9 охарактеризуйте значение судебника 1550 года. Появление нового свода законов
История России полна событиями, которые влияли не только на жизнь её населения, но и на глобальный исторический процесс. Таблицы, посвящённые разнообразным темам отечественной истории, дают возможность увидеть за большим количеством фактов стройную систему. Они также помогают проследить связи между историческими фактами, а также понять роль выдающихся отдельных деятелей в судьбах России. Характерная для таблиц лаконичная форма изложения позволяет получить объяснение многих фактов в небольшом объёме текста. Имеются таблицы по политической, экономической истории, по истории права и истории культуры.
- - Военная судьба России отличается богатством и разнообразием. На протяжении всей истории наше государство имело военные конфликты с самыми разными странами, но в каждом противоречии русские солдаты и командиры проявляли высшую степень мужества.
- - Без исключения все правители Древней Руси, Российской Империи, СССР и современной России были выдающимися личностями, деятельность которых была направлена на усиление нашего государства и развитие культуры, экономики и социальной сферы.
- - Хотя по итогам русско-турецкой войны 1735-39 гг. Россия присоединила всего один город, эта война принесла ей стратегический перевес в Северном Причерноморье и позволила со временем присоединить весь этот регион.
- - В Древней Руси мирным договорам не придавали большого значения, несмотря на активную внешнюю политику. Рассмотрев заключенные договоры и узнав их нюансы, удастся понять цели внешней политики и амбиции Рюриковичей.
- - В период правления Романовых мирные договоры стали регулярной практикой, а страна наращивала военный потенциал и международный авторитет. Каждый заключенный в это время договор - отражение положения России на международной арене.
- - Изучая конференции в годы ВОВ, человек может понять, какие настроения царили в мире, и как изменялось положение на фронте. Именно на этих конференциях заключались важнейшие договоры и решалась судьба будущих поколений.
- - Появление западников и славянофилов свидетельствовало о пробуждении русской общественной мысли, «прижатой» после восстания 1825 г. И те, и другие размышляли о дальнейшей судьбе России, предлагая свои варианты развития.
- - Начиная с предледникового периода, или времени существования архантропов, человеческое общество поступательно развивалось и совершенствовало орудия труда, виды хозяйственной деятельности и тип организации общественной жизни.
Основные программные установки политических партий в России в начале XX века.
НАЗВАНИЕ ПАРТИЙ
Основные программные
установки
Национальный
вопрос
Аграрный
вопрос
Рабочий
вопрос
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ
1903 РСДРП
1907 РСДРП
(меньшевики)
Ю.О. Цедербаум
(Л. Мартов)
Партия должна быть открыта для всех слоёв населения. Допускались разные точки зрения и взгляды. Гегемон революции – буржуазия, пролетариат – союзник, а крестьянство – реакционная сила. За буржуазно-демократическую революцию: свержение самодержавия, установление демократической республики, всеобщее избирательное право и демократические свободы, широкое местное самоуправление. После революции должна установиться диктатура пролетариата для социалистического переустройства общества.
1906 г. : муниципализация земли, т. е. передача конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.
1903 РСДРП
1907 РСДРП
(большевики)
В.И. Ульянов (Ленин)
Партия должна быть замкнутой, законспирированной, со строгой дисциплиной и основным принципом «меньшинство подчиняется большинству». Гегемон – пролетариат, крестьянство – союзник, а буржуазия – контрреволюционная сила. За буржуазно-демократическую революцию: свержение самодержавия, установление демократической республики, всеобщее избирательное право и демократические свободы, широкое местное самоуправление. После революции должна установиться диктатура пролетариата для социалистического переустройства общества.
Право наций на самоопределение и их равноправие.
Возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их наделов земель, отмена выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных сумм.
1906 г.: конфискация всех видов земельной собственности и передача в собственность государства (национализация).
8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверхурочных работ.
ПСР (эсеры)
Партия социалистов-революционеров
В.М. Чернов
Главная задача – подготовка народа к революции. Движущей силой считали «рабочий класс» (всех, кто живёт собственным трудом – крестьянство, рабочие, интеллигенция). После свержения самодержавия должно быть установлено «народовластие» через работу Учредительного собрания.
Как метод борьбы активно использовали индивидуальный террор.
Федеративные отношения между отдельными национальностями, безусловное право наций на самоопределение.
Социализация земли, т.е. изъятие её из товарного обращения и превращение в общенародное достояние. Правом распоряжаться землёй наделялись крестьянские общины, которые должны были разделить землю между всеми, кто её обрабатывает по потребительской или трудовой норме (по едокам или работникам в семье)
Не уделяли внимания.
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ
(октябристы)
А.И. Гучков
Главная цель – оказание «содействия правительству, идущему по пути спасительных реформ».
Требовали сохранения единства и нераздельности Российского государства, его унитарного характера.
Уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, облегчение их выхода из общины, переселенческая политика, продажа крестьянам государственных и помещичьих земель. Отчуждение помещичьей земли только на крайний случай на условиях «справедливого вознаграждения, установленного законной властью»
Не выдвигали требования 8-часового рабочего дня. Ограничивали право рабочих на проведение стачек в отраслях, имевших государственное значение.
Конституционно-демократическая партия (кадеты)
П.Н. Милюков
Установление конституционного строя (форма правления – конституционная монархия или республика). Отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, установление свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод.
Основной метод борьбы – тактика давления на правительство через легальные возможности и прежде всего через Думу.
Право на культурное самоопределение всех наций и народностей.
Увеличение земельной площади наделов за счёт частичного отчуждения частновладельческих земель.
8-часовой рабочий день, право на стачки.
МОНАРХИЧЕСКИЕ
«Союз русского народа»
«Русское собрание»
«Монархистская партия»
«Русский народный союз имени Михаила Архангела»
Восстановление и укрепление «исконных русских начал», сохранение и укрепление самодержавия.
Программа националистического толка. «Россия для русских! За веру, царя и Отечество! Православие, Самодержавие и Народность! Долой революцию!»
Как метод борьбы использовали погромы даже среди мирного населения как метод устрашения и наведения порядка. Организовывали боевые дружины, которые часто именовали «чёрная сотня».
Введение
Гл.1 Предпосылки принятия и общая характеристика Судебника 1550г.
1.1 История и предпосылки появления Судебника 1550г.
Гл.2 Характеристика основных институтов права по Судебнику 1550г.
2.1 Уголовное право.
2.2 Гражданское право.
2.3 Процессуальное право.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
В 1550 г., в связи с совершеннолетием Грозного начинается лучший период его деятельности. Под влиянием священника Сильвестра, вокруг царя собрался особый круг советников («избранная рада»), который проводил реформы. Начало внутренней реформы связано с торжественным «собором», заседавшим в Москве в 1550 – 1551 гг. На этом соборе был «исправлен» Судебник 1497 г. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов: землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются направления, по которым будет, проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Преобразования Судебника 1550 г. касаются главным образом наместнического управления, в целом сохраняя старую систему кормлений. Судебник 1550 года или Царский Судебник, по словам самого царя Ивана Васильевича, представлял «исправление прежнего судебника, приноровленное к современным потребностям общества и к старым русским узаконениям, которые были опущены при издании прежнего Судебника». Новый Судебник также отличается строгостью наказаний. Судебник царя Ивана Васильевича так же, как и Судебник 1497 г., делится на две половины, из которых в первой говорится о Порядке суда, а вторая заключает в себе узаконения по частному гражданскому праву. Выбранная мной тема актуальна и в настоящее время т.к Российское законодательство сложилось с течением времени, вбирая в себя положения предшествующих актов. Данная работа имеет своей целью: рассмотреть положения Судебника 1550 г. как отправной точки в реформах 1550 – 1564 гг.; дать развернутую оценку статьям Судебника; рассмотреть основные институты права; показать значение этого документа на данном историческом этапе и его связь с последующими законодательными актами.
Гл.1 Предпосылки принятия и общая характеристика Судебника 1550г.
1.1 История и предпосылки появления Судебника 1550г.
В. Н. Татищев был первым историком, обратившим внимание на Судебник 1550г. Он приобрел рукопись Судебника, писанную „с прописью золотом", в роскошном переплете, и в 1734г. поднес ее, „яко вещь дивную", императрице Анне Ивановне, а снятую им копию передал в Академию Наук. С этой „собственноручной" копии Татищева, в настоящее время не разысканной, Судебник был издан Г. Ф. Миллером в 1768 г.1 Это издание передает текст списка Судебника, а также примечания Татищева к отдельным статьям Судебника. Кроме Судебника, в нем опубликованы указы правительства с 1550 по 1607 г. и письмо царя Ивана Васильевича к казанскому архиепископу Гурию. Издатель стремился передать использованный им список возможно точнее, исправляя только явные ошибки переписчика. Но самый список, положенный в основу этого издания, не свободен от некоторых изменений и модернизации текста, модернизации, свойственной всем копиям Татищева.
В том же 1768г. появилось и другое издание Судебника, подготовленное переводчиком Академии Наук Семеном Башиловым. Оно напечатано по списку, преподнесенному в 1746 г. Академии Наук канцеляристом Устюжской епархии Иваном Поповым. Список, по словам издателя, XVII в. К основному списку даны варианты и дополнены пропущенные места по двум спискам Татищева, сохранившимся до наших дней в Библиотеке Академии Наук. Примечания к ним сделаны Татищевым; эти списки хранятся в Библиотеке Академии Наук СССР под номерами 16.14.9 и 17.8.29 (см. стр. 128 к 129, описание списков 35 и 38). Кроме Судебника, в это издание включены „Книги законные Юстиниана", „Указы дополнительные Судебнику" за 1550-1581 гг. и Таможенный устав 1571г. Издание Башилова отличается исключительной тщательностью. В критических примечаниях, следующих за текстом, издатель указывает, что передавал текст с абсолютной точностью „от литеры до литеры". Примечания очень четко излагают правила, положенные в основу издания.
Оба списка Судебника 1550г., положенные в основу названных изданий,- собственноручный список Татищева и список Попова, - в XVIII в. хранились в Академии Наук. В настоящее время они не разысканы.
Третье издание Судебника появилось в 1819г. Оно было подготовлено к печати К.Ф. Калайдовичем и П. М. Строевым на основании списка, принадлежавшего Калайдовичу. Список этот, по словам издателей, „преимуществует перед прежними своей древностью и точностью". Список передан вполне точно; как сказано в предисловии, „не только одно слово или речение, но ниже самая буква не проронены против подлинника". Этот список в настоящее время хранится в ЦГАДА, в Древлехранилище, отд. 5, рубр. № 4 (см. стр. 122, списание списка 15).
В 1841 г. вышел в свет первый том Актов исторических. В нем также издан Судебник 1550г. К изданию привлечены 18 рукописных списков и 4 предшествующих издания; три вышеперечисленные и четвертое - так называемый Сводный" Судебник, напечатанный в 1774г. В основу издания положен “свод Судебника”, составленный П. М. Строевым из трех принадлежавших ему списков; ныне все они хранятся в Государственной 11убличной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ГПБ), в собрании Погодина под №№ 1841, 1342 и 1843 (см. стр. 120, 123 и 127, описание списков 9, 23 и 33). Дальнейшая работа по подведению вариантов из рукописных списков и печатных изданий проведена главным редактором издания протоиереем Иваном Григоровичем. В предисловии приведен перечень использованных списков, но не сказано, какими правилами и приемами руководствовались издатели при передаче текста.
Мы не упоминаем здесь об изданиях Судебника 1550г., являющихся простыми перепечатками перечисленных изданий и не имеющих самостоятельного значения.
Мы имеем, таким образом, четыре издания Судебника, основанные
непосредственно на рукописях. Но первое (изд. Миллера) воспроизводит одни, притом поздний и значительно искаженный список Татищева, во втором (Башилова) и третьем (Калайдовича и Строева) хотя и положены в основу, видимо, близкие к подлиннику списки, переданные очень тщательно и точно, все же самый выбор списков был случайным. Кроме того, Калайдович и Строев вовсе не привлекли к изданию варианты других списков, а Башилов использовал для вариантов только два поздних списка Татищева. Четвертое издание (АИ) надо признать наименее отвечающим требованиям строго научного издания. Правда, издатели привлекли к этому изданию значительное количество списков, использованных ими для подведения вариантов. Но прием, примененный в этом издании для построения основного списка - слияние воедино текстов трех списков и искусственное создание из них по существу нового текста, надо признать неудовлетворительным. Эти соображения вызывают необходимость нового издания Судебника 1550г., для которого к тому же мы располагаем гораздо большим количеством списков, нежели составители предшествующих изданий. Подлинник Судебника, принятый на заседании Боярской думы в июне 1550г. и представленный на утверждение Стоглавого собора в следующем году, до нас не дошел. Сохранились лишь многочисленные списки его. В Актах Археографической экспедиции напечатана опись царского архива; в этой описи упомянут Судебник „за дьячими руками", очевидно подлинник Судебника 1550г. Списки с этого подлинника рассылались за скрепою дьяка приказа в областные места из центральных учреждений, смотря по тому, где кто судим" (см. стр. 127, описание списка33).И только немногие списки делались для людей, интересующихся Судебником как историческим памятником. Поэтому не приходится удивляться, что большинство дошедших до нас списков относится ко второй половине XVI в. и к первой половине XVII в., т. е. ко времени от составления Судебника до введения в судебную практику нового законодательного памятника-Уложения 1649г.
Изучение и сличение сохранившихся списков Судебника показывает, что текст их настолько близок между собой, что нет никаких оснований говорить о существовании различных редакций этого памятника. Текст отдельных списков, за немногими исключениями, не содержит существенных смысловых разночтений. Большинство вариантов имеет характер перестановки слов, список, случайных пропусков, а в более поздних списках-осмыслений писцом ставших непонятными слов и выражений. Наличие подобных вариантов не дает оснований для составления генеалогии списков и разделения их на отдельные редакции. Это вполне объяснимо в отношении памятника, который имел чисто официальное значение и сравнительно очень кратковременную жизнь. К тому же подвергать его изменениям или дополнениям не было оснований, поскольку все новые указы приписывались к Судебнику, что предусмотрено было в самом Судебнике: „А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатца, и те дела в сея Судебнике приписывати" (ст. 98)
Предпосылки появления Судебника:
1) реформы Ивана IV Грозного;
2) неактуальность Судебника 1497 г., потребность в его конкретизации.
1.2 Общая характеристика Судебника 1550г.
С развитием процесса централизации государства возникла необходимость создания нового свода законодательства, каковым и стал Судебник 1550 года (царский). Данный документ базируется на нормах Русской Правды, обычном праве, судебной практике и Судебнике 1497 года (так как называемый "великокняжеский").
Основа любого исторического источника феодального нрава находится в непосредственной связи с той или иной стадией развития феодальных отношений, регулируемых отдельными актами. Если возникновение Судебника 1497 г. связано с формированием Русского централизованного государства, требовавшего создания общерусского феодального права, то Судебник 1550 г. явился памятником, направленным на ликвидацию последствии боярского правления и дальнейшее развитие и укрепление экономических и политических позиций тех социальных групп, на которые опиралось правительство Ивана IV, - дворян-помещиков, а также верхов посада. Однако усилившиеся к середине XVI в. антифеодальные выступления широких народных масс- восстание в Москве 1547 г., восстания посадских люден и крестьян во многих других городах Русского государства - требовали консолидации всех сил феодалов. Судебник 1550 г. представляет новый шаг в развитии юридической техники того времени. Он состоит из глав и статей, которые большей частью тематически сгруппированы (например, ст. 76-97, относящиеся к гражданскому нраву). Аналогично предыдущему Судебнику, в нем уделяется основное внимание нормам, регулирующим судоустройство и судопроизводство. Но это не дает оснований характеризовать судебники как неполные кодексы, свидетельствующие о слабом развитии русской правовой мысли. Просто многие институты и целые отрасли права в тот период регулировались специальными актами или даже системой актов, например семейное право, отнесенное к церковной юрисдикции.
Судебник 1550 г. значительно усиливает роль центральных судебных органов. Предусматривается территориальный характер суда «по приказам» (ст. 7,72). Возрастает значение великокняжеского суда, сосредоточившего контроль за судом удельных князей по делам, совершенным на Территории Московского уезда (ст. 100). Сохраняя систему кормлений, Судебник 1550 г. усиливает контроль центральных органов за нижестоящими. Это обеспечивалось, прежде всего расширением института доклада. Он становится обязательным не только по наиболее опасным уголовным делам, но согласно ст. 71 является обязательным для всех наместников, устраняя их кормление с боярского суда. Одновременно усиливалась взаимосвязь и зависимость кормленщиков от органов местного самоуправления. Сохраняя за наместниками и волостелями право творить немедленный суд и расправу над лихими людьми, Судебник вместе с тем подтверждает значение губных органов. Проявлением процесса усиления роли центральных органов, в частности, судебных, являются и нововведения Судебника 1550 г. о судебной ответственности наместников и волостелей за взяточничество и волокиту, установление санкций за нарушение порядка судебного рассмотрения, определение новых видов преступлений.
Судебник 1550 г., по словам самого царя Ивана IV, представляет «исправление прежнего Судебника». В первом Судебнике заметно особое стремление к централизации и отчасти неуважение к старым порядкам суда, новый же, хотя и не отрицает централизации, но в то же время обеспечивает и децентрализацию, т. е. местное управление, и относится с уважением к прежним порядкам. Кроме того, новый Судебник отличается строгостью наказаний за нарушение утвержденного порядка.
Судебник 1550 г., как и Судебник 1497 г., делится на две половины, из которых в первой говорится о порядке суда, а вторая содержит узаконения по частному гражданскому праву. По Судебнику 1550 г. виды суда были те же, какие и по Судебнику 1497 г. Судебными доказательствами по царскому Судебнику были письменные документы, показания свидетелей, крестное целование и поле. Относительно свидетелей он вводит новое узаконение, по которому, если истец представляет несколько свидетелей и одни из них скажут «в его речи», т. е. сходно с ним, а другие против его речей, то первые имеют право требовать поединка с последними.
В Судебнике впервые в истории России закон был провозглашен единственным источником права. Отражая политику дальнейшего закрепощения крестьянства, Судебник подробно определил положение холопов, в том числе “кабальных холопов”, уточнил порядок выплаты “пожилого”, ввёл новую пошлину «за повоз», уплачивавшуюся в случае отказа крестьянина от выполнения обязанности привезти с поля урожай землевладельца, подтвердил ”Юрьев день”. Судебник способствовал ликвидации феодальной раздробленности в Русском государстве, хотя ряд его норм имел компромиссный характер.
Одним из важнейших источников Судебника 1550г. явилось законодательство, охватывающее период времени между первым и вторым Судебниками. Кодификационная работа по созданию Судебника 1550 г. означала отбор из предшествующего законодательства тех законов, которые соответствовали политике Ивана IV.
Судебник был утвержден во время масштабных реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятельности 50-х г. XVI в. Он состоит из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и богатству правовых институтов значительно превосходит Судебник 1497 г.
Основными формами земельной собственности были вотчина (наследственное землевладение) и поместье (условное землевладение);
Основными способами приобретения вещных прав считались: захват, давность, находка, договор и наследование; Пожалование земли представляло собой сложный комплекс юридических действий (выдача жалованной грамоты, “обыск”, заключавшийся в публичном обмере земли, запись в приказной книге);
Родовые права на имущество стали ограничиваться главным образом правом родового выкупа и правом родового наследования. В купленных вотчинах чаще всего круг правомочий вотчинника определялся в жалованной грамоте;
В купленных вотчинах – субъектами собственности являлись семья (муж и жена). Поместные наделы жаловались лицам, связанным с княжеским дворцом и службой князю: “слугам под дворским”, княжим мужам, дворянам.
Были такие договора как: договор займа, найма, договор купли-продажи, залог. До середины XVI века преобладающей формой заключения договоров оставалось устное соглашение. Договора без “кабалы”, т.е. письменно не зафиксированные и опиравшиеся на свидетельские показания; К концу века всё большее значение стала приобретать письменная форма сделок – кабал. Постепенно возникла и крепостная (нотариальная форма сделок).
При заключении договора, закон запрещал должникам служить в хозяйстве кредитора. Залог по Русскому праву XV-XVI веков выражался в переходе на залогополучателя прав владения и пользования имуществом залогодателя, но без полного перехода права собственности на вещь.
Сделка была действительна, если выполнялись все условия договора. Лицам, пострадавшим от побоев выдавалась “полётная грамота”, в которой устанавливалась отсрочка платежей по долгам. Так же сделка признавалась недействительной, если она была заключена в состоянии опьянения или под действием обмана.
На развитие семейно-наследственных отношений в ХII - ХV вв. заметное влияние оказывали специфические факторы. В условиях владычества Орды роль мужчины-воина как главы семьи повысилась. С другой стороны, формировалось нечто вроде «затворничества»
женщин из-за опасности насилия. Закреплялись особые правила «домостроя», выразившиеся в подчиненности женщин в быту, запрете мирских увеселений и т. д. Обремененное военными заботами государство независимо от своей воли консервировало правило «домостроя», облегчающие повиновение семьи жесткому государственному порядку. В крестьянской среде подчиненность женщин была особенно ощутима.
С присоединением Новгорода и Пскова к Московскому государству угасли наметившиеся там ориентиры наследования. Воля наследователя уже не была абсолютным критерием, Судебники 1497 и 1550 гг. для новых форм (вотчин и поместий) установили значительные наследственные ограничения. Женщины допускались к наследованию (ст. 60 Судебника 1497 г. ист. 92 Судебника 1550 г.). Родовые вотчины оставались в роду, их не имели права завещать по своей воле. Поместья также не могли отчуждаться «на сторону», они переходили к детям с условием службы. Женщины получали из состава поместий законную долю на «прожиток». В крестьянской среде практиковалось наследование по обычному праву.
В целом ко времени Судебника 1550 г. вопрос о соотношении завещания и закона не всегда достаточно ясно регламентировался нормами права. Более четко обозначены права первоочередных наследников - жены и детей, лишь при их отсутствии призывались к наследованию другие родственники. Внебрачные дети не имели прав на наследство как плод «блуда».
Одним из видов преступления – было преступление против государства; К их числу Судебник относил «крамолу». Под крамолой понималась измена, заговор, призыв к восстанию или поднятие восстания и другие действия, совершаемые преимущественно представителями господствующего класса и направленные против правительства. Именно как крамолу стали рассматривать великие князья отъезд бояр к другому князю. Так же ими (преступлениями) являлись: мятежи, заговоры, попытки смещение государственного строя, подделка ценных бумаг, что в принципе и было характерно для того периода.
Ещё одним видом преступления были имущественные преступления;
Собственность феодала на средства производства и неполная собственность на работника производства является основой производственных отношений при феодальном строе.
Судебник предусматривал следующие виды преступлений против имущественных прав: 1) разбой
2) похищение чужого имущества (татьба)
3) истребление или повреждение чужого имущества
4) противозаконное пользование чужим имуществом.
Так же были преступления против порядка управления (неуплата налогов, неподчинение приказам должностных лиц), против нравственности (долгое время супружеской измены, сожжение, колдовство), против личности (убийство (душегубство), нанесение телесных повреждений, оскорбление (словом или действием), клевета), против веры.
Обострение классовой борьбы, вызванное усилением закрепощения крестьянства и эксплуатации всего трудящегося населения, стремление господствующего класса к охране частной собственности вообще и, главным образом, собственности на землю приводит к установлению новых, более жестоких видов наказаний.
По Судебнику наказание имело цель не только покарать преступника и извлечь при этом имущественные выгоды, как было в первоначальный период развития феодальных отношений, но и устрашение масс. В этот период начинает складываться получивший впоследствии широкое распространение принцип: «чтобы, смотря на то, другим неповадно было так делать».
Именно в целях устрашения населения расправы с участниками заговоров, восстаний и иными «коромольниками» совершались, открыто, при массовом стечении народа и отличались особой жестокостью.
Смертная казнь устанавливалась за особо опасные преступления: убийство зависимым своего господина, крамолу, церковную и головную татьбу, поджог города, а также татьбу, разбой, душегубство, ябедничество или любое лихое дело, совершённое «ведомым лихим человеком».
В самом Судебнике не указываются способы осуществления смертной казни. Для наказаний стали характерны жестокость и неопределенность их формулировки (что также служило целям устрашения).
Однако исследование документальных данных показывает, что способы осуществления смертной казни были чрезвычайно разнообразны. Большей частью смертная казнь осуществлялась через повешение или отсечение головы. Телесные наказания применялись как основной и Членовредительные наказания кроме устрашения выполняли важную символическую функцию - вьщеление преступника из общей массы, "обозначение" его. В качестве дополнительных наказаний часто применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид имущественная санкция применялась в случаях оскорблений и бесчестья (ст. 26) , как дополнительный - при должностных преступлениях, нарушении прав собственника, земельных спорах и т.д. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего. Сохранились прежние формы судебного процесса. Состязательный процесс используется при ведении гражданских и менее тяжких дел. По решенному делу суд вьщавал "правовую грамоту", с вьщачей которой иск прекращался. Розыскной процесс - применялся в наиболее серьезных уголовных делах (государственные преступления, убийства, разбой и др.) В ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличным или собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. В качестве новой процессуальной меры использовался "повальный обыск" - массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования». По приговору суда «облихованный» но не признавший своей вины преступник мог быть подвергнут тюремному заключению на неопределенный срок. Решенное дело не могло вторично рассматриваться в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило по докладу или жалобе, допускался только апелляционный характер пересмотра. Судебная система состояла из инстанций: 1) суд наместников (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) суд Боярской Думы или великого князя.
Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика
"смешанных" судов. В централизованной государственной системе судебный аппарат не был отделен от административного аппарата. Государственными судебными
органами были: царь, Боярская Дума, путные бояре, чины, ведающие отраслевыми управлениями и приказы. На местах судебная власть принадлежала наместникам, волостелям, позже - губным, земским органам и воеводам. С 15 в. Боярская Дума становится самостоятельным судебным органом, совмещая эти функции с управленческими. В качестве суда первой инстанции Дума рассматривала дела своих членов, приказных чинов, местных судей, разбирала споры о местничестве. Дума сама могла выходить к государю с докладом, прося разъяснения и окончательного разрешения дела.
Рассмотренные Думой приговоры, поступавшие из приказов, обобщались в докладной записке, которая становилась законодательным актом и именовалась "новоуказной статьей". С возрастанием роли письменного судопроизводства возрастала роль дьяков, стоявших во главе приказов (в состав Думы вводятся думные дьяки, возглавлявшие Разрядный, Посольский, Поместный приказы и Приказ казанского дворца). Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладывались царю.
Предусматривалось наказание как для судей, отказавшихся в принятии жалобы, так и для жалобщиков, обращавшихся с незаконной жалобой. В 1550 году учреждается Холопий
приказ, ведавший всеми спорами о холопах, оформлявший крепостные и отпускные грамоты, кабальные записи. Местные судебные органы строились как административные органы, по системе
"кормлений" Функции суда выполняли наместники и волостели. Без их ведома
рассматривались только тяжкие уголовные преступления. Наместники и волостели были обязаны являться в вышестоящий суд по его требованию: перечень поводов для такого вызова давал Судебник 1550 г.
Наряду с государственными и вотчинными судами особняком стояла группа "данных" или третейских судов. Эти суды назначались властями в случаях, когда стороны просили об этом, а данное дело не относилось к числу "приказных", т.е. прямо входящих в компетенцию судебного органа. Такие суды назначались из числа низших чиновников и отрабатывали только отдельные стадии судебного процесса. Первые третейские суды появились в середине 14 века. Они рассматривали частные, но не казенные или государственные дела. Решения по спорам - между частными лицами основывались на доброй воле, носили мировой характер. Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины ХVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.
В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло своё яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.
Гл.2 Характеристика основных институтов права по Судебнику 1550
В 1497 г. был принят такой важный источник средневековой правотворческой политики, как первый Судебник Русского централизованного государства. Его издание явилось важной мерой укрепления политического единства, усиления власти единого центрального правительства. Он основывался на предшествующем законодательстве (Русской Правде, уставных грамотах, Псковской судной грамоте), судебных решениях, но содержал и много новых положений, прямо связанных с изменениями, происходившими в Русском государстве. Статьи Судебника (всего их 68) дают возможность понять многие стороны общественно-политической жизни Руси того времени (например, усиление власти великого князя, увеличение влияния дворянства, ограничение прав кормленщиков, появление понятия судебных инстанций и многое другое)3. Нормы Судебника 1497 г. - типичный пример правотворческой политики феодального государства, открыто защищавшей привилегии господствующего класса, неравное положение зависимых сословий.
Социально-экономические и политические процессы в XVI в. определили изменение формы правления Русского государства: в середине XVI в. начинает складываться сословно-представительная монархия, особенностью правотворческой политики которой являлось привлечение царской властью для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни представителей не только господствующих сословий (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населения. Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, прежде всего к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности и т.д. При этом главной опорой царя продолжало оставаться дворянство. Совершенно особую роль в законодательном процессе и правотворческой политике Русского государства в это время играли Земские соборы. По своему характеру и роли это были чрезвычайные органы, к помощи которых русские цари и правящая верхушка прибегали только в крайних случаях, когда происходили или возникала необходимость произвести ощутимые изменения общественного строя страны. Само возникновение Земских соборов связано с задачами преобразования России из примитивного централизованного государства в сословно-представительную монархию. Иными словами, целью созыва Иваном IV Грозным 27 февраля 1549 г. первого Земского собора было ослабление власти бояр и дальнейшее усиление власти великого князя. В формально-правовом смысле Собор преследовал цель "общественного примирения" в условиях нестабильности, вызванной боярской смутой. Итогом правотворческой работы первого Земского собора стало предварительное одобрение содержания Судебника 1550 г.
Круг регулируемых в нем вопросов стал значительно шире. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении, подробнее регламентированы вопрос о розыске "лихих" людей, судебный процесс. Была значительно усилена роль центральных судебных органов, возросло значение великокняжеского суда. Увеличилось число деяний, признаваемых преступными. Тяжесть наказания иногда прямо (например, в статьях о бесчестье) поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего. Впервые было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы 4. Судебник Ивана Грозного (IV)- сборник законов, составленный в 1550 г. В Судебнике Ивана IV повторены почти все 68 статей Судебника Ивана III 1497 г., но Судебник Ивана IV, включающий 100 статей, более полон. Составление Судебника было направлено на укрепление царской власти, на ограничение власти бояр. Состав судебной власти в Судебнике Ивана IV расширен: кроме лиц, перечисленных в Судебнике Ивана III, судьями являются также дворецкие, казначеи, дьяки и всякие приказные люди Почти все эти лица к моменту издания первого судебника числились еще холопами; теперь приказный элемент стал играть решающую роль в суде; это означало усиление царской власти. Согласно Судебнику Ивана IV помещики (дети боярские) не подлежали суду боярских, вельможных наместников: "Во всех городах Московской земли наместников детей боярских не судити ни в чем". Судебник разрешал выбор дворянами и купцами особых целовальников, которые участвовали в суде наместника: функции последнего по взиманию налогов переходили к т.н. излюбленным головам, или старостам5.
Важным источником права в период формирования сословно-представительной монархии являлся Судебник 1550 г. (в истории он получил также название Царского), который можно охарактеризовать как законодательное оформление перехода от кормлений к институту губного и земского самоуправления. В нем отразились изменения в российском законодательстве с 1497 по 1550 г. "Судебник 1550 г. усиливал роль центральных судебных органов, в частности их контроль за нижестоящими судами"6. Характерна неразрывная связь судебных функций с управленческими, переход от обвинительной формы судебного процесса (раннефеодальной) к розыскной (следственной), от состязательного процесса к инквизиционному. Судебник 1550 г.7 в ст. 4 устанавливает ответственность за подлог судебных документов. Дьяк за подложный протокол уплачивал половину суммы иска, другую половину возмещал боярин, который должен был следить за своим подчиненным. Кроме того, дьяк подлежал тюремному заключению. В ст. 5 предусматривалась ответственность подьячего за те же нарушения - он подлежал торговой казни (битье кнутом на торговой площади, бесчестье). Статьи 2 - 5 Судебника впервые отграничивают судебную ошибку от должностного преступления, что представляется весьма важным с точки зрения дифференциации ответственности.
(В теории юридической ответственности последнего времени дана такая дефиниция: "Судебная ошибка есть непреднамеренное (в силу внутреннего убеждения) объективно противоправное деяние судьи, препятствующее установлению объективной истины в конкретном деле, касается ли оно установления фактических обстоятельств дела, его правовой квалификации или определения юридических последствий либо существенного нарушения процессуальных правил"8.
Статьи 8 - 10 Судебника определяют размер пошлины, которые полагались должностным лицам. Ответственность должностных лиц за "лишек таксы" заключалась в уплате в тройном размере. По показаниям иностранцев судьи и дьяки, изобличенные в лихоимстве, могли быть подвергнуты телесному наказанию, сопровождаться бесчестием9. В ст. 28 закреплено положение о том, что подьячие подлежат уголовной ответственности за подлог. Статья 32 - за вымогательство взятки недельщиком - уплата суммы взятки в тройном размере и отстранение от должности. А ответственность судьи, получившего взятку через недельщика, в данной норме не прописана. Статьи 33 - 34, так же как и ст. ст. 8 - 11 Судебника, определяют размер пошлины. Статьи 41 - 42 устанавливают ответственность дьяка за выдачу срочных грамот, который обязан выплатить всю сумму причиненного ущерба (как в ст. ст. 4, 28). В данном случае появляется новое положение - возможность регресса дьяка к подьячему.
Злободневность "выдачи срочных грамот", в нашем понимании вынесение судебного решения без выяснения истины по делу, без рассмотрения всех доказательств в условиях состязательного процесса, обострилась в постсоветской России. Пресловутые обеспечительные меры, налагаемые некоторыми судьями без достаточных оснований, а иногда и при явном нарушении правил о подсудности, с завидным упорством практиковались судьями (конечно, единицами) судов общей юрисдикции и арбитражных судов вопреки разъяснениям Верховного Суда РФ соответствующих правовых норм. Такие действия не единожды приводили к самой строгой дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи. Эти меры дисциплинарного воздействия воспринимаются как адекватные, когда обеспечительные меры, даже не связанные, к примеру, с "перекрытием краника на газовой или нефтяной трубе", способны привести к тяжким экономическим последствиям вплоть до банкротства предприятий.
Возвращаясь к Судебнику 1550 г., нужно отметить, что ст. 44 регламентировала ответственность за такие же нарушения, как и в ст. 28 (подлог), срок тюремного заключения недельщика определялся государем (если виновен дьяк - возмещение ущерба и "что государь скажет"). Статья 47, в отличие от Судебника 1497 г., запрещает в аппарате недельщика с помощью членов семьи выполнять работу, осуществлять функции обеспечения судебной деятельности ездоков и заговорщиков (помощник недельщика). Ранее напротив, это широко практиковалось. Ответственность недельщика за неправомерные действия ездоков заключалась в возмещении иска, а ездок подвергался торговой казни. Продажа или обида, учиненная заговорщиком, возмещалась всем заговором (всем коллективом) и влекла за собой тюремное заключение виновного. То есть имела место круговая порука, которая гарантировала исполнение функций недельщика. Статья 53 Судебника 1550 г. устанавливала ответственность за отпуск (освобождение за взятку) задержанных подследственных; недельщик истцу возмещал ущерб, кроме того - торговая казнь и предварительное тюремное заключение до определения наказания государем. В ст. 54 установлена повышенная санкция за незаконную отдачу на поруки без обращения в вышестоящую инстанцию или продажу татя без боярского и дьячего ведома в холопы - обязанность выплатить двойную сумму иска и уголовное наказание. Статья 62 определяет развитие судопроизводства - целовальники постепенно превращались в должностных лиц - присяжных заседателей. Предписано обязательно хранить заверенную копию протокола судебного заседания у лучших людей, которые могли поднять вопрос о проверке решений местного судьи. Произведено упорядочение действий кормлений - установлен единый размер пошлины за хоженое, езд и правду. Статьей 66 регламентирована компетенция кормленщика без боярского суда; решение, вынесенное некомпетентным судьей, не имеет юридической силы, судья (в данном случае наместник или волостель) возмещает понесенные господином холопа или рабы убытки в двойном размере, а дело передается (вероятно) центральным судьям. В ст. 67 сказано - тиун за выдачу без доклада наместнику правых грамот, по которой оправдан холоп, подлежит тюремному заключению и возмещает убытки. Если оправдан холоповладелец - нет ответственности. В обоих случаях решение тиуна теряют силу (здесь проявляется классовая сущность Судебника). Статья 69 Судебника - о проверке судебных решений наместничьего суда. Если суд был, но не таков (т.е. выясняется несоответствие протокола или рассказа наместника с его помощниками истинному ходу судебного заседания и фактическим обстоятельствам дела) - иск взыскивается с судьи и следует наказание "что государь скажет". Статья 70 устанавливает контроль за наместником и волостелем по применению ареста. За незаконный арест, когда человек нуждался в поручительстве, но без ведома выборного из дворянства был арестован - подчиненные наместников и волостелей выплачивали арестованному бесчестье, "посмотрев по человеку" (размер зависел от сословия, личности арестованного - опять-таки проблема равенства перед Законом), а также возмещение ущерба в двойном размере. Если родственники обратятся с жалобой, то арестованный освобождается под поручительство. В ст. 71 прописаны санкции за нарушение: если без доклада вышестоящему суду осудят или отпустят татя, душегубца, лихого человека - сумму иска оплатит вдвое и "вкинут" в тюрьму до царского государева указа. Статьей 74 определяется санкция за увеличение вдвое пошлины в сместном суде - с обеих сторон - судей взыскивается в тройном размере. Статья 96 запрещает наместникам, волостелям, тиунам и плательщикам пятнать непроданных и доморощенных лошадей. Такие действия с целью получения пошлины влекут возмещение взятых пошлин в тройном размере и еще наказание по усмотрению государя. Как видим, Судебник 1550 г. стал более широко применять экономические санкции к судьям за допускаемые правонарушения, причем часто не в виде гражданско-правовой ответственности при причинении материального ущерба, а за нарушение личных неимущественных прав, неэффективную защиту законных интересов. cудебник преступление предписание закон
Как отмечает М.И. Клеандров, гражданско-правовая ответственность судьи базируется на соответствующих нормах ГК РФ и п. 5.2 Европейской хартии о статусе судей, предусматривающих, что возмещение ущерба, понесенного на незаконной основе вследствие решения или поведения судьи при исполнении им полномочий, обеспечивается государством. В настоящее время это положение хартии защищает независимость судей10.
"Можно отметить, что Судебник 1550 г. был направлен на укрепление позиций тех социальных групп и слоев населения, на которые опиралось правительство Ивана IV - служилых людей (дворян) и верхушки посадского населения"11.
В исследуемый период развития Русского централизованного государства значительные вопросы судопроизводства регулировались так называемыми губными грамотами, приговорами вышестоящей судебной инстанции, а также указами и уставными книгами.
В ряде статей Судебника Ивана IV устанавливаются довольно суровые наказания за взяточничество и умышленное неправосудие; но по-прежнему имущество виновного после удовлетворения истца шло судьям. Судебник усиливает прикрепление крестьян к земле и санкционирует барщину как общее правило. Сохраняя прежний срок для перехода крестьян с земли (неделя до и неделя после Юрьева дня), он увеличивает плату за "пожилое" на два алтына и устанавливает выходную плату в два алтына за "повоз" (барщинные повозные работы, которые обычно выполнялись зимой); санкционирование общей барщины косвенно вытекает и из следующего постановления: если переходящий на другую землю крестьянин оставил поле засеянным, то он вправе следующим летом снять жатву, уплатив определенный взнос владельцу; в этом случае он не обязан барщиной. Судебник был утвержден на земском соборе 1550 г. и одобрен Стоглавым собором в 1551 г.
Регламентация Судебника 1550 г. охватывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширяется круг субъектов преступления - в него включаются холопы. Значительно определеннее устанавливаются в законе субъективные признаки преступления, разрабатываются формы вины.
Преступление - это, прежде всего, нарушение установленных норм, предписаний, а также воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства. Усиление центральной власти обусловило развитие форм внесудебной, внеправовой расправы. Практика выработала такую своеобразную форму судебного процесса, как “облихование”(ст.52 Судебника 1550 г.) :если подозреваемого обвиняли в том, что он “ведомо лихой человек”,этого было достаточно для применения к нему пытки. Обвинение предъявляли 15-20 человек “лучших людей”, детей боярских, дворян, представителей верхушки посада или крестьянской общины. Очевиден был внеправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. Появляется понятие “крамола”, т.е. антигосударственного деяния. В него кроме видов особо тяжких преступлений, включались также заговоры и мятежи.12
Таким образом, можно констатировать появление в законе понятия государственного преступления, которое было неизвестно Русской Правде. К этому виду примыкает группа должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка (“посул”), вынесение заведомо несправедливого решения, казнокрадство. Развитие денежной системы породило такой состав преступления, как фальшивомонетничество (чеканка, подделка, фальсификация денег). Эти новые для законодателя составы связывались с ростом бюрократического аппарата.
В группе преступлений против личности выделяются квалифицированные виды убийства (“государский убийца”, разбойный убийца), оскорбление действием и словом. В группе имущественных преступлений много внимания было уделено татьбе, в которой также выделялись квалифицированные виды: церковная, ”головная”(похищение людей) татьба, неограниченные юридически друг от друга грабеж и разбой (открытое хищение имущества).
Система наказаний по судебникам усложняется, целью властей становится демонстрация их всесилия над обвиняемым, над его душой и телом. Высшей мерой наказания была смертная казнь, которая могла быть отменена помилованием со стороны государя. Для наказаний стали характерны жестокость и неопределенность их формулировки (что также служило целям устрашения). Телесные наказания применялись как основной и дополнительный вид. Членовредительные наказания кроме устрашения выполняли важную символическую функцию - выделение преступника из общей массы, “обозначение” его. В качестве дополнительных наказаний часто применялись штрафы и денежные взыскания. Как самостоятельный вид имущественная санкция применялась в случаях оскорблений и бесчестья (ст. 26), как дополнительный - при должностных преступлениях, нарушении прав собственника, земельных спорах и т.д. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего. Сохранились прежние формы судебного процесса. Состязательный процесс используется при ведении гражданских и менее тяжких дел. По решенному делу суд выдавал “правовую грамоту”, с выдачей которой иск прекращался. Розыскной процесс - применялся в наиболее серьезных уголовных делах (государственные преступления, убийства, разбой и др.) В ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличным или собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. В качестве новой процессуальной меры использовался “повальный обыск” - массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру `облихования”. По приговору суда “облихованный” но не признавший своей вины преступник мог быть подвергнут тюремному заключению на неопределенный срок. Решенное дело не могло вторично рассматриваться в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило по докладу или жалобе, допускался только апелляционный характер пересмотра.
Судебная система состояла из инстанций:
1) суд наместников (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) суд Боярской Думы или великого князя.
Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика “смешанных” судов. В централизованной государственной системе судебный аппарат не был отделен от административного аппарата. Государственными судебными органами были царь, Боярская Дума, путные бояре, чины, ведающие отраслевыми управлениями и приказы. На местах судебная власть принадлежала наместникам, волостелям, позже - губным, земским органам и воеводам. С15 в. Боярская Дума становится самостоятельным судебным органом, совмещая эти функции с управленческими. В качестве суда первой инстанции Дума рассматривала дела своих членов, приказных чинов, местных судей, разбирала споры о местничестве. Дума сама могла выходить к государю с докладом, прося разъяснения и окончательного разрешения дела.
Рассмотренные Думой приговоры, поступавшие из приказов, обобщались в докладной записке, которая становилась законодательным актом и именовалась “новоуказной статьей”. С возрастанием роли письменного судопроизводства возрастала роль дъяков, стоявших во главе приказов (в состав Думы вводятся думные дъяки, возглавлявшие Разрядный, Посольский, Поместный приказы и Приказ казанского дворца). Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладывались царю. Предусматривалось наказание как для судей, отказавшихся в принятии жалобы, так и для жалобщиков, обращавшихся с незаконной жалобой.
В 1550 году учреждается Холопий приказ, ведавший всеми спорами о холопах, оформлявший крепостные и отпускные грамоты, кабальные записи. Местные судебные органы строились как административные органы, по системе “кормлений”. Функции суда выполняли наместники и волостели. Без их ведома рассматривались только тяжкие уголовные преступления. Наместники и волостели назначались князем из бояр на срок или в наследственную должность.
Судебные функции осуществляли княжеские или боярские тиуны, дворецкие, слободчики, приказчики, посельские, подельщики, доводчики и другие чиновники. Наместники и волостели обязаны были докладывать свои решения в вышестоящие суды: государю, Боярской Думе.
Контроль со стороны местного населения осуществляли представители местной администрации: дворский и староста. Это правило было закреплено в Судебнике 1550 г. Наместники и волостели были обязаны являться в вышестоящий суд по его требованию: перечень поводов для такого вызова давал Судебник 1550 г.
Наряду с государственными и вотчинными судами особняком стояла группа “данных” или третейских судов. Эти суды назначались властями в случаях, когда стороны просили об этом, а данное дело не относилось к числу “приказных”, т.е. прямо входящих в компетенцию судебного органа. Такие суды назначались из числа низших чиновников и отрабатывали только отдельные стадии судебного процесса. Первые третейские суды появились в середине 14 века. Они рассматривали частные, но не казенные или государственные дела. Решения по спорам между частными лицами основывались на доброй воле, носили мировой характер.