечатления от его посещения могу передать так: мощно, красиво и великолепно. Мощь монастыря ощущается в каждом углу строений. Это не просто монастырь — это крепость. Даже Храм построен с учётом того, что единственный вход в святые помещения (службы проходят на втором этаже, первый этаж занимают кухня и трапезная) можно было обрушить, чтобы сохранить святыни при возможных нападениях. Строения, особенно лестница, очень сильно напоминают кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (на самом деле фильм снимался в Ростове).
Монастырь восстанавливается — это заметно. Даже в выходной день там проводились какие-то работы. Вид на окрестности — потрясающий (жаль было туманно). Внутренне убранство я тоже попытался сфотографировать, но было темно, а потом меня попросили не фотографировать во время службы.
По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские - это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.
Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаила, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович - в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.
В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.
Когда поставлен монастырь? - Несомненно в первой половине XVI столетия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.
Откуда прозвание монастыря - «Анастасов»?
Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».
По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно - в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.
Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.
Но особо выделяется Синодик М.П. Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.
За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис"пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».
Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», - «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.
Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».
Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка монастырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.
А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке - - видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.
Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.
24 февраля в 17.40, во время пения «Ныне отпущаеши», на 103 году жизни скончался схиархимандрит Аверкий (Швецов-Загарский), один из старейших клириков Русской Православной Церкви, насельник Рождества Богородицы Анастасова монастыря Одоевского района, известный также как архимандрит Анастасий из Одоева.
Последние годы батюшка прожил в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре Одоевского района Тульской области, основанном в первой половине XVI века на высоком берегу реки Упы. Этот древний монастырь стал местом знакомства для многих верующих со старцем.
Схиархимандрит Анастасий, в миру - Борис Владимирович Швецов-Загарский, сын репрессированного в 1937 году протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Родился он в 1915 году в Вятской области, в селе Лебяжье, в многодетной семье.
После окончания школы Борис поступил в медицинское училище. Получив профессию, работал фельдшером. Сам отец Аверкий прошел Финскую и Великую Отечественную войны. Во время последней в Латвии попал в окружение и на два с половиной года оказался в немецком плену.
После освобождения из плена, по окончании войны, он вместе с другими военнопленными был интернирован на Запад. По распределению отца Аверкия направили в Аргентину, где он и прожил 10 лет.
Аргентина стала для него местом начала особого духовного пути, где он принимает решение последовать примеру отца - посвятить свою жизнь служению Богу. В Аргентине знакомится с Архиепископом Иоасафом (Скородумовым), которому помогал, келейничал, а позже принял от него монашеский постриг с именем Анастасий. Позже владыка рукоположил Анастасия в иеродиакона и иеромонаха. По воспоминаниям батюшки, после тяжелой болезни в 1955 году владыка Иоасаф умер у него на руках.
В середине 50-х батюшка переехал в США, где закончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле. Был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия (Грибановского).
В Америке батюшка был настоятелем православного собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, хранителем чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Курская-Коренная, которая с конца 50-х была перенесена в ставропигиальный домовый храм Русской Православной Церкви Заграницей. Много ездил батюшка с чудотворной иконой, посещая дальние приходы зарубежья.
Десятилетия прослужил отец Анастасий в храмах Северной и Южной Америки, но всегда отзывался о них с особенной благодарностью и теплотой. Большой радостью было для него знакомство со свят. Иоанном Шанхайским, с которым он имел личное общение в Сан-Франциско, архиеп. Аверкием (Таушевым) и другими. Иконку свят. Иоанна всегда возил со собой и часто любил его вспоминать.
В 80 лет отец Анастасий ушел на покой и переехал в Нью-Йорк.
Будучи уроженцем Вятской земли, батюшка несколько раз приезжал в Россию, любил монастыри, храмы, богослужение в них. Мысль о возвращении домой его не оставляла.
Однажды одна из духовных дочерей батюшки рассказала о нем игумену Парфению (Сачкову), настоятелю Богородице-Рождественского Анастасового монастыря. Позже в Москве у них состоялась встреча, и отец Анастасий согласился переехать в Одоев.
Для братии и всех верующих это была большая радость. Приходили на исповедь, за молитвой, за благословением, утешением, советом - каждый со своим. Какое-то время батюшка был духовником епархии, но для столетнего человека - это очень тяжелое послушание.
Каждый приходящий находил в нем свидетельство Божией силы, радости и благодати. Как сказал владыка Серафим, епископ Белёвский и Алексинский в своем слове на отпевании - отец Анастасий был тем драгоценным камнем, через который сиял Божественный Свет утешения и любви, мудрости и понимания для каждого человека. Владыка Серафим был хорошо знаком с отцом Анастасием, несколько раз приезжал в монастырь, лично общался.
В апреле 2017 года архимандрит Анастасий принял схимнический постриг с именем в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. Постриг совершил игумен монастыря в сослужении схимника и братии Оптиной пустыни.
В последнее время батюшка почти не принимал, ведь 7 апреля ему могло бы исполниться 103 года. Но несмотря на все физические трудности, осенью прошлого года батюшка съездил на святую гору Афон, где молился во многих монастырях.
В память для своего монастыря, батюшка привез Иверскую икону Богородицы, в канун памяти которой и праздника Торжества Православия схиархимандрит Аверкий и отошел ко Господу.
Отпевание схиархимандрита Аверкия состоялось 26 февраля в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре, которое совершил епископ Белёвский и Алексинский Серафим в сослужении братии и духовенства из разных обителей и храмов России. Похоронен батюшка на монастырском кладбище. Его имя внесли в заупокойные синодики для поминания во всех храмах и монастырях Белевской епархии.
Царство Небесное и вечный покой новопреставленному схиархимандриту Аверкию!
9-й день выпадает на 4 марта, а 40-й день на 4 апреля - Великую среду, всего несколько дней до его дня рождения - 7 апреля и Светлого Христова Воскресения.
Просим Ваших молитв о батюшке!
Подготовил свящ. Владимир Мандзюк-Ильницкий
Монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь. По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня. Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.
В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада - монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик. Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом. Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем.
Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера - оба придела - Валаама Хутынского и Екатерины - и между ними проход к колокольне, с юга - двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная. За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено. Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево - миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо - вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос. Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий - в третьем проеме, считая от трапезной. Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения. В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д. Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883 г.
Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно. Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада - воздушнее и легче. Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах. В бесстолпной Анастасовой церкви, перекрытой единым сомкнутым сводом, две срединные лопатки, да и полукружия - только декорация. Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение. Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже - из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича. Шатровая колокольня - единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева. Невысокая трехъярусная колокольня, построенная в 1674 году, повторяет традиционную схему «восьмерик на четверике»: на двух квадратных в плане ярусах высится увенчанный шатром восьмерик «звона». Во втором ярусе имеется небольшое помещение, именовавшееся в старину «казенкой». Поскольку первый ярус прорезан в двух направлениях широкими арочными проемами, все сооружение покоится на мощных угловых устоях. Декоративное убранство колокольни ограничивается красивыми наличниками окон «казенки» и ширинками на парапетах яруса «звона». Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.
В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой - председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище. Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы. Сейчас уже сделаны крыши, двери, в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения, есть надежда, что в скором времени будет восстановлено все.
Уклеин В.Н. Змеится лентою дорога. Интервью с игуменом Парфением Сачковым.
Анастасово расположено на правом гористом берегу р. Упы, в 1 1/2 в. от г. Одоева к северовостоку и в 80 вер. от г. Тулы к югозападу. Село Анастасово принадлежит к числу замечательных в историческом отношении сел Тульской Епархии. Оно образовалось на месте упраздненного Богородицерождественского Анастасова монастыря, от которого и получило свое название. Сведения о времени основания монастыря и его строителях сохранилось в „Кормовой” *) монастырской книге, данной князьями Михаилом и Александром Іоанновичами Воротынскими Анастасовскому игумену Герману в 1558 году. Из этой книги усматривается, что строителями монастыря были родители означенных князей - князь Иоанн Михайлович Воротынский и его супруга Анастасия, по имени которой и был назван монастырь. Время построения монастыря нужно искать около 1550 г. Несмотря на то, что монастырь находился в 1 1/2 в. от г. Одоева, он принадлежал Лихвинскому уезду (от г. Лихвина в 35 в) бывшей Крутицкой епархии, был приписным к архиерейскому дому и представлял из себя некоторый административный центр для уездов Лихвинского, Одоевского, Чернского и Новосильского по делам епархиального управления; у игумена была своя канцелярия с подьячим; впрочем дела ведал он не единолично, а совместно с поповскими старостами. **)
При самом основании монастыря, строителями его, кн. Воротынскими даны были ему во владение деревни: Рымнино и Мартыновская, Подроманово тож; сын основателя кн. Вл. Ив. Воротынский подарил монастырю еще дер. Филимонову. В 1-й четверти XVIII в. монастырскими вотчинами были: Подмонастырская слобода с принадлежащими к ней (вышеупомянутыми) деревнями (в этой слободе находился и архиерейский скотный двор), село Дряплово Одоевского уезда с деревнями, село Лосинское Белевского у. с деревнями и Новосильского у. с. Подъяковлево также с деревнями; о последнем в 1714 г. намечено, что оно изстари было монастырское и теперь снова возвращено монастырю: из монастырских деревень упоминаются: Красеной, Татво, Голенево и Подроманово. В 1716 г. всех монастырских крестьян считалось до 244 дворов, но почти все они жили „в скудости”, - ходили по миру, и потому содержание монастыря не было достаточным; вследствие чего в 1722 году в нем не было, кроме игумена, ни одного иеромонаха и церковной службы отправлять было некому. ***)
В 1764 году монастырь был упразднен и обращен в село Анастасово. Селения, составлявшие прежде вотчинныя владения монастыря и находившиеся от него в ближайшем расстоянии, образовали приход с. Анастасова; они следующие: дер. Ташево, Филимоново, Красенки и Подмонастырская слобода, за которой собственно и утвердилось впоследствии название села Анастасова; этот состав прихода не изменился и до настоящего времени. Всех прихожан теперь значится 738 душ м. п. и 807 жен. пола. Замечательных лиц в приходе нет, но на монастырском кладбище погребено не мало людей, пользовавшихся в свое время известностью на Руси. По мнению архим. Леонида, там погребен прежде всего основатель монастыря князь Ив. Мих. Воротынский, хотя в этом можно сомневаться: известно, что в правление великой княгини Елены Васильевны он был сослан на Белоозеро, где умер: трудно допустить, чтобы при тогдашних путях сообщения тело его было перевезено в Анастасово, отстоящее от Бела-Озера далее 1000 вер. Затем, на пороге церковном, ведущем в галлерею, лежит камень, на котором можно разобрать надпись „Иона”: некоторые не без основания указывают здесь могилу известного строителя монастыря, игумена Ионы, и это тем более вероятно, что смиренные русские иноки старого времени, в сознании собственного недостоинства, нередко просили хоронить себя под порогами, чтобы быть попираемыми всеми. Далее, на одном из камней монастырского кладбища тот же архимандр. Леонид прочитал следующее: „Лета 3 р... в московское разоренье убить в Одоеве с башни Никита Лумнович Колупаев за то, что с изменники креста не целовал, а тело его погребено в Настасовоме монастыре”. Из этой надписи видно, что этот патриот смутного времени был выдающимся общественным деятелем; его потомки упоминаются в истории монастыри, как люди видного общественного положения и как усердные благотворители приходского храма: таков в особенности был окольничий и голова московских стрельцов Мих. Петр. Колупаев ****). Наконец, в храме есть два камня, на которых надписи вязью гласят, что в 1752 г. под ними погребены тела князя Гавр. Ив. Соковнина и супруги его, урожденной княжны Вадбольской. Все прихожане крестьяне, занимаются земледелием и гончарными изделиями.
*) Кормовыми книгами у наших предков назывались книги, заключавшия в себе распоряжения о том, когда и как поминать основателей или благотворителей церквей и монастырей и как в память их „кормы кормнти”, т. е. кормить нищих.
**) См. в И. Шумова „Анастасов Богородицерождественский монастырь”. Тул. Е. Вед. 1864 г., стр. 65 - 66.
***) Там же, стр. 66 - 67.
*****) Род Колупаевых теперь не существует ни в с. Анастасово, ни в окрестности его.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Одоевский уезд, стр. 582
По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского.
Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада - монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера - оба придела - Валаама Хутынского и Екатерины - и между ними проход к колокольне, с юга - двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.
За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.
Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево - миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо - вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.
Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий - в третьем проеме, считая от трапезной.
Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.
В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.
Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.
Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.
Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада - воздушнее и легче.
Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.
Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.
Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже - из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.
В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой - председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище