Биография евгения винокурова. Биография винокуров е
«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого».
Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…
Абрам Кузьмич Новопольцев
Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника. Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».
Егор Иванович Сороковиков-Магай
Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. "Он седне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь. "Смелем тебе, только говори сказки нам!" Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.
Анна Куприянова Барышникова
Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».
Федор Иванович Аксаментов
Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель). Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой. Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.). В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.
Наталья Осиповна Винокурова
Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать». Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).
Дмитрий Савельевич Асламов
Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».
Матвей Михайлович Коргуев
«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.
Винокуров Евгений Михайлович (1925-1993), русский поэт.
Родился 22 октября 1925 в Брянске в семье военного М.Н.Перегудова; взял фамилию матери. После окончания 9-го класса был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Печатался с 1948; в 1951 окончил Литературный институт им. А.М.Горького, тогда же вышла первая его книга Стихи о долге, в 1956 - сборники Синева, вызвавший одобрение Б.Л.Пастернака, и Военная лирика, за которыми последовали сборники Признанья (1958), Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Музыка (1967), Характеры (1965), Ритм (1966), Зрелища (1968), Жест (1969), Метафоры (1972), В силу вещей (1973), Сережка с Малой Бронной (1974), названием для которого послужило созданное в 1953 одноименное стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике 20 в., положенное в 1958 на музыку А.Я.Эшпаем; Контрасты (1975), Дом и мир (1977), Жребий (1978), Благоговение (1981), Бытие (1982), Космогония, Ипостась (оба 1984, Государственная премия СССР, 1987), Участь (1987), Равноденствие (1989).
В русле своей основной темы - духовное возмужание человека, «песчинки» и творца одновременно, в ходе неоднозначного и бурного исторического процесса, - поэт, отличаясь приверженностью к точной бытовой детали, мягким юмором и лиризмом, в четком и ясном стихотворном повествовании стремится прежде всего найти суть, логику и даже красоту происходящего за внешней, скупой, будничной или даже травмирующей, явленностью бытия.
Нравственный максимализм, тяга к философскому обобщению и одновременно к постижению психологических глубин приводит Винокурова к заключению, что жизнь человека - это «вечное усилие подняться над самим собой».
В многочисленных статьях о литературном творчестве (сборники Поэзия и мысль, 1966, где, в духе научно-технической эйфории 1960-х годов, прокламируется тождество поэтического и научного мышления; Остается в силе: О классике и современности, 1979, существенно корректирующий рационализм предшествующего постулата и др.). Автор повести По законам военного времени (1980, совм. с Н.Арсеньевым), переводов.
Неудивительно, что для поколения поэтов и писателей, которых непосредственно коснулась Великая Отечественная война, именно человек на войне и после неё зачастую становился центральной темой творчества. Стихи Евгения Винокурова - не исключение из этого правила.
Винокуров прожил 67 лет, и скончался в Москве 23 января 1993 года. Возможно, не каждый в России легко вспомнит этого поэта по имени, но его произведения, вроде «Серёжка с Малой Бронной», знакомы практически каждому.
До начала творческого пути
Евгений Михайлович Винокуров родился в Брянске, 22 октября 1925 года. Его отец был военным. Интересно, что будущий поэт получил фамилию от матери - Винокуров, а не отцовскую - Перегудов. Позже этот факт советский классик объяснял тем, что мать, заведующая женотделом, ревностно отстаивала идеи гендерного равноправия.
Евгений Винокуров стихи в юности, по всей видимости, не писал. Зато именно в юные годы он получит тот жизненный опыт, что определил всё будущее творчество - военный. Винокуров даже не окончил школу, уйдя на фронт в 1943 году. Служил артиллеристом, и немало отличился в боях - будучи ещё восемнадцатилетним, командовал взводом (и это, отметим, уже не в первые годы войны).
Война для будущего поэта окончилась в Силезии. После демобилизации всё пережитое за несколько лет на фронте выплеснулось в творческий порыв.
Начало литературного пути Винокурова
Уже в 1948 году, в журнале «Смена», стихи Евгения Винокурова впервые были напечатаны. Предисловие к стихотворению написал сам Илья Эренбург, поэтому можно сказать, что Винокуров сразу же обратил на себя внимание.
В это время Евгений Михайлович уже был студентом Литературного института имени Горького, через который прошли многие советские классики, и однозначно выбрал поэзию делом своей жизни. В 1951 году он окончил обучение, и почти одновременно с этим выпустил первую свою книгу.
Критики отнеслись к молодому поэту весьма благосклонно - к примеру, его сборник «Синева», опубликованный в 1956 году, высоко оценил Борис Пастернак. Широкая аудитория тоже была высокого мнения о творчестве Винокурова.
Евгений Винокуров стихи создавал, по мнению литературоведов, в традициях философской лирики, восходящих к творчеству Тютчева и Баратынского - что для ХХ века уже само по себе достаточно необычно. Необычным было и то, что поэт всегда стремился показать в своём творчестве войну без лишних громких слов и пафоса, что весьма присущи многим авторам «военного поколения».
Дальнейший жизненный путь
Начиная с середины 1950-х годов, Винокуров очень активно печатался: серьёзные сборники стихов стабильно выходили раз в несколько лет, вплоть до конца 80-х. Но развитию советской поэзии Евгений Михайлович содействовал не только собственным творчеством.
Некоторое время он руководил отделом поэзии журнала «Октябрь», и, благодаря Винокурову, в издании печатались такие поэты, как Белла Ахмадулина, Леонид Мартынов, Борис Слуцкий, Николай Заболоцкий и другие. Многие известные деятели литературы были его учениками в Литературном институте имени Горького - Винокуров длительное время преподавал в нём.
В 1987 году заслуги Евгения Винокурова были отмечены Государственной премией СССР. В том же году вышла последняя его книга, под названием «Самая суть» - в оставшиеся шесть лет жизни публиковался Винокуров уже мало.
Poembook, 2015
Все права защищены.
371 -
Н. О. ВИНОКУРОВА
ВИНОКУРОВА, Наталья Осиповна - крестьянка с. Челпанова (Верхоленского района, ок. 200 км. от Иркутска, по старому Куленгинскому тракту). Как уже подробно сказано во вступительной статье, она является самым ярким и сильным представителем реально-психологического направления в русской сказке. Но этот художественный реализм имеет у нее еще некоторую специфическую окраску. Ее сказки входят целиком в обще-крестьянскую линию, но кроме того, это - сказки крестьянки , т. е. женские сказки, сказки бедной крестьянки и, вдобавок, бедной сибирской крестьянки. Эти три момента придают особый тон и направление всей ее сказке.
Женское начало выразилось прежде всего в характере ее репертуара. У ней заметно преобладают женские сюжеты: «верная жена», «мудрая жена», «купеческая дочь и разбойники», «купеческая дочь и кучер», «неверная сестра», «министрова жена» и др. Любимая ее сказка - по ее собственному признанию - сказка о верной жене, но с особенной симпатией и нежностью воспроизводит она образ матери. Правда, у нее встречаются и сюжеты «неверной матери» («Утка с золотыми яйцами», «Звериное молоко»), но в их трактовку она вносит свои специфически-личные черты. В частности, в ее сказках отсутствует
372 -
момент наказания матери; суровое же наказание неверной жены или неверной сестры - встречается.
Обычно же, образ матери окутан у ней глубоким уважением, и она любовно воспроизводит материнские заботы о детях, ее тревоги, скорбь при сыновних неудачах и т. д. Но образом матери не исчерпывается круг женских образов и тем Винокуровой. Она останавливается на различных проявлениях женского чувства, и каждый раз подходит к нему со свойственным ей тонким, психологическим чутьем. Во вступительной статье, уже был отмечен сильный и страстный образ любовницы лешего. В ряду с ним можно поставить яркую фигуру молодой красавицы, тоскующей со своим старым мужем: «Вот идет Вася по городу, прогуливается. Он - великолепный красавец был. Сидит ета министерша на третьим етаже́, увидала Васю и слезно всплакала. «Вот люди - так люди. Вот так красота. А я за ком пропадаю».
Собиратели и исследователи не раз отмечали особые свойства женских сказок. В них отмечают: «господство чувства», «тонкость и нежность задушевного тона» и т. п. Все это приложимо и к сказкам Н. О. Винокуровой. Особенно сказались эти свойства в разработке одного из эпизодов сказки о «верной жене» (см. приложение 1-е), где с резкой отчетливостью и огромной художественной силой обрисовалась тонкая, чуткая и деликатная натура сказительницы - в эпизоде свадебного пира: «Подвыпили все фрелены, ковалера́ тонцуют, а его насмех подымают: «Что же ты со своей молодой не тонцуешь?» - А он боится ее спросить , может она обидится . Где же ей - с мешкой ходила - поди не умет . И посылат горнишну спросить ... Здесь уже смешиваются воедино и неразличимо личный такт и психологическое чутье и такт художника.
Резко выражена в ее творчестве и сибирская стихия. Почти в каждой ее сказке встречаются черты местного быта и местной природы. Один из любимейших мотивов у нее - мотив скитальчества, «странствования», бродяжничества; с этим тесно сплетен у нее и другой мотив, который можно назвать мотивом приюта прохожего, отражающий одно из характернейших явлений быта сибирских притрактовых селений. В сказке «Заклятый сад» к бывшей царевой горничной, убежавшей некогда
373 -
375 -
от царского гнева бродяжить и позже разбогатевшей, живущей со своими сыновьями-богатырями, ночью стучатся прохожие. «Сыновья мать спросили: «Мамаша, каки-то прохожие стукаются». - «Ах, дорогие детки, пустите, если прохожие. Я сама долго странствовала, жалею всех». Аналогичные примеры также в сказках: «О Марке богатом», «О мудрой жене» и пр. Вообще, «сибирское» широкой волной разлито в творчестве Винокуровой. То оно скажется в какой-нибудь бытовой детали, то проглянет в каком-нибудь штрихе диалога, то развернется в широкой типично-бытовой сибирской картине. Сын орла-царевича, переодевшись девушкой, называет себя простой челдонкой, - как любят именовать себя с притворным смирением сибиряки. В сказке об «Утке с золотыми яйцами», царь спрашивает старика: «Что же, дедушка, ты расейский али здешний уроженец?» Наконец, в ее сказках нашли отражение и почти все главнейшие стороны промысловой жизни верховьев Лены: сплав, обозные транспорты, наем рабочих на сплав и ленские прииски, охота и т. д. В сказке о верной жене - довольно отчетливо знакомство с тюремным бытом и его порядками: в этом нужно видеть, очевидно, следы поселенческого влияния и поселенческих рассказов.
Одним из центральных моментов в ее творчестве является также мотив бедности. Как уже сказано ранее, этот момент не явился фактором, преобразующим ее стиль и метод и выводящим ее сказки в сферу иной идеологии, но он придал своеобразный оттенок ее повествованию и переформировал некоторые сюжетные схемы и положения. Очень показателен и характерен с этой стороны наказ старика-лесника («Брат и сестра») своему приемышу о снисхождении к бедным: «Может, кто бедный человек лесинку рубит - не бери с него взятки... Бедных людей обидить нечего». В сказке о жене-оборотне купец, умирая, завещает: взыскать все долги с богатых, долги же за бедными - зачеркнуть.
Такого рода личные привнесения тесно сплетаются с моментами традиционной поэтики. Эта неразрывная связь резче всего обнаруживается в той же сказке о верной жене, где купеческий сын женится на пленившей его нищей девушке. Из этого старинного сюжета Н. О. Винокурова сумела создать целую поэму любви и бедности.
Преобладание реально-психологических интересов заметно
376 -
Н. О. Винокурова скончалась только в текущем году (1930), на седьмом десятке жизни. В момент записи сказок ей было около 50 лет.
Евгений Михайлович Виноку́ров
(22 октября 1925, Брянск - 23 января 1993, Москва) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1987). Член КПСС с 1952 года.
Биография
Родился 22 октября 1925 года в Брянске в семье Михаила Николаевича Перегудова, военного, и Евгении Матвеевны Винокуровой. Мать, зав. женотделом и ревнительница равноправия, записала сына на свою фамилию. После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода.
Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга. В 1951 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького, тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году - сборник «Синева», вызвавший одобрение Б. Л. Пастернака. «Серёжка с Малой Бронной» - созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века, положенное в1958 году на музыку А. Я. Эшпаем.
Возглавив вместе со С. П. Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», открыл в 1954 году юную Б. А. Ахмадулину, напечатал лучшие стихи Л. Н. Мартынова, Б. А. Слуцкого, заново утвердил в литературе имена вернувшихся из лагерей Н. А. Заболоцкого и Я. В. Смелякова. С 1971 по 1987 год был зав. отделом поэзии журнала «Новый мир». Большого внимания заслуживает вышедшая под редакцией Винокурова антология «Русская поэзия XIX века» (1974).
Длительное время вёл творческий семинар в Литературном институте, его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А. В. Василевский, поэтесса О. А. Николаева, историк П. А. Кошель, поэтесса И. В. Ковалёва, поэт и журналист А. А. Дидуров.
Умер 23 января 1993 года. Кремация состоялась на Донском кладбище, урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Награды и премии
Государственная премия СССР - за сборники «Бытие» и «Ипостась» (1987)
орден Трудового Красного Знамени
Орден Отечественной войны I степени
медали
Творчество
Винокуров сознательно продолжал традиции философской лирики Тютчева и Баратынского. Исходным пунктом его поэзии послужил опыт войны, поданный без ложной героики; это стихи о смерти, об одиночестве, родившиеся большей частью позже как воспоминания. В стихах Винокурова нет повествования, он видит суть неприметных на первый взгляд вещей и событий, выбирая для проникновения в глубину человеческого бытия чувства в их пограничной ситуации, образы технической цивилизации и города, крайне редко - природы. Повседневность, цивилизация с её угрозой миру души давали толчок его творческой работе. Поэзия Винокурова рождалась вдохновением, которому он доверял и почти не исправлял однажды написанное. Контрасты, двойственность смысла, порой, и парадоксы он использовал для раскрытия истины. Человека он изображал ищущим и сомневающимся. Винокуров ничего не заявлял, он лишь намечал контуры. Он возвращал первоначальный смысл затасканным, на первый взгляд, словам, помещая их в необычный контекст; точно так же и рифмой он старался усилить действенность мысли.
- Вольфганг Казак
Книги
«Стихи о долге», 1951
«Синева», 1956
«Военная лирика», 1956
«Признанья», 1958
«Лицо человеческое», 1960
«Слово», 1962
«Музыка», 1964
«Земные пределы», 1965
«Поэзия и мысль. Статьи», 1966
«Ритм», 1967
«Голос», 1967
«Москвичи», или «В полях за Вислой сонной…», 1968, 1974
«Зрелища», 1968
«Избранное. Из девяти книг», 1968
«Жест», 1969
«Метафоры», 1972
«В силу вещей», 1973
«Контрасты», 1975
«Пространство», 1976
«Остается в силе. Статьи», 1979
«Бытие», 1982
«Аргументы», 1984
«Ипостась», 1984
«Самая суть», 1987